Познакомьтесь с людьми, которые делают Центр «Прометей»


На волне всеобщего внимания к новым формам современного искусства арт-кураторы и просто поклонники медиаарта все чаще вспоминают о «Прометее» — Центре с богатой историей, который начинался со студенческого конструкторского бюро еще в 60-х годах прошлого века. За последние несколько лет команда организовала перформанс в Карлсруэ, участвовала в выставках современного искусства в Италии, Польше и Франции, в Москве и Владивостоке, сотрудничала с организаторами фестиваля аудиовизуального искусства Unsound Dislocation Kazan и принимала участие во множестве других проектов.

В рамках рубрики «Состав» рассказываем о тех, благодаря кому наследие первопроходца медиаарта Булата Галеева до сих пор живет и функционирует.


История «Прометея» началась еще в 60-х годах двадцатого века с конструкторского бюро на базе КАИ. У истоков тогда еще советского медиаарта стояли студенты и преподаватели радиофакультета и Казанской консерватории. В 1993-м на базе СКБ основали НИИ экспериментальной эстетики, но уже в 2009-м после смерти Булата Галеева институт был реорганизован. Сейчас «Прометей» — это творческий коллектив на базе хоздоговорной лаборатории в рамках КНИТУ-КАИ и Казанский центр светомузыки КЦ «Сайдаш» при Управлении культуры исполкома Казани. Вся деятельность объединения лежит на плечах постоянной команды и волонтеров — молодых инициативных ребят. «Прометей» работает сразу над несколькими направлениями современного медиаискусства: сайнс-арт, аудиовизуальные технологии и технологическое искусство.

«Именно благодаря ветеранам коллектива мы можем восстановить наследие и модернизировать или актуализировать наработки, которые были авангардными для 70-90-х. Тем более что сейчас интерес к техническому искусству и смешанным медиаарт-практикам только растет, а значит и “Прометей” не теряет своей актуальности», — отмечает Анастасия Максимова, руководитель проектов Центра.

Бывший НИИ довольно часто мелькает в медиаполе, в том числе и международном: перформанс и лекция в немецком Карлсруэ, выставка в Сите во Франции, участие в фестивале аудиовизуального искусства Unsound Dislocation Kazan и множество других проектов. К примеру, «Прометей» и «НИИ х Alpbau», вместе с галереей «Триумф» в январе-феврале прошлого года организовали в Москве ретроспективную выставку «Прометей. Демоверсия. Эксперимент обещает стать искусством» с большой параллельной программой, лекциями и мастер-классами. Помимо участия в выставке в Париже с реконструированным макетом «Памятника Революции» Григория Гидони (советский художник и изобретатель, — прим. Enter), в конце 2017-го коллектив предоставил фильмы из своего архива для демонстрации в Польском музее современного искусства в рамках проекта «Кинетическое искусство и оп-арт в Восточной Европе и Латинской Америке: 1950-1970-е годы».

Среди партнеров Центра — Музей современного искусства Garage, Центр искусств и медиатехнологий в Карлсруэ, ГЦСИ, Третьяковская галерея, Политехнический музей в Москве, Музей архитектуры и культурного наследия в Париже.

«Казань славится тем, что здесь о проблемах синтеза света и звука говорят с 1962 года. Сейчас наша задача — восстановить наследие Булата Галеева в том месте, где оно зародилось и существует до сих пор — в Казани. И мы постараемся сделать так, чтобы это был не обычный музей в традиционном понимании этого слова, а современный актуальный живой центр, соответствующий духу времени», — объясняет Анастасия Максимова.

Слева направо: Артур, Камила, Роза, Адель, Анастасия, Александр, Дарья, Руслан

Анастасия Максимова, 
руководитель проектов

В 80-х Максимов Борис Алексеевич, отец Анастасии, снял документальный фильм «Одержимость» про СКБ «Прометей», тогда же она впервые услышала о Булате Галееве и уникальных проектах коллектива: «Малиновом звоне» Спасской башни, динамической подсветке цирка, фильмах и светомузыкальных концертах. Позже, после смерти Булата Галеева, она взяла на себя все административные хлопоты. Анастасия, помимо организационных задач, занимается налаживанием контактов со всеми возможными организациями, которым интересна идея создания единого центра аудиовизуальных технологий.


Руслан Сабиров, 
архитектор

На плечах Руслана уже два с половиной года лежит все, что так или иначе связано с архитектурой и дизайном, благодаря профильному образованию. Во время Unsound Dislocation Kazan он помогал Лиллевану подготовить материал для выступления. Проекцию планировали разместить в ангаре, но он так и не открылся, и выступление перенесли на следующий день в «Смену». Также Руслан курировал процесс реставрации макета «Памятника Революции» для недавней выставки в Париже.


Камила Валиуллина, 
архитектор

Параллельно с занятостью в «Прометее» и обучением в КГАСУ Камила работает управляющей в «Циферблате» и архитектором — недавно она разрабатывала дизайн для бара More. Как только она узнала о Центре, ей захотелось изучить оборудование и с головой окунуться в наследие Булата Галеева. На базе бывшего НИИ Камила, как и Руслан, занимается реставрацией и подготовкой к выставкам и мероприятиям объектов с большой историей.

Александр Долбин, 
режиссер, сценарист

Александр (на некоторых студиях известный как Hi-Van, что в переводе с татарского — животное) присоединился к «Прометею» около десяти лет назад. Он работает с видеоматериалами архива, создает кинокартины для различных мероприятий и конференций «Прометея», параллельно преподавая в КазГУКИ. В 2011 году Александр снял большой фильм о Константине Васильеве — художнике, стоявшем у истоков рождения творческого коллектива «Прометей».


Диляра Галиакберова, 
координатор творческого объединения «Артолет»

Интерес к синтезу аудиального и пространственного — буквально то, что привело Диляру в «Прометей». Изначально она пришла сюда, чтобы услышать от Булата Галеева фидбек к своей дипломной работе на тему «Развитие пространственных представлений средствами музыки». Но впоследствии синестетическое искусство так ее увлекло, что она осталась и организовала на базе «Прометея» творческую площадку арт-развития «Артолет». В ее рамках Диляра проводит творческие встречи с незрячими детьми, которые «имеют богатейшие пространственные представления».


Адель Таккезе, 
продюсер

Использование аналоговых приборов «Прометея» в последнем клипе Мити Бурмистрова — одна из инициатив Аделя. Он узнал о Центре еще в 2012-м от знакомого, когда хотел снять экспериментальный фильм с использованием сложной аудиовизуальной проекции. Продюсирование, формирование повестки и разработка стратегии развития — его обязанности в рамках бывшего НИИ.


Артур Зиазетдинов, 
SMM-менеджер

Изначально Артур пришел в «Прометей» в ноябре 2016 года: они совместно с Александром организовывали показы в киноклубе, но полноценно влился в коллектив летом 2017-го. Сейчас Артур ведет соцсети Центра, иногда помогая команде с масштабными проектами. Например, на фестивале Unsound Dislocation Kazan он вместе с Аделем управлял аналоговыми световыми приборами (протонами). Кроме этого, Артур является участником продюсерской группы creeptone media, букирует Ваню Лимба, выступал в роли организатора шоукейс-фестиваля казанской инди-музыки «Диалог», а также участвовал в съемках клипа Djinn City.


Дарья Костюнина, 
волонтер

Знакомство немецкого художника Лиллевана с Казанью состоялось во многом благодаря Дарье. Разумеется, это не прямая ее обязанность — большую часть времени она ищет гранты для бывшего НИИ, разбирает архивы и помогает с организацией мероприятий. Дарья присоединилась к команде около шести лет назад и с тех пор проводит в Центре свободные вечера и выходные.


Это лишь часть коллектива Центра «Прометей». Все вместе — ветераны, лекторы, руководители художественных проектов, технические и научные консультанты, волонтеры, которые принимают участие в деятельности бывшего НИИ, — собираются не часто. В этом году команду ожидают масштабные мероприятия: выставки, фестивали и международная научная конференция. Это даст повод рассказать о тех, кто, сохраняя историю и традиции, создает новое пространство для технологического синтетического искусства в Казани.

Фото: Анастасия Шаронова

Смотреть
все материалы
  • Alexander Eist

    А для чего вы это все делаете? Искусство вообще-то имеет реальную практическую цель.. (вас обманули, если верите, будто пишут стихи от того что невозможно не писать. У стихов как вида Искусства есть ясная разумная цель, которую талантливый автор обязательно знает и может выразить в простых словах.)
    Не все это понимают… некоторые дают кисть шимпанзе чтобы та написадла картину маслом… а что. Бабло платят, значит и эта деятельность с шимпанзе имеет вполне осознанную цель. Но автор будет наивным глупцом, если будет думать, будто создает произмедения искусства.
    Зарабатывать банкирские деньги — тоже цель, хотя не является искусством.
    Поэтому у меня и возникает вопрос: А зачем вы просверлили дырки в плексигласе?

Новости партнеров