Кем бу: Гид по татарской инди-сцене


За последние пару лет татарстанская музыкальная сцена пополнилась новыми именами — исполнителями и группами, которые выпускают альбомы, снимают клипы и выступают как сольно, так и на фестивалях. Среди них резиденты первого татарстанского инди-лейбла Yummy Music — Радиф Кашапов, Oscar c7c5, Juna и другие музыканты. Жанровый диапазон разнозаобразен: от рока и ритм-н-блюза до рэпа и музыкальных экспериментов с татарской поэзией.

Рассказываем, кто и зачем пишет и поет песни на татарском, почему республиканская инди-сцена — не оппозиция традиционной культуре и из-за чего язык исполнения в наше время не играет совершенно никакой роли.


Первый татарстанский инди-лейбл

Yummy Music — музыкальный инди-лейбл, существующий в Казани с 2012 года. Основной его задачей является продвижение современной и актуальной татарской музыки. Деятельность заключается не только в продюсировании артистов и издании музыки определенного формата, но и в поиске новых форм и инструментов популяризации этой музыки, а через нее — и культуры в целом. По словам резидентов Yummy Music, ключевая цель лейбла — разрушение стереотипов, связанных с татарской музыкой, создание нового облика национальной музыкальной сцены и интегрирование татарского языка в международную культуру.

За пять лет своего существования лейбл успел выпустить более 10 релизов как в физическом, так и в цифровом формате; в его медиатеке более 200 треков, которые представляют собой все многообразие татарской инди-сцены. Музыкальный фестиваль под их руководством ежегодно собирает до 3000 человек и открывает городу новые имена в современной татарской музыке. Резидентов лейбла можно услышать как в небольших казанских клубах, так и на крупных правительственных мероприятиях. В то время, как один проект играет камерный концерт в Малом зале Театра им. Г. Камала, другой может запросто оказаться в Crocus City Hall на одной сцене с Маратом Башаровым и Maher Zain.

Композиции Oscar c7c5 — яркий пример татарской авторской музыки. Тексты и музыка пишутся самим лидером группы, Оскаром, а уже потом дорабатываются остальными участниками — всего их шесть

Ильяс Гафаров

генеральный продюсер

«Сама идея Yummy Music появилась, когда мы собрали вокруг себя сообщество молодых татарских музыкантов, мыслящих по-новому. Они хотели делать татарскую музыку, немного отличающуюся от привычного радио-формата, который внедряли десятилетиями. Чтобы она воспринималась так же адекватно, как европейская, американская, русская и так далее. Таким образом, главным цензором в создании композиции является сам автор, а критерием качества — простая гордость за свой материал и татарскую музыку в целом.

В 2012 году мы построили себе студию, к нам приходили музыканты, которые раньше и не предполагали, что такая музыка существует. Нас становилось все больше и спустя пять лет сформировалась разнообразная и в то же время цельная команда музыкантов, саундпродюсеров и просто креативных ребят, готовых заниматься продвижением татарской музыки нового формата.

За последние пять лет на лейбле было выпущено более 10 альбомов и столько же синглов. Более-менее осмысленные и цельные релизы начали выходить в 2014 году. Была пара хип-хоп альбомов, международный проект Starship Z и, естественно, сольные альбомы резидентов — Радифа Кашапова, Oscar c7c5, Yummy Music Band, K-Ru. Уже в 2017 году мы начали вплотную работать над творчеством каждого артиста, чтобы у них было свое узнаваемое лицо, звучание и аудитория.

Наша задача — сделать хорошо звучащий и не менее хорошо выглядящий продукт, с последующей возможностью монетизации: за счет фестивалей, сольных концертов, участия в саундтреках и прочих смежных проектах. Мы, как и весь мировой шоу-бизнес, присутствуем практически на всех цифровых музыкальных площадках. Но, так как в России основной доход приносят концерты, наш основной хлеб — это выступления, как и у всех инди-артистов. В нашей стране пока не привыкли пользоваться всеми средствами покупки, хранения и использования музыки в цифровом формате.

Мы сразу поняли, что хотим развивать именно современную жанровую татарскую музыку: хип-хоп, фанк, соул, рок, этно, вплоть до электроники. Необходимо стремиться к тому, чтобы наши артисты не воспринимались как просто “татарская экзотика”, а стали гармоничной частью того жанра, в котором работают. Жанровое многообразие является необходимым условием для эффективного развития каждого артиста или коллектива, и если они будут вариться в собственном соку и не черпать последние тенденции у своих коллег, они останутся позади, как 90% нашей эстрады. С нами работают музыканты, в том числе и не говорящие на татарском, но им почему-то нравится играть нашу музыку».


Адель Садрутдинов

креативный продюсер

«У нас в команде нет такого четкого разграничения функционала, которое строилось бы на классических формах менеджмента с целым перечнем должностных инструкций. Мы фокусируемся на объеме задач, который необходимо выполнять для того, чтобы достичь определенные цели. Творческим результатам предшествует творческий процесс, поэтому говорить о формализованном и регламентированном труде было бы несправедливо. Взаимодействие с артистами с точки зрения звучания и позиционирования — это все компетенция Ильяса, а вопросы разработки стратегии продвижения и коммуникации входят в зону моей компетентности.

Некоторые из наших проектов более успешны в коммерческом смысле, другие — полезны для решения имиджевых задач. Одни хороши с позиций охвата аудитории, другие более элитарны и формируют престиж. Однако, надо заметить, что такой расклад не является выстроенной моделью производства, ничто не создается под специальный заказ, артисты — творческие единицы, следовательно, результат их деятельности — произведение искусства, а “не вещь для прилавков”. Но с другой стороны, нельзя все просто сводить к творчеству, как это часто происходит, когда говорят: “Я художник, я так вижу”. На мой взгляд, это не всегда соответствует реалиям. В общем и целом, создание музыки в стенах лейбла это коллективный процесс, это индустрия и бизнес. Да, разумеется, не такой стабильный и серьезный, как, скажем, химическая промышленность, но все же бизнес.

Есть коллективы, которые могут собирать и расширять аудиторию в одном конкретном сегменте, например, среди татароязычных слушателей. А есть те, у которых аудитория, может, и поменьше, но они заинтересовывают в том числе и русскоязычную публику. В Казани есть некоторое количество известных англо- и русскоязычных музыкантов, которые в своем, ориентированном на Запад, творчестве обращаются к элементам национального звучания. Это явление не только национального порядка, но и проявление географической идентичности. Это потрясно! Такое можно наблюдать и на современной электронной сцене России. Мы становимся более самодостаточными, сохраняя, при этом, контакт с трендами времени. Yummy Music — это не оппозиция традиционной татарской музыки, у нас нет задачи противопоставлять себя кому-то. Мы — сами по себе. Мы не сторонники изолированности, в отличие от татарской эстрады.

Сама суть татароязычной инди-музыки заключается в преодолении неких стереотипов. Я знаю большое количество казанцев, в том числе татар, которые никогда не слушали татарскую музыку, потому что у многих она до сих пор ассоциируется именно с эстрадой — зашкварной, неинтересной, архаичной. Но когда эти люди слышат, например, Juna или Оскара, они думают: “О, неужели это что-то местное?”. Потому что они чувствуют современное звучание, имеющее элементы национальной культуры — это свежо, актуально, ново и привлекательно. И уже не важно, на каком языке там поют — на татарском, башкирском или якутском или марийском — язык в этом смысле не является недостатком или барьером. Язык не помешал скандинавской музыкальной сцене стать такой влиятельной. Стало быть, нет причин полагать, что какая-то культура лишена такой возможности. Это, скорее, просто данность, которую нужно принять и с которой нужно работать. Благодаря множеству талантливых людей именно в этом направлении и движется татарская инди-музыка. А мы так или иначе имеем к этому хоть какое-то отношение и это нас, безусловно, радует».

Радиф Кашапов

пост-панк для людей, которые пережили свое десятилетие

Радиф Кашапов занимается музыкой с 2000 года. За это время он успел поработать во множестве жанров — от гитарного эмбиента в рамках группы Vodda до экспериментов с татарской поэзией и языком в целом в рамках собственного проекта. В августе 2017 на лейбле Yummy Music вышел второй альбом Радифа Кашапова — «Өмет станциясе». 24 сентября в баре «Соль» пройдет презентация нового материала.

«Сейчас у людей в сознании существует стереотип, что татарская музыка — это шансон с баянами или русский мотив, на который наложен ужасный текст, в основном, про поющего сандугача и ак-каены. Однако мы, молодые исполнители, работающие в сотрудничестве с Yummy Music, стараемся его разрушить. Татарская музыка — это законсервированный продукт, который не менялся на протяжении двадцати лет. Да, мы любим татарскую культуру, традиции, речь, нам хочется петь на родном языке. Но в тоже время мы — люди, развивающиеся в глобальном мире, растущие бок о бок с интернетом и воспитанные западной культурой. У нас происходит некий синтез любви к национальному и современному.

Недавно я со своей группой ездил в тур по районам Татарстана, и публика вовсе не подозревала, что татарская музыка прогрессирует, не отставая от зарубежной. В глубинках нас никто не знает и когда мы появляемся на сцене сельских ДК, люди думают: “Надо же, а татарская музыка, оказывается, не отстает от современной”. Люди подходят и говорят, что даже и не думали, что можно загуглить “татарский инди-рок”. Конечно, нам очень тяжело выходить на музыкальный рынок из-за отсутствия музыкальных критиков, нехватки потребления, рекламы. Продвижение в Yummy Music тяжело дается, потому что слом стереотипов случился совсем недавно, люди только начинают отвыкать от шаблонной татарской музыки. Наш продюсер, Ильяс Гафаров, — идеолог татарской культуры. И здорово, что такой человек стоит у руля и занимается организацией концертов и фестивалей.

Я работаю в разных музыкальных направлениях. Последний альбом “Өмет станциясе” насыщен разными стилями: трип-хоп, рок, инди-рок. Есть песня, где один только струнный квартет играет три минуты, а есть треки, в которых поверх этнических барабанов читается рэп. Над моим альбомом работал не только я, но и группа Juna, Оскар (Oscar c7c5 — также резидент Yummy Music, — прим. Enter) и другие ребята. В общей сложности более двадцати музыкантов помогало моему альбому появиться на свет. Поначалу в этой работе меня многое не устраивало. Я по нескольку раз выворачивал свои треки наизнанку, чтобы добиться идеального звучания. Не хотелось преподносить публике то, что они могут лишь один раз послушать и забыть. Презентация альбома запланирована на 24 сентября в “Соли”».

Зарина Вильданова

татарские народные песни в современной интерпретации

Благодаря Зарине Вильдановой и команде музыкантов знакомые многим татарские народные и авторские песни обретают новое звучание. Исполнительнице удавалось удержать победу на многочисленных фестивалях, конкурсах и проектах, например, «Созвездие-Йолдызлык», «Идел», «Российская Студенческая Весна» и «Студ’Звезда». 30 августа Зарина с музыкантами выступит на Дне города на разогреве у Елки.

Премьера трека!

«Я начала петь с раннего возраста, однако, профессионально заниматься вокалом я стала со школьной скамьи в четырнадцать лет. В музыкальной школе познакомилась с замечательным педагогом Фаттаховой Ландыш Камиловной, и она настояла на том, чтобы я пела сольно. Она вывела меня на большую сцену, где я почувствовала свободу, которая дала мне возможность раскрепоститься. С детства меня интересовала зарубежная музыка, но мои национальные корни тоже давали о себе знать. Некоторые говорят, что татарская музыка менее актуальна для молодого поколения. Однако дело в том, что многие с ней просто не знакомы.

Я работаю в эстрадно-джазовом направлении, но сейчас исполняю в основном этнические произведения в более современной обработке, добавляя джазовые элементы или инструменты инди-музыки. То есть делаю татарскую музыку более приближенной к молодежи и похожей на западную. Я хочу попробовать воспитать в молодом поколении любовь к национальному, родному, не только к новой, но и к старой и колоритной музыке — той, что была популярна десятилетия назад в авылах (с татарского — деревня, — прим. Enter), к тому наследию, которое у нас есть.

До знакомства с лейблом Yummy Music я занималась татарской музыкой в синтезе с другими жанрами, а потом Ильяс Гафаров услышал нас на одном из музыкальных вечеров и предложил сотрудничество. Одной действительно сложно, и я решила, что в команде можно добиться хороших результатов. Yummy Music организует концерты и фестивали. Однако если меня приглашают сольно выступить на каком-нибудь вечере, лейбл никогда не будет против — у нас нет контракта, мы все работаем на договорной, дружеской основе.

Мы часто выезжаем за границу: во Францию, Турцию, Латвию, Грузию. В июле, например, выступали на Сабантуе в Париже. Многие утверждали, что пришло мало народу, но, как по мне, пришло столько человек, сколько нужно. Меня удивило, что большое количество татар живет по всему свету — люди говорят на татарском в Англии, Германии и других европейских странах. На Марсовом поле, под Эйфелевой башней, звучала моя музыка — счастью не было предела».

Ильгиз Шайхразиев

татарский соул с национальным колоритом

Несмотря на богатый сценический опыт, Ильгиз пока не выпустил сольный альбом, зато успел выступить на крупнейших музыкальных площадках Татарстана, России и Турции. Кроме этого, ему удалось написать стопроцентный хит практически всем своим коллегам на татарской поп-сцене. Сам же он в последнее время играет лайвы с бэндом, в котором собраны топовые казанские музыканты.

«Я родился в Набережных Челнах, где во дворах и подъездах многоэтажек мы со школьными приятелями играли на гитаре бардовские песни. Я громче всех пел “Батарейку” и “Шумит сосна”, и друзья узрели во мне музыкальные таланты. Потом я подумал: не связать ли мне свою жизнь со сценой и отправился в вокальную студию. Потом я переехал в Казань, поступил в КГИК, где педагоги объяснили, что, оказывается, я неплохо исполняю татарские тексты, так как это мой родной язык.

Мне ближе всего хаус, фанк, соул и R’n’B. При этом не хочу ставить себя в какие-то рамки, ведь я экспериментатор, потому что невозможно следовать одним и тем же музыкальным канонам — это приедается. Нужно постоянно двигаться вперед, меняться. Да, татарская музыка обретает новое звучание, которое взрослое поколение может и не понять. Наша задача состоит не в том, чтобы приучить их к новой музыке, а в воспитании у молодежи любви к национальным корням, языку, чтобы они не забывали, кем они являются, пробудить в них чувство любви к татарской культуре. Задача же Yummy Music — поставить татарскую музыку на один уровень с зарубежными аналогами. Поэтому я оставляю себе возможность маленького хулиганства, когда начинаю записывать тот или иной свой трек.

Я не хочу позиционировать себя как миссионера, который будет все менять и проповедовать татарскую культуру по всему свету, стучась в каждый дом, говорить что она — одна из лучших в мире. У меня нет такой цели. Я просто хочу исполнять то, что мне нравится. Я буду заниматься музыкой и через год, и через два, и через десять лет. Для того, чтобы музыка осталась в сердце каждого неравнодушного к своему языку человека.

С музыкой на лейбле мне помогает Ильяс. Он — человек-гора. Старается продвигать татарскую музыку, и мы живы только благодаря ему — он выводит ее на новый уровень. Сейчас мы вместе с ним работаем над новым альбомом, название которого пока держится в секрете. Очень надеюсь на то, что уже в скором времени мы его обнародуем.

Если мне скажут: “О, песня — класс!‘” — я уже чувствую, что все не зря. Татарская песня дышит, она жива и будет продолжать жить, пока есть народ, который предан своему языку. Мне не стыдно за любое мое произведение».

K-Ru

татарский рэп со смыслом

Рустем K-Ru Нурисламов — не просто рэпер; он занимается музыкой уже много лет. С годами звучание его треков постоянно менялось, и кажется, он не собирается останавливаться на достигнутом. Ранее Рустем выступал с русскими текстами в рамках группы «Свое мнение» и сотрудничал с D’Ali и Ittifaq, Ильгизом Шайхразиевым и Yummy Music Band.

Премьера трека:

«В моей школе никто, кроме несколько моих близких друзей, не знал, что я “рэпую”. Поступив в Казанский техникум информационных технологий и связи, я познакомился со своим будущим хорошим приятелем, и мы создали небольшой проект, который был популярен на сцене бывшего клуба Doctor. Я решил, что стоит продолжать работать в своем направлении и попробовать добиться результатов. Мой товарищ имел связи, которые стали фундаментом для моей будущей карьеры музыканта. Нас пригласили в “Красную студию” безвозмездно записать несколько треков. Первые тексты были на русском языке, и я еще не задумывался, что на татарском вообще можно читать рэп. На студии мы входили в число так называемых “своих ребят”, которым по-братски записывали релизы. Так появилась группа “Свое мнение”.

В 2006 году я впервые выступил на “Сникерс Урбании”. Это было довольно сложно для меня, потому что аудитория была очень большая. Тысячи человек, которые глазеют на тебя и пытаются выкрикнуть все, что им вздумается, заставляют тебя поволноваться. Но я собрал свое терпение в кулак, поборол чувство страха и вышел на сцену. Это был мой первый опыт выступления перед такой многочисленной публикой. Однако меня встретили тепло, а несколько треков я даже исполнил на бис.

После этого мы стали резидентами клуба Doctor, и наша музыкальная карьера начала набирать обороты. А еще позже мой друг Шакур познакомил меня с Yummy Music. Шакур был звездой татарского рэпа. В 2012 году мы записали совместный трек, и лейбл пригласил поработать с ними, так как им показалось, что я делаю неординарную и интересную музыку. С тех пор я здесь.

Клубная жизнь меня мало интересует, а вот на фестивалях я выступаю регулярно. У меня разношерстная публика — это и молодые любители рэпа и старшее поколение, которым интересно новое звучание татарских текстов. Я не читаю под бит бессмысленные слова, не читаю реп про “чикуль-клубы-крутые тачки” или “лакшери-лайф-стайл” — нет. Я наполняю свои треки смыслом, чтобы они запали в душу каждому слушателю. Я усердно работаю над каждым звуком, слогом, чтобы музыка была в первую очередь качественной.

Пока у нас есть слушатель — есть мы. Я за то, чтобы сделать этот мир лучше через музыку, через тексты своих песен».

Oscar c7c5

блюз-рок на татарском языке

Композиции Oscar c7c5 — яркий пример татарской авторской музыки. Тексты и музыка пишутся самим лидером группы, Оскаром, а уже потом дорабатываются остальными участниками — всего их шесть. Первый альбом Oscar c7c5 собрал очень теплые отзывы, а презентация второго состоится 21 сентября в Театре им. Г. Камала.

Ильнар Фатихов, Вячеслав Красильников, Альберт Садтрутдинов, Оскар Юнусов, Айдар Закиров, Фархад Cибгатуллин

Премьера трека:

Оскар: «Раньше я писал песни на русском языке, но почему-то они так и лежат до сих пор в архивах, в би-сайдах (запись, не включенная в готовый сборник или альбом, — прим. Enter). Однажды я попробовал написать татарский текст и понял, что по энергетике получается нечто действительно стоящее и необычное. Так я и решил остаться в этом направлении, популяризируя татарский язык через свои песни и музыку.

Идея создать группу у меня появилась еще в 2013 году, захотелось заниматься музыкой не на любительском уровне. Однако тогда у меня не было хороших знакомых, чтобы сотрудничать с ними на профессиональной основе. Зато имелся большой багаж разных интересных текстов и музыки, но найти единомышленников было нелегко. Судьба привела меня в Yummy Music, где я познакомился с Айдаром Закировым и Фархадом Сибгатуллиным. Ребята показались мне классными, и я понял: с ними можно делать качественные и востребованные проекты. Мы попробовали играть вместе, искать новое звучание, делать то, чего до нас еще не было в татарской музыкальной индустрии. С тех пор немного изменился состав — нас, единомышленников, стало больше. В группу пришли Вячеслав Красильников, Ильнар Фатихов, Альберт Сатрутдинов. Можно считать, что наша музыка менялась вместе с коллективом. Каждый привносил что-то новое, что-то стоящее.

В этом году мы выступили на пяти фестивальных площадках, а в сентябре планируем сольный концерт, на котором споем песни из нового альбома. В этот раз мы ждем разношерстную публику, так как выпускаем несколько треков, которые могут понравиться и более взрослому поколению. Наша основная аудитория — молодые люди, небезразличные к своей культуре, причем не обязательно татары. После концертов к нам часто подходят русскоязычные ребята и благодарят за то, что мы делаем.

У нас нет и не было цели разрушать стереотипы о татарской музыке, мы играем то, что хотим. А стоит ли бороться за новый уровень татарской эстрады — это дело продюсеров и продакшена. Вот Tatarka поет на татарском, ее песни знают, но разве ей нужен этот язык? Нет. Это просто хайп и эффект неожиданности. Плюс харизма, удачные тексты и музыка. На русском у нее бы это просто не прокатило».

Juna

фолк с текстами татарских поэтов

Группа Juna состоит из шести человек и в одном своем выступлении может использовать более 10 инструментов, среди которых банджо, укулеле, несколько видов флейт, джембе, тампура и другие. В январе 2017 года у коллектива вышел первый мини-альбом Urman на стихи татарских поэтов. 3 сентября Juna сыграет свою новую программу в рамках шоукейс-фестивале «Диалог».

Ания Файзрахманова, Александра Мустафина

«Мы с Сашей познакомились, в Хоровой капелле КФУ. Часто выступая на студенческих мероприятиях, решили организовать группу. В основном мы работали с каверами, перепевая популярные песни. Со временем состав расширился, к нам пришли другие музыканты, которые играют флейтах, джембе, тампуре, банджо. А вот в том, что мы выбрали для себя именно татарские тексты, есть доля случайности.

Мы нашли поддержку со стороны Ильса Гафарова и Yummy Music. Этот лейбл дает нам новые возможности для выступлений. Ребята, которые там работают, очень инициативные: можно в любое время попросить их о помощи и точно знать, если у тебя есть новые идеи, они всегда пойдут тебе навстречу.

Мы пишем музыку на стихи татарских поэтов — как наших современников, так и классиков. Это здорово, что можно воспитать в молодых людях из Татарстана любовь не только к музыке, но и к родной поэзии, литературе. Сейчас мы как раз работаем над новым альбомом, пишем материал и занимаемся сбором средств на краудфандинговой платформе “Карта инициатив”».

В лейбл Yummy Music также входят:

• Саида Мухаметзянова
• Ittifaq
• Yummy Music Band

Yummy Music в соцсетях:

Vk.com
Facebook
Instagram

Текст: Арина Добродеева, Алексей Шашин
Фото: Артем Дергунов

Смотреть
все материалы