Дизайнер Алексей Ромашин о чувстве вкуса и леопардовых лосинах


Можно ли поставить креативность на конвейер и почему абстракции не приносят денег.


Алексей Ромашин — легенда российского дизайна. Он представлен в числе 300 ведущих дизайнеров Европы в альбоме-справочнике Who’s Who in Graphic Design, его произведения находятся во многих частных коллекциях России и Европы, а своеобразной визитной карточкой мастера стала идея знака партии «Яблоко». Не говоря уже о том, что он организовал несколько крупнейших международных выставок и издавал в свое время с десяток журналов. Сейчас Алексей Ромашин возглавляет кафедру графического дизайна в «Приволжской медиа-школе» и собственный образовательный проект «Ромашин Design School».

В интервью Enter дизайнер объяснил, как леопардовые лосины влияют на творческие способности, можно ли поставить креативность на конвейер и почему абстракции не приносят денег.

Путь к дизайну


Я был рисующим мальчиком и мечтал стать художником. Но в какой-то момент реально осознал свои силы и возможности. Стало ясно, что Академию Художеств просто не потяну. Тогда пришло компромиссное решение — не становиться живописцем, но пойти в дизайн. Моих художественных навыков для этого оказалось достаточно. И только на втором-третьем курсе я осознал, что дизайн — это клево. Пусть это и не имеет никакого отношения к художественному творчеству. Это совершенно разные профессии, как балет и космонавтика. Более того, мне пришлось выкорчевывать из себя свои художественные навыки, потому что дизайнер видит мир совершенно иначе.

О разнице между художником и дизайнером


Цель художника — выразить самого себя. И чем он более индивидуален, тем он интереснее арт-рынку. Неиндивидуальный художник идет на улицу и продает пошленькие пейзажи с видами города. Дизайнер же работает с архетипами. Он отвечает на некие непроговоренные общественные запросы. Да, он может быть в авангарде каких-то процессов. Как Стив Джобс, который создал новую идеологию компьютера, новый дизайн, смартфоны. Но это не значит, что он высказывал свою индивидуальность. Он нашел то, чего ждали все люди, но не могли сформулировать. И в этом его гениальность. Поэтому настоящий дизайнер — это человек, который нашел: а) свою целевую аудиторию; б) говорит с ней на понятном языке; в) несет этой аудитории то, что она от него ждет.

Дизайнер должен быть сращен с маркетингом намертво. Это понимание пришло ко мне лет 15 назад. Тогда мне пришлось изучать эту дисциплину. Потом начал работать с лингвистикой, потому что не хватало понятийного аппарата, чтобы выразить свои мысли. Ведь дизайн сам по себе не создал своего языка. Художникам не надо ничего объяснять, они довольно неразговорчивые люди. «Либо ты почувствовал, что я хотел изобразить на холсте, либо ты просто не мой зритель». Дизайнер же, в первую очередь, коммуникатор. Он переводит некое сообщение на язык визуальных образов и символов, которые должны быть понятны каждому. Он не занимается созданием абстракций. Если за объектом не стоит никакого месседжа, это уже не дизайн, а произведение абстрактного искусства, инсталляция или перформанс. Дизайн начинается, когда возникает коммуникативная цепочка: я говорю — ты понимаешь.

Об умении обучать и учиться


Я педагог в седьмом поколении. В мою школу дизайна приходят люди, сильно разочаровавшиеся в своей профессии. Это не вчерашние школьники, а взрослые, которых достали маркетинг, пиар, иностранный язык. Либо те, кто всю жизнь мечтал заниматься дизайном, и наконец-то появилась возможность. Праздных нет, все приходят учиться после основной работы трижды в неделю. Поэтому моя первоочередная задача их «разбудить». Мы сначала танцуем, хлопаем в ладоши, пьем горячий чай с сахаром. А после этого происходит два с половиной часа очень активного взбалтывания мозга.

О чувстве вкуса и леопардовых лосинах


В дизайне не имеет особого значения, рисуешь ты или нет. Владеть компьютером тоже не обязательно, его можно освоить за 4-5 месяцев. Главное, что должно быть — это вкус.

Девушки, которые приходили ко мне в леопардовых лосинах, всегда уходили ни с чем. Их было немного, к счастью. Странным образом «леопардовые лосины» стали той частью гардероба, по которой сразу можно понять, что дизайнера из человека не получится. Правда, такие дамы потом первыми открывают дизайн-агентство с целым штатом сотрудников. Если человек слушает Лепса, смотрит дурацкие фильмы, не читает книг — это тоже потерянный для дизайна человек. В нашей сфере любое самовыражение возможно, только если ты достаточно напитался творческими энергиями: смотришь арт-хаусные фильмы, слушаешь необычную музыку, тусуешься с интересными людьми. Тогда в какой-то момент ты понимаешь: «Я могу». Просто не знаешь, на какую кнопку нажимать. И в этом случае приходит педагог и учит, как надо. Любое мастерство состоит из наработанной техники и умения управлять своим вдохновением. Это когда ты проснулся с перепоя, проклинаешь весь мир, но должен сесть и за 40 минут сделать красоту, потому что у тебя дедлайн.

Дизайнер обязательно должен чувствовать тренд. Конечно, если мы говорим о коммерческом дизайне. Нельзя забывать, что существует арт-дизайн. Но это выставочный формат: плакаты, странные вещи, инсталляции. Экспериментальные площадки, где намечаются тренды будущего развития и где дизайнеры меряются силами. Наиболее яркий пример — перспективный дизайн в автомобилестроении. Люди придумывают что-то, чего нет в природе. А технологии лет через 10-15 подтягиваются к этому. Правда, неизвестно, будет это реализовано или нет.

Услышать Алексей Ромашова можно в «Штабе». 28 апреля с 17:00 до 21:00 пройдёт его интенсив «Графический дизайн как особый вид коммуникации XXI века», в рамках которого он даст тонны уникальной информации по управлению волей потребителя в рекламном дизайне, типографике, а также генезису и развитию конструктивизма, постмодернизма и «психоделики».

Смотреть
все материалы

Новости партнеров