Музыкант Bigyuki — о хип-хопе, звукоизвлечении и комьюнити Нью-Йорке


Весь август в Казанском Кремле проходит джазовый фестиваль с Ольгой Скепнер — уже в двенадцатый раз он собирает в одном месте музыкантов со всего мира и горожан, влюбленных в живой звук. На фестивале в этом году разнообразная программа — играют и мейнстрим, и джаз-рок, и переосмысляющее джаз мрачное техно.

26 июля на сцене Пушечного двора выступил Bigyuki, которого называют феноменом современного джаза: он играет сразу на нескольких клавиатурах, миксуя синтетический и естественный звук. Музыкант из Японии сотрудничал с многими хип-хоп исполнителями, и его музыку сложно назвать джазом в привычном понимании этого слова. Enter поговорил с Масаюки Хирано до выступления и узнал, чем его привлекает хип-хоп и зачем нужны сразу несколько клавиатур.


От академической музыки к хип-хопу

Я начал осознанный профессиональный путь в музыке, когда поступил в Музыкальный колледж Беркли в Бостоне, одно из сильнейших образовательных заведений, где к обучению подходят очень индивидуально. Сам я родился в Японии и когда жил там, то слушал и играл преимущественно классику и поп-музыку; Америка же открыла передо мной двери к самым разным жанрам, и какой-то промежуток времени я находился под влиянием каждого из них. Но больше всего мне понравились джаз и хип-хоп.

Хип-хоп зачаровывает меня — он очень многообразен и в этом смысле даже похож на джаз, кроме того, оба этих жанра породило американское искусство. Как известно, и хип-хоп, и джаз — это по сути адаптированная под современные реалии афроамериканская культура; разные элементы их были скомпонованы и составлены в феномен. Также я люблю энергетику, которая исходит из этой музыки — она действительно воздействует на слушателя, захватывает все внимание людей, и это мне нравится сильнее всего. Взаимодействие с ритмами хип-хопа происходит на каком-то физическом уровне, в них чувствуется сила и энергия людей, которые стояли у истоков этого музыкального жанра. Хип-хоп может идти вразрез с общественным мнением, а может бороться за какие-то права и смыслы на стороне народа.

Мне бы очень хотелось поработать с Андерсоном Паком — мне кажется, нас очень многое связывает как на сцене, так и вне ее, и это я нахожу особо важным для себя. Только когда у тебя есть великая история для слушателя, ты сможешь составить хороший дуэт. Поэтому я так трепетно отношусь к людям из собственной команды — они прекрасно умеют слышать и говорить на языке музыки.

Особенности музыкального комьюнити

Так вышло, что я нахожусь в окружении определенной группы музыкантов, и мы все джемим и выступаем друг с другом — например, я поиграл с барабанщиком Марком Джулиано и с Матисьяху, а потом они выступали вместе. Наше сообщество очень тесное. Это можно объяснить: когда ты доходишь до определенного, относительно высокого уровня развития в музыке и оглядываешься по сторонам, то видишь не так много людей вокруг, с которыми хотелось бы поиграть. У Нью-Йорка сформировалось целостное комьюнити, где творческие люди постоянно сталкиваются друг с другом — это одна из причин, почему я выбрал этот город для жизни.

Сейчас мне неизвестно, как обстоят дела с подобными комьюнити в Японии: я возвращаюсь туда всего дважды в год и не могу отследить целостную картину, слежу только за действительно талантливыми продюсерами. Могу сказать, что музыкальные тенденции там меняются — люди понимают, что происходит в Америке с хип-хопом, они адаптируют этот стиль и создают свой собственный. Я думаю, что и японские хит-парады скоро захватит хип-хоп, джаз, грув и все это станет актуальным музыкальным контентом, а пока это не совсем так.

Живое выступление Bigyuki на Boiler Room, Нью-Йорк, 2016

Восприятие слушателей

За годы своей работы я успел сыграть с множеством музыкантов перед самой разнообразной аудиторией: начиная с тех, кто просто сидит и слушает, и заканчивая теми, кто отрывается у сцены. И тот, и другой подход меня устраивают: я просто играю свою музыку для тех, кому она нравится, и будь что будет. Конечно, гораздо легче выступать на каком-нибудь рейве перед публикой, которая открыта твоей музыке и готова танцевать, ведь так я могу почувствовать аудиторию, увидеть движения людей, оценить их настроение и обстановку.

Мне очень нравится работать с хип-хоп исполнителями: например, мы записали трек «Kids…» с Tribe Called Quest. Есть мнение, что моя музыка там не так слышна, как речитатив, но тем не менее я очень рад, что у нас получилось такое совместное исполнение: внимательные слушатели заметят, что я показываю многие возможности инструмента и являюсь полноценным участником дуэта, поэтому мне совсем не жаль, что меня может быть не слышно. Мы вместе добились идеальной сочетаемости звука: я неплох в инструментальной музыке, а Q-Tip (американский рэпер, продюсер и актер, участник группы A Tribe Called Quest, — прим. Enter) хорош в текстовом ее выражении.

Дополнительные смыслы в музыке

Некоторые усложняют свою музыку, пряча «пасхалки» в треках и записях — хотя моя музыка может быть сложной, я в ней ничего не прячу. Считаю, что я недостаточно знаменит, чтобы вставлять подобное в свои треки, но это очень интересно. Я использую иносказательность и дополнительные смыслы разве что в нейминге альбомов.

К примеру, первый альбом, Greek fire (греческий огонь, — прим. Enter), я назвал, потому что мне очень хотелось обратиться к теме Древней Греции и этой философии в музыке. Сами треки с него я сочинял с верой в особую магию естественного звука, мне казалось, что невероятно важно показать то, что может быть создано только живым инструментом. Затем я понял, что у моего организма есть определенные лимиты, которые не позволяют сделать что-то большее с физиологией и, получается, с музыкой тоже. У меня, в конце концов, всего две руки. Во втором альбоме я уже воплощаю то, что в моей голове, безо всяких ограничений, и я назвал его Reaching for Chiron (достижение Хирона, — прим. Enter) — это означает мой внутренний рост по сравнению с тем, когда я был моложе, плюс есть возвращение к греческой теме, опять же.

Детали звукоизвлечения

Я думаю, что больше никогда не вернусь к лайвам с тем же умонастроением, как два года назад. Пока не знаю, как именно, но я собираюсь комбинировать первый и второй альбом в будущем. Подумываю насчет использования в новой записи технологий: хочу использовать ноутбук и сэмплеры, помимо своего тела. Рюити Сакамото, японский композитор, извлекает свою музыку из деревьев, и может быть я тоже когда-то решусь брать звуки из каких-то предметов — мне нравится забавная идея с плейтроникой, можно было бы, например, извлекать звук из чеснока, но это больше баловство.

Когда я играю, то использую многоуровневую клавиатуру или расставляю несколько клавишных вокруг себя — это нужно не для красивой картинки и внушительности, а реально помогает быстрее извлекать звуки, которые я хочу. Это как палитра с красками, понимаете? Вы можете намешать кучу красок на одной палитре, но когда у вас есть много таких палитр, то возможности расширяются. А еще нет риска случайно перемешать два соседних оттенка и навести грязь. Иногда я использую контроллер, который переключает тональности и инструменты. Сейчас пытаюсь выяснить лучшую конфигурацию для себя и полагаю, что подошел к ней уже достаточно близко. Правда, иногда я не знаю, чего хочу.

Смотреть
все материалы