Как казанская дизайн-студия создает мебель, вдохновляясь природными формами


Казанская дизайн-студия Qullar на протяжении четырех лет создает предметы интерьера, вдохновляясь природными формами и национальным колоритом. Enter совместно с «Мастерами России» рассказывает историю проекта, родившегося из желания двух архитекторов создавать уникальные вещи, которых не найти в местных магазинах.


Партнерский материал

Команда Qullar слева направо: Константин, Илья, Александр, Динислам

Природные формы и национальный колорит

Казанская дизайн-студия Qullar специализируется на разработке мебели и деталей интерьера. Концепция, которая лежит в основе проекта, — это не только создание уникальных предметов, но и внесение личного вклада в развитие дизайна в России. Команда видит большой потенциал именно в работе на стыке дисциплин, поэтому стремится сочетать разные материалы — от металла и бетона до дерева и текстиля. При этом студия использует исключительно вторичное сырье, тем самым отдавая должное вопросу об экологии. «Мы не только заботимся о природе, но еще и учимся у нее, вдохновляемся растительными формами и иногда что-то заимствуем», — отмечает дизайнер-конструктор Qullar Динислам Хазипов.

Также важным элементом в предметах студии является национальный колорит, который команда старается отражать в названиях проектов, а также в используемых формах и орнаментах. «Нам важно, чтобы люди знали, что тот или иной предмет интерьера сделан именно в Татарстане, в Казани, поэтому стараемся с помощью дизайна передать дух места, где мы живем и работаем. Не хочется создавать абстрактные вещи, которые с тем же успехом могут быть сделаны вообще где угодно», — объясняет Константин Максимов.

Как все начиналось

Студия Qullar родилась осенью 2014-го из желания двух архитекторов — Кости и Динислама — создать уникальный предмет: придумать, сконструировать, воплотить, увидеть вживую, потрогать, повесить куда-то и так далее. Первым предметом стала люстра. Динислам умел работать со сваркой и металлом в целом: во дворе своего дома он сварил две люстры; а Константин на балконе в подъезде их покрасил. Оба светильника они подарили общей подруге — Эльмире, которая тогда как раз открыла в центре Казани коворкинг «Кофе-станция», — люстры отлично вписались в интерьер заведения.

После в адрес Qullar посыпались вопросы о том, какие предметы интерьера они еще могут создавать, помимо светильников. Так в их арсенале появился первый стол: Динислам сделал его, опять же, в подарок их общему с Костей другу — Александру, который вместе с мастером по металлу Ильей чуть позже также присоединился к проекту.

Вложений на начальном этапе не было никаких. Фактически у команды имелась только сварка и пара инструментов отца Динислама и отца Константина. Первое время ребята работали во дворе и на балконе, а потом снимали помещение у знакомого: 200 рублей за вечерне-ночную смену. С первого относительно крупного заказа коллектив купил полуавтоматическую сварку за 25 000 рублей. Таким образом студия и развивалась дальше — все вырученные средства вкладывались в оборудование и немного оставалось себе на жизнь.

Важной точкой в истории дизайн-студии стал новогодний Sunday Up Market (сейчас мероприятие называется Open Space Market, — прим. Enter) — ярмарка, в рамках которой дизайнеры из Казани и другие городов России могли представить свои работы. На тот момент Qullar уже снимали небольшую мастерскую и имели в своем арсенале светильники, стулья и настенный декор. «Тогда же мы поняли, что необходимо объединять предметы в коллекции, чтобы они не были разрозненными, а имели общие формы, материалы», — вспоминает Константин.

Благодаря Sunday Up Market завязались знакомства, и команда получила первый крупный заказ: разработать мини-коллекцию для цветочного магазина «Лили». После этого все закрутилось само собой — включилось сарафанное радио: клиенты сами выходили на дизайн-студию благодаря шлейфу из уже реализованных проектов.

Поначалу Qullar был для каждого из членов коллектива чем-то вроде побочного проекта: Динислам учился в КГАСУ, Александр там же учился в аспирантуре и преподавал, Константин разрабатывал проекты эко-домов на фрилансе, а Илья после окончания университета работал по специальности (экология). Они собирались вместе в мастерской раз в неделю, но по мере увеличения заказов появилась необходимость уделять проекту все больше времени. Поэтому уже к 2016 году Qullar стал для команды основным видом деятельности.

Общественная мастерская Qullar, которая открылась в марте 2018 года

Через тернии к общественной мастерской

До мастерской общей площадью в в 700 м², расположенной в бывшем складе реагентов, Qullar базировались в четырех разным местах. Поскольку бюджета на аренду помещения как такового не было, команде приходилось рассматривать довольно странные варианты, требующие вмешательства. «Первая мастерская была очень маленькой и вместе с нами ее снимали ребята не нашего профиля — они занимались наружной рекламой, — вспоминает Константин. — В какой-то момент мы поняли, что им уже мешают искры от сварки, а нам попросту мало места, и стали искать другую локацию».

Во втором помещении одним из главных плюсов была низкая стоимость аренды. А из минусов — во-первых, протекающая крыша, которую Qullar самостоятельно залатали. Во-вторых, спустя время выяснилось, что здание аварийное — пришлось съехать. «На мой взгляд, второе помещение дало нам профессиональное развитие — там были старые деревообрабатывающие станки, рейсмус, торцовочная пила, аппарат для пылеудаления. Благодаря всему этому у нас появилось понимание о столярном деле».

Третья мастерская на первый взгляд показалась команде отличным решением — нужно было только покрасить стены. Однако в ноябре выяснилось, что помещение не отапливается. Арендодатель кормил Qullar «завтраками», они даже сами сварили батареи, но отопление так и не дали. Четвертая мастерская была неплохим, но слишком маленьким вариантом, поэтому в августе 2017 года дизайн-студия переехала в здание на Технической 23А, принадлежащее заводу Искож.

Удачный переезд и девятичасовая вечеринка

Переехав на новое место, команда сразу задумалась о создании общественной мастерской и зонировании помещения. 700 м² поделили на гардероб (индивидуальные ячейки для хранения), зону для мастер-классов, коворкинг, проектно-макетную мастерскую с ЧПУ-станком, покрасочную зону и два цеха — для работы с металлом и деревом.

Аренда рабочего места в общественной мастерской обходится команде в пять тысяч рублей в месяц, включая возможность работать в цехах и использовать покрасочную камеру. «С резидентами у нас сложились дружеские отношения — они много с чем нам помогали, в том числе и предоставляли какие-то свои инструменты», — рассказывает Александр.

Также в планах Qullar отвести отдельное место под собственный шоу-рум. Сейчас часть предметов дизайн-студии находится в Центре современной культуры «Смена» — сама команда называет ЦСК «дружественной локацией, где им приятно выставить свои работы».

«В прошлом у нас было одно большое помещение для работы со всем: и с металлом и с деревом, — вспоминает Константин. — Да, лофт — это здорово, но неудобно и пожароопасно. Сейчас же у нас для каждого вида работ отдельный цех — металл, дерево, сборка. К тому же в ближайшее время хотим сделать цех для чистого производства — это нужно и нам и резидентам мастерской».

Помимо ежедневного функционирования общественной мастерской, Qullar также стремятся привлекать к себе внимание с помощью побочных мероприятий. К примеру, на данный момент в пространстве прошло три крупных события — вечеринка, приуроченная к открытию мастерской, выставка-презентация коллекции картин Катерины Конюховой и девятичасовая вечеринка, организованная сообществом локальных активистов «Изолента». «Вообще, у нас в голове не было рамок, как должно использоваться это помещение — хотелось попробовать разные форматы. К тому же с помощью подобных мероприятий все больше людей могли узнать о мастерской и о Qullar в целом. Что касается “Изоленты”, то нам было очень интересно, как ребята смогут изменить наше пространство. И, можно сказать, они даже помогли нам немного по-другому взглянуть на уже привычную мастерскую», — объясняет Александр.

При этом с организации вечеринки «Изоленты» Qullar не поимели никаких денег. «Во-первых, это наши хорошие знакомые, нам нравится, что они делают и какой вносят вклад в развитие музыкальной сцены Казани. И во-вторых, мы понимаем, что заработать на таких вечеринках сложно, потому что аренда оборудования, света и прочего стоит очень больших денег», — рассказывает Александр.

Шоу-рум Qullar в Центре современной культуры «Смена»

Разделение труда, закупки и заказчики

«С разделением обязанностей как таковых пока сложно, мы только идем к этому», — рассказывает Константин. Сейчас Александр курирует общественную мастерскую и решает все основные моменты по ней, потому что, по словам коллектива, лишние обсуждения и споры отнимают много времени и энергии. Динислам, как главный дизайнер и конструктор, вносит максимальный вклад в дизайн предметов, Костя занимается администрированием в плане бухгалтерии, заказов, закупки материалов, а также отвечает за SMM. Илья же — главный мастер по металлу. «Еще у нас есть Виталик, он мастер по дереву, но сейчас у него гастрольный период — он играет в музыкальной группе Doratti», — рассказывает Константин.

После четырех лет существования проекта у команды сформировался огромный ряд точек, в которых они осуществляют закупки материалов — от дерева и металла до лаков и красок. Константин даже планировал создать карту этих мест, чтобы было удобнее ориентироваться. Иногда нужные расходники сложно найти в Казани, и их приходится заказывать.

За плечами Qullar, помимо индивидуальных заказов, — разработка мини-коллекции предметов для резиденции креативных индустрий «Штаб», трехметровая перфорированная буква «Ә» из листа железа, уличные фонари для Цветочного фестиваля 2018 года, ресепшн из микробетона для строительной компании «Атриум», дом-когтеточка для «Цап-Царап», совместный проект с уличным художником Alesha Art и стол архитектора для КГАСУ.

«Нам предложили разработать стол архитектора, который будет иметь поворотную конструкцию: с одной стороны дерево, а с другой — поверхность для резки и макетирования, — вспоминает Динислам. — Мы с Костей разработали механизм и воплотили этот предмет. Сейчас он стоит в аудитории “А1” в КГАСУ. Мы хотим и дальше развивать это направление, конструируя профессиональную мебель. Сделать, например, многофункциональный стол для архитектора со встроенным лайтбоксом, чтобы можно было подключить розетку».

На данном этапе студия приносит прибыль, которой хватает как на аренду мастерской и зарплату членам команды, так и на дальнейшее развитие по оборудованию. При этом, несмотря на обилие заказов, Qullar не может похвастаться большим станочным парком. По мере роста качества увеличивался и уровень сложности проектов, и это в свою очередь, разумеется, подталкивало к мысли о необходимости нового оборудования. Но команда старается не ставить производство на конвейер и чаще работать вручную, даже несмотря на то, что это отнимает на порядок больше времени. Потому что именно так, по словам коллектива, получаются уникальные предметы, а не бездушные рядовые вещи.



Материал подготовлен при поддержке



«Мастера России» — бесплатная образовательная платформа для молодых предпринимателей в сфере новой экономики. Проект поможет как тем, кто уже добился успеха, так и тем, кто только планирует начать свое дело.

Проект «Мастера России» реализуется фондом «Креативные практики» при поддержке компании «Газпром нефть» в рамках программы «Родные города».


Фото: Анастасия Шаронова

Смотреть
все материалы