Красивые женщины и обычные сумасшедшие в спектакле «Шуба-Дуба»


Никогда не знаешь, что тебе покажут на спектакле современного театра. Они могут довести драматургией до слез или до приступа жадности за потраченные 200 рублей за билет. Там можно увидеть все. Но вот классически красивые женщины на сцене — большая редкость (да простят меня за это неполиткорректное высказывание). Интересные, характерные, гениальные, симпатичные, яркие — пожалуйста. А дивы с киношной красотой — наперечет. Тем удивительнее было смотреть спектакль «Шуба-Дуба» ижевского театра «Птица», который прошел в «Углу» в эти выходные. Актрисы иногда просто отвлекали от сюжета своей внешностью. Они были бессовестно хороши и знали об этом. С другой стороны, уследить за логикой повествования было решительно невозможно.

Ведущий сразу предупреждает, что это история из жизни обычных сумасшедших. Хотя, я бы назвала это историей о том, какой в Европе дефицит женщин. Недаром Друг Главного Героя (Кирилл Романов) буквально «с порога» делится своими сексуальными пристрастиями. Пылесос, убежден он, при правильном обращении способен заменить подружку. И с умывальником у парня своя история любви. И с Манекеном (Ирина Кулакова). И с массой других приспособлений. На этом фоне престарелая, пропахшая хлоркой Домработница (Артем Родыгин) кажется ему богиней, за которую нужно бороться. Она, кстати, еще и нос воротит.



Сам Главный Герой (Артем Широбоков) тоже непрост. Сперва он пытается ночью пробраться в комнату своей Бывшей Девушки (Тая Яблокова) и остричь ей волосы, чтобы сварить их в молоке. Если вы не знали, это лучший способ вернуть любимую. Правда, он перепутал комнаты, и шевелюры лишилась ее тетушка, но с кем не бывает. Потом у Героя дома оживает одеяло, на что он реагирует с легким недоумением: «Может, это из-за алкоголя? Но я не хочу из-за этого бросать пить».

Еще у Героя замечательные родители. Мама (Елена Гущина) — типичная, образцово-показательная Тетка-В-Халате. У каждого из нас есть похожая родственница с параноидальными наклонностями. Она предрекает родным смерть от Альцгеймера, яростно следит за политической ситуацией в мире и периодически спрашивает сына: «Интересно, когда ты перед нами извинишься за то, что не оправдал наших надежд?».
Папа (Ренат Мирзеев) тоже узнаваемый типаж Подкаблучника-С-Пивом, который умудряется ходить налево даже при тотальном контроле. А его Любовница (Анна Шишигина) — мастер спорта по скоростному страданию: она может выплакаться ровно за две минуты и продолжить жить дальше, как ни в чем не бывало.

Но самое интересное, когда все эти сумасшедшие встречаются одной большой компанией, каждый ведет себя абсолютно нормально. Обычные, добропорядочные граждане. Они общаются, ходят на вечеринки и поднимают серьезные темы: на чем должна держаться семья? Что роднит сумасшествие и гениальность? Что такое любовь, в конце концов? Все как в жизни. Мы остаемся со своими безумствами лишь наедине с собой или самыми близкими. А в обществе и не подумаешь, что солидный человек уже 20 лет мечтает засунуть лампочку в рот или все утро занимался сексом с манекеном.

Градус нормальности таких эпизодов снижает постоянное переодевание героев в одежду друг друга. Ведь считается, что надев чужой костюм, ты сможешь понять мысли человека, который его носит. Поэтому артисты меняют наряды чаще, чем Элизабет Тейлор в «Клеопатре».

«Вообще, задача была догола раздеться, а потом одеться в вещи друг друга. Но я в последний момент передумала. Пока не знаю, как осуществить это чисто технически: мальчики не влезают в платья девочек. Они у нас очень худые и стройные», — смеется режиссер спектакля Светлана Шанская.

Звучит все это довольно бредово. Поверьте, смотрится еще абсурднее. Но затягивает с первых секунд и не отпускает даже в антракте. Артисты абсолютно очаровательны в своей нелепости. То сядут на колени к случайному зрителю (в этот раз повезло Артему Силкину), то изобразят кусок глины, надев на голову коричневый чулок. Они искренни и органичны до такой степени, что в середине первого акта перестаешь вникать в происходящее и сходишь с ума вместе с ними. Выпадаешь из реальности, хохочешь до упаду и подпеваешь, когда они внезапно (как в индийских фильмах) начинают исполнять хиты «Зоопарка», «Звуки Му», «Чайфа» и еще десятка культовых советских рок-групп.

При этом, только Артем Широбоков из труппы профессионально играет на фортепиано. Но режиссер решила повысить планку, и всем актерам пришлось осваивать музыкальные инструменты и учиться вокалу. Спектакль вообще готовили долго и тяжело, каждый из артистов дополнительно придумывал и режиссировал эскизы по мотивам пьесы. Но этих стараний совершенно не видно. Создается полная иллюзия, что каждый актер живет своей жизнью, а мы тут мимо проходили и случайно заглянули к нему в окно.

Секрет такой легкости в том, что почти все артисты служат в театре «Птица» с самого детства — многие из них на сцене 15-20 лет. Этот театр, как «Барселона», выращивает своих лучших игроков буквально с детсада. Поэтому конкуренция там жесточайшая и отбор в основной состав проходит по самым суровым критериям. Зато профессионализм не вызывает вопросов. Недаром в конце зрители лихо отплясывали на сцене вместе с героями спектакля. Это вам не дежурные аплодисменты из вежливости.

В общем, рекомендую. Театр «Птица» приезжает в Татарстан каждый год последние лет восемь, поэтому в Казани и Свияжске они выступят еще не раз.

Справка

Ижевский театр-студия «Птица» — обладатель Гран-При семи Международных фестивалей и лауреат множества Международных и Российских фестивалей России, Украины, Чехии, Литвы, Эстонии и Республики Беларусь.
В театре работает команда из профессиональных и не профессиональных актеров, средний стаж работы которых 10 лет. На его базе создан инклюзивный театр, в котором играют дети-инвалиды и их родители. Ими поставлено два спектакля — «Алиса в стране Чудес» и «Я — Дон Кихот». В процессе подготовки «Ежик в тумане».

Режиссер — Светлана Шанская, обладатель более 20 дипломов за лучшую режиссуру, член СТД России, заслуженный работник культуры УР, награждена медалью Станиславского. званием Человек Города.

Смотреть
все материалы

Новости партнеров