Бит, флоу и егетләр: Кто и зачем делает рэп на татарском


МС, которые рифмуют на языке Тукая и Джалиля.

Сообщество Татар рэпы™ «ВКонтакте» насчитывает более 6 тысяч подписчиков. Здесь публикуют треки местных исполнителей и обсуждают свежие релизы. Но для того, чтобы понять о чем поют артисты и пишут комментаторы, придется отыскать на полке словарь и учебник по татарскому языку.

Первые рэп-треки на татарском языке, которые услышала широкая публика, стали появляться в середине нулевых. Большой вклад в развитие татарской рэп-сцены внесла группа Ittifaq (в переводе с арабского «единение»), которая привнесла новые мотивы в консервативную татарскую музыку. В процессе развития появлялись новые артисты и даже целые лейблы и звукозаписывающие студии. В 2012 году участники Ittifaq основали татарский инди-лейбл Yummy Music, где собрали ярких и разножанровых музыкантов. Примерно в это же время Фанир Галимзянов, выступающий под псевдонимом Funt, начал собирать хип-хоп объединение Yellow Side. Площадок для выступлений было не так много, артисты отмечают, что самые запоминающиеся выступления состоялись на форуме «Мин татарча сөйләшәм!».

Выглядят татарские рэперы не очень канонично. Здесь редко встретишь широкие штаны и тексты на остросоциальные темы. Сами артисты далеки от жизни музыкальных звезд с гастролями и толпами фанатов, для многих музыка — это хобби, которое почти не приносит денег. В своих треках они поют про любовь, родину, простое человеческое счастье и размышляют о смысле жизни, а дословный перевод на русский напоминает хокку.

Всю неделю Enter слушал татарский рэп, чтобы понять, что это такое, и кто его делает.


%d0%b3%d1%80%d0%b0%d1%842

  • Кто-то делает «лицо» тонной макияжа,
    Я счастливый и сумасшедший, когда ты смотришь на меня с улыбкой

Татарский — мой родной язык, поэтому я решил писать именно на нем. Началось все с обычных стихов. Потом как-то попробовал эти слова наложить на бит. И пошло-поехало. В основном наша публика в сети, случай выйти на сцену представляется крайне редко. Обычно выступаю на татарских дискотеках либо на концертах альтернативной музыки. Очень запомнилось выступление в апреле этого года на форуме «Мин татарча сөйләшәм!» — невозможно передать словами ощущение, когда перед тобой тысяча человек, и каждый из них качает головой под бит. Периодически проходят рэп-батлы, которые я стараюсь не пропускать.

Чтобы знакомить людей с татарским рэпом, в июне 2011 года начала работать группа Татар рэпы™. Создавал ее не я, но принимал активное участие и впоследствии стал администратором. Цель группы — собрать в одном месте такое явление, как татарский рэп. Потому что я сам занимаюсь этим, и мне это интересно. Более того, я могу заявить, что до сих пор нет аналогов такого уровня. Благодаря группе каждый может зайти и посмотреть, что вообще творится на татарской рэп-сцене. Это некоммерческий проект, поэтому мы можем себе позволить отбирать записи тщательно. Сегодня все, кому не лень, начинают рифмовать на уровне пятиклассника и записывают треки на диктофон. Одна из основных задач сообщества — продвижение молодых и талантливых ребят. Если продукт качественный во всех смыслах, то мы публикуем музыку исполнителя.

Рэп не кормит. Тем более в Татарстане. Я знаю много талантливых ребят, которые выпускают очень хорошие треки, но со временем это отходит на второй план. Музыку хочется делать многим, но для этого нужны время и деньги. О большой сцене приходится только мечтать. Есть всего несколько коллективов, которые добились определенной популярности. Отмечу Ittifaq — пожалуй, с них начался татарский рэп. Они сделали революцию в татарской музыке своим первым альбомом. Чуть позже появилась группа Libertas. Они тоже были очень популярны. Наверное, потому что для нашего народа это было что-то новое и необычное. Потом, как я и говорил, начали записывать все, кому не лень, и это сильно подпортило репутацию татарского рэпа.


k-ru

  • Я научился слушать свое сердце,
    Даже если пойду по неправильному пути, потеряю дорогу

Я с детства занимаюсь музыкой, учился в музыкальной школе. В 2005 году начал пробовать себя в рэпе. Моя карьера развивалась следующим образом: в 2006 году было первое выступление на фестивале Snickers Урбания, в 2007 году меня пригласили в группу «Свое мнение», в том же году мы выпустили альбом, затем работал в «Доктор клуб», а в 2008 году выпустили полноценный альбом «Романтика в суровости бытовухи», который презентовали в «Пирамиде». Позже вступил в объединение Napalm Production, в рамках которого вышло три альбома. В 2015 году записал свой сольный альбом «Якты», сейчас принимаю участие в записи альбома группы Ittifaq, который выйдет в этом году.

Я не сразу стал исполнять рэп на татарском. Познакомившись с основателями татарского рэпа группой Ittifaq и «Шакуром», я решил попробовать себя в татарской музыке. Получилось неплохо. Раньше я исполнял юношеский рэп, пел про проблемы этого возраста, тусовки и веселье. Сейчас в моих текстах говорится о том, чтобы каждый был в ответе за себя и никого не обвинял. Я пишу позитивные песни о будущем, добре и любви.

Есть разные исполнители, кто-то в своих песнях продает запрещенные вещества и употребляет их, кто-то злой и крутой парень в своем районе и т. д. Не думаю, что татарские рэперы — это дилеры или подъездные бандюганы. Все — адекватные и образованные ребята, которые хотят показать себя или рассказать о том, что происходит в их жизни. Правда, у татарского рэпа очень узкая аудитория, большого спроса на наше творчество нет.


%d1%84%d1%83%d0%bd%d1%82_%d0%bd%d0%be%d1%80%d0%bc

  • Мы остановились на воображаемой остановке с названием «мир»,
    Азраил был бы счастлив встретиться с нами

Музыкальный слух и чувство ритма мне, наверное, передались от родителей. Папа очень хорошо играет на клавишных, мама поет, у сестер есть музыкальное образование. Родители хотели, чтобы я тоже учился в музыкальной школе, пробовали меня туда записать, но надолго меня не хватило. Я безумно влюблен в музыку — слушаю ее столько же, сколько помню себя. В 16 лет я записал свой первый трек, он был на татарском, потому что это мой родной язык. Судя по отзывам слушателей, у меня получилось довольно неплохо. Первые выступления были на татарских дискотеках, потом на рэп-вечеринках, пару раз ездили в Уфу, Челябинск, Йошкар-Олу. Очень запомнилось выступление в Уфе: публика там просто превосходная, приняли нас очень тепло. На данный момент я записал 2 альбома в составе группы Libertas и один сольный альбом. В своих песнях я поднимаю самые разные темы, большинство треков — о любви.

В конце 2012 года я начал собирать в одну команду молодых талантливых рэп-исполнителей. Причиной этому было желание поднять рэп на татарском на новый уровень — чтобы молодые ребята, которые горят этим, делились между собой своим опытом, поддерживали друг друга, росли и развивались вместе. Сейчас качественного материала стало намного меньше. Могу выделить такие группы, как Ittifaq, Jeedmeen и Black Bars.

Рэп на татарском звучит менее агрессивно, потому что сам язык очень мягкий, и его часто сравнивают с французским. А темы более близки к русскому рэпу, — все-таки мы живем в одной стране.


ittifaq

  • Нытиков никто не любит
    Сердце, которое все время горит, — не застынет
    Пойми, каждый день не бывает праздник
    Наши солнечные дни еще впереди

Группа Ittifaq, которая появилась в 2005 году, стоит особняком во всем татарском рэпе. Ильяс Гафаров и Назим Исмагилов были одними из первых, кто начал делать рэп на татарском. Их первый альбом стал некой революцией в татарской музыке. Группа является постоянными участниками фестиваля «Мин татарча сөйләшәм», а их концерты проходили далеко за пределами Татарстана. Также дуэт писал музыку к спектаклям. В 2012 Ittifaq принимал активное участие в создание татарстанского инди-лейбла Yummy Music, на котором выпускаются Радиф Кашапов, Oscar Yunusov & C7-C5, Зарина Вильданова и другие артисты. Этим летом группа отметила 10-летие большим концертом на «Фабрике Алафузова», а сейчас готовит новый альбом.

В треках Ittifaq поет о любви, одиночестве и социальных проблемах. «Хип-хоп движение началось в 2005-2006 годах, когда Ittifaq и Шакур независимо друг от друга начали активно работать каждый в своем направлении. Более ранние работы на татарском можно было услышать у рэпера Фокса из Альметьевска и Гравэ из Барды, но это были единичные случаи. К 2007-му местные лейблы почувствовали потребность молодежи в ”уличной музыке”, но еще не знали, как ее преподнести. Так что без ляпов не обошлось, хотя и удалось выпустить несколько альбомов.

Массовость этого движения в наши дни можно оценить по количеству групп, выступающих на тех или иных площадках. Я насчитал десять-пятнадцать, но, к сожалению, на качестве материала это не особо сказывается: хип-хоп в России умеют делать единицы, а уж в Казани тем более. Можно было бы надеяться на прогресс, если бы в городе существовало достаточно хип-хоп площадок или хотя бы тематических мероприятий. Несмотря на растущую популярность хип-хопа в целом по России, Казань всё же остается немного в стороне. Тут не ценятся даже электронные музыканты, выпускающиеся на западных лейблах, не говоря уже о каких-то ”школьниках в широких штанах”», — рассказывал Ильяс Гафаров в интервью изданию OpenSpace.


Текст: Павел Вдовин

Смотреть
все материалы