Руководитель культурных проектов «Сколково» Елена Пантелеева об арт-менеджменте и работе кураторов


О «Сколково», центре современного искусства «Винзавод», собственной мотивации и правильно поставленных целях.

В прошлые выходные в рамках образовательного проекта «Битва креативных менеджеров» в резиденции креативных индустрий «Штаб» прошла лекция руководителя проекта «Культура» инновационного центра «Сколково» и экс-директора «Винзавода» Елены Пантелеевой. Кроме этого, она работала с такими изданиями, как Blacksquare, Winzavod ArtReview, «Аргументы и факты», Elle, L’Officiel и Harper’s Bazaar. После лекции журналист Enter пообщался с Еленой и узнал о современных тенденциях в искусстве, а также о том, как создать идеальное медиаиздание.


О карьере до «Сколково»

Мне посчастливилось в начале своей карьеры создать несколько радиопрограмм, посвященных современному искусству в московском FM-диапазоне, затем я работала в таких журналах, как L’Officiel, где основала раздел «Искусство». Основной акцент нашей деятельности был направлен на современных художников — в то время журналы выполняли лишь роль каталогов,у нас же была возможность брать интервью у художников, публиковать их работы. Примерно в 2006 году, когда в России была стабильная финансовая и политическая ситуация, открылась ярмарка «Арт-Москва» и появились люди, которые захотели вкладывать в область современного искусства свои средства. В то же время появился человек, который предложил мне создать журнал о современном искусстве с ноля. Я не стала отказываться — так появился журнал Blacksquare. Этот проект просуществовал недолго, в 2009 году был экономический кризис и, к сожалению, наш журнал закрылся.

Меня пригласили работать в центр современного искусства «Винзавод», самый крупный в России центр современного искусства, который специализируется на современных художественных практиках. На территории «Винзавода» находятся главные частные художественные галереи нашей страны. Моей задачей было сделать так, чтобы в этом городке все было взаимосвязано и все объекты дополняли друг друга как концептуально, так и экономически. После работы с «Винзаводом» меня пригласили развивать культурные проекты в инновационный центр «Сколково». Как и для любого другого города, здесь нужна среда, позволяющая воплощать культурную политику и разрабатывать форматы, интересные тем людям, которые развивают свою деятельность в «Сколково». Сейчас этот город похож на мегастройку XXI века — здесь пока не существует профессиональной выставочной площадки для предметов современного искусства. Я же занимаюсь развитием лекционных и междисциплинарных программ, где я могу познакомить креативные индустрии с учеными и технологами. Я верю, что эти умы могут продуктивно работать. А также мы развиваем Public Art — искусство в общественных пространствах, чтобы подчеркнуть возможности той инновационной среды, где все мы работаем.

photo_2016-12-08_17-16-45

О культурной жизни «Сколково»

В каждом городе есть культурная повестка. Город Сколково уникальный, его населяют, в основном, инженеры и технологи, и нам необходимо создать такую повестку, которая будет составлять не только досуговые мероприятия, но и будет полезна для работы. Когда вы приезжаете в город, визуальные ключевые знаки создают незабываемую атмосферу, говорящую о том, что здесь рождается новое. Сейчас я готовлю проект «Практика смыслов» — это лекционная платформа с мастер-классами и семинарами, где художники делятся своим опытом, который может пригодиться для ученых. Это опыт работы с материалами, менеджерский опыт, опыт работы с идеями. Надеюсь, ученых, как людей высокообразованных, заинтересует искусство, поэтому в нашем городе развивается досуговая составляющая. У нас есть популярный танцевальный клуб, фотоклуб и так далее: там можно занять себя вечерами, чтобы не ехать в Москву. С другой стороны, мир ученых и мир художников тесно связаны — некоторые ученые и художники даже дружат. И те и другие создают что-то новое, только первые визуализируют это, а последние — показывают нам красоту формул.

photo_2016-12-08_17-16-27

  • Персональная выставка Олега Доу «Одинокий нарцисс» в Osnova gallery.

Об идеальном издании

Главный принцип — один в поле не воин. Вы можете быть идеологом, придумать название, концепцию, но без тех людей, которые верят в вашу идею, невозможно начать работать. Понятие синергии очень важно, когда вы с командой все время говорите «мы» и ощущаете себя частью этого организма, который работает как часы. Медиабизнес — это не тот бизнес, который сразу принесет деньги, и об этом вам постоянно напоминает инвестор, который вложил свои средства и хочет получить результат в скором времени. Нужно создавать не утопические идеи, а реальные и работающие. На сегодняшний день, по моему мнению, идеальным изданием, посвященным современному искусству, является сайт, который каждый день сообщает вам, что происходит на планете. Причем контент должен быть не плоским, а желательно с прямыми эфирами, видео, разветвленной корреспондентской сетью. Обязательно должен быть печатный орган, но это скорее ежемесячный продукт. Я вижу, что любое медиаиздание — это еще и организация, которая создает свои информационное поводы, это еще и площадка, которая должна создавать свои мероприятия и формировать новости. Приближенным к идеалу изданием об искусстве для меня является The Art Newspaper.

photo_2016-12-08_17-16-58

  • Открытие выставки «Форма незримого» в ЦСК «Винзавод». Октябрь, 2016.

О сотрудничестве между художниками и кураторами

Художник, арт-менеджер и куратор являются звеньями одной цепи. И при отсутствии хоть одного из них работа невозможна. Только во взаимодействии и плотной идеологической работе появляется результат. Есть глобальные задачи, которые играют на долгосрочный результат и только от самого человека зависит, будет ли это рутиной. Поиск партнеров, маркетинг и пиар такие же важные составляющие для достижения цели, особенно если цель представляет из себя интересный и экономически оправданный проект.

О команде

Создание команды, поиск людей, которые поверят в вас — это очень важно. Но в этом плане я придерживаюсь принципа — лучше меньше людей, но профессионалов.

Вообще, будущее за теми людьми, которые уже сейчас видят цель и идут к ней. Главное — не разочаровать всех на выходе. Оперативные задачи из разряда телефонных звонков, документоооборота и так далее — для меня самая скучная история. Может быть, издалека мир современного искусства кажется таким загадочным и интересным, но в этот мир стоит идти только людям с повышенной стрессоустойчивостью. Работать в области креативных индустрий нужно тем, кто может оперативно реагировать на трудности. Кроме этого, поскольку мир современного искусства основан на коммуникации, слово «связи» здесь ключевое. Когда вы всех знаете, легче добиться результата за счет хороших отношений и репутации.

photo_2016-12-08_17-16-35

  • Монографическая выставка Гелия Коржева в Третьяковской галерее.

О целях в работе

Результат — это та самая цель, которую вы ставите перед собой, руководством и командой. С другой стороны, в арт-бизнес нужно идти только в том случае, если вы знаете, в чем ваша миссия и также принятия как факта той данности, что вы существуете в этом мире, потому что не можете в нем не быть. Художники же не ходят на работу, они работают, потому что это часть их самих. Я тот человек, который создает условия для работы художников и кураторов. Вообще, мне кажется, что мир двигают только ученые и художники, потому что именно они своими проектами заставляют земной шар вертеться.


Текст: Лолита Малова

Смотреть
все материалы