Сергей Насекин: «Креативные резиденции — это те же самые советские Дома культуры»


О мертвой тишине на улицах Парижа, истории острова-града Свияжска, коллекции виниловых пластинок и реконструкции Адмиралтейской слободы.

Сергей Насекин, генеральный директор дизайн-студии «Айбат», коллекционер винила и дизайнер музея истории Свияжска, присоединился к большому проекту «Битва креативных менеджеров», став одним из кураторов направления «Выставки и арт-инсталляции». Под его чутким руководством одна из команд уже организовала художественную выставку, а вторая — приступила к подготовке арт-перфоманса «Истории ученого кота».

Enter узнал у Сергея, чем его подкупили участники «Битвы», каким образом Deep Purple объединяет пузатых дяденек и молодых девушек и как ему удалось построить «машину времени» в музее Свияжска.


О несомненной пользе «Битвы креативных менеджеров»

Честно скажу, я не сразу согласился стать наставником этого проекта. Слишком много дел, а «Битва» отнимает много времени — и не очень понятно, зачем его тратить на подобные вещи. Такое у меня было заочное впечатление. Но после первого же занятия стало ясно, для чего это нужно. У меня 17-летний стаж преподавания в институте, и, оказалось, чисто психологически, мне не хватало общения со студентами. Да и народ здесь оказался постарше: я ожидал увидеть ребят 23-х лет, а моя группа состояла из 27-29-летних. Первое, что я у них спросил: «Что вас побудило сюда прийти после работы, в своё свободное время?». И многие ответили, что проект помогает им расширить горизонты и реализовать себя в новых областях, — а это очень подкупает.

Изначально я хотел поручить ребятам организацию фото- или художественной выставки. Нужно было написать рекламу, разместить объявления в соцсетях и так далее. А потом понял, что времени совсем мало. И подумал: почему бы им не сделать некий отчёт о собственной жизни? Каждый должен взять лист пенокартона и отразить на нём свои 28-30 лет. Кто-то приклеил туда фотографии с детского сада и по сей день. Одна девушка принесла бейджи со всяких мероприятий, начиная с конкурса танцев, в котором она участвовала в пять лет и заканчивая недавним бейджем с серьёзного симпозиума. Тут я вспомнил, что у меня самого лежит дома подобная недоделанная работа: на куске пластика наклеена история моих путешествий, билеты на поезда и самолёты, вырезанные страницы с визами из старых загранпаспортов, визитки, дисконтные карты уже несуществующих клубов. В общем, я доделал этот проект до конца и повесил вместе со всеми. Было очень прикольно.

img_2814-1

О центрах современного искусства в Казани

Несколько лет назад в нашем городе вообще не было таких мест, как «Штаб», «Смена» или «Фабрика Алафузова». Сейчас их даже больше, чем достаточно. Но я не совсем понимаю, почему они считаются центрами современного искусства. Да, они имеют непосредственное отношение к культуре, но их надо рассматривать шире. Ведь это общие пространства для городских молодых людей, где они могут собираться по интересам. Забавно: раньше в каждой деревне с населением в 300 человек был клуб, куда люди приходили и занимались тем же самым. Да и в городах в любом Доме Культуры были разные кружки, которые посещал каждый советский ребёнок. Это потом кто-то вдруг решил, что они не нужны и не актуальны. По сути же, креативные резиденции, лофты и модные пространства — это те самые ДК, места, куда люди приходят и проводят свой досуг.

Проблема, которая меня действительно волнует — это разрыв поколений. Радует, что благодаря таким резиденциям она решается. Например, виниловыми пластинками интересуются пузатые дяденьки старше 45 лет. Они не против выпить пива и поболтать про Deep Purple. Но сейчас тем же винилом активно увлекается молодёжь. Поэтому на «Виниломании» в «Штабе» 18-летние ребята с интересом болтают с этими старыми дядьками. Конечно, первое время они сторонятся друг друга, но потом начинают общаться, и постепенно всё лучше понимают, с кем живут бок о бок. Теперь у нас формируется своё сообщество, и мы планируем собираться в Rockstar Bar’е пару раз в сезон.
Ещё пример: в «Углу» недавно прошла выставка Евгения Канаева. С одной стороны, там было полно молодёжи. А с другой, на неё пришли фотографы старшего поколения, которые обычно тусуются в музее ИЗО и даже не слышали ни про какие креативные пространства. И на почве общих интересов они все начинают знакомиться и взаимодействовать. Это очень круто! Чем больше мы будем понимать друг друга, тем лучше сможем договариваться и формировать нашу жизнь на базе общих ценностей, создавая всё более комфортную и красивую среду для всех нас.

Про «машину времени» в Свияжском музее

Я всю жизнь любил историю и даже думал поступать на исторический факультет. Потом решил получить более реальное образование и окончил архитектурный. Но историю до сих пор люблю и очень хорошо её знаю. Поэтому когда Артём Силкин предложил мне поработать над проектом Музея истории Свияжска, я сразу согласился: два моих любимых дела соединились воедино. Это и называется счастье.
Музей состоит из четырёх корпусов. Это целый квартал в центре города, в котором обязательно нужно побывать, чтобы сперва впитать историю остров-града, а потом уже идти смотреть его здания, церкви и соборы. Ведь уникальность Свияжска в том, что там сконцентрирована вся история России за последние 500 лет. И в музее она отлично отражена. Я неспроста хвалюсь этой экспозицией, потому что она действительно классная.

Музейные работники проводили огромную научную работу и писали концепцию, я отвечал непосредственно за архитектурную часть и дизайн. Поскольку это пространство создавалось с нуля, оно должно было отвечать современным требованиям. Ведь когда мы слышим слово «музей», сразу представляем себе нечто пыльное и замшелое. А в углу там сидят злобные тётеньки с вечным: «Руками не трогать!». И ставилась задача, чтобы в Музее истории Свияжска ничего подобного не было. Мы сделали его очень интерактивным, там много видео и музыки. Например, в первом зале на входе стоят фигурки строителя и стрельца. Если нажать кнопочку, между ними начнётся диалог, ещё и на диалекте того времени. Правда, зачастую их не включают — смотрительницы ленятся.

Вторым важным моментом было полное погружение в среду. Зашёл в первый зал — попал в 17 век. Поднялся выше — и ты в 18 веке. Перешёл в другое помещение — оказался в 19 веке. Вышел в другой корпус — попал в советское время: там и музыка играет с позывных «Маяка», и старый телевизор стоит. В общем, эта задача выполнена на все сто. Такое чувство, что мы создали машину времени.

Но несмотря на то, что у нас всё активное и живое, я обожаю специфику «замшелых» музеев. Поэтому там есть и макеты, и инсталляции, и реконструкции лиц древних жителей Свияжска. Таким образом я стремился совместить современность и старину, чтобы чувствовалась неразрывная связь поколений

img_2801-1

О реконструкции Адмиралтейской Слободы

Я был на паре совещаний в Министерстве культуры по поводу реконструкции Адмиралтейской Слободы и хорошо знаю её проектировщика, профессора КГАСУ Александра Дембича. Но не скажу, что полностью в курсе этого проекта. Поэтому не могу сформировать чёткое мнение на этот счёт. Знаю, что есть несколько вариантов реконструкции. Хотят восстановить верфи и убрать пересыльную тюрьму из здания монастыря 18 века. Очень правильно, я считаю: это единственное место в Казани, где город непосредственно выходит на Волгу, и хорошо, что им вплотную занялись.

Если в целом говорить о реконструкции городов с богатым историческим наследием, то для этого нужно иметь очень чёткий план: берётся реестр всех сооружений, определяется, какие можно реконструировать и приспосабливать под современные условия, а какие трогать нельзя. Понятно, что часть зданий можно смело ломать и строить на их месте новые, но гармонично вписанные в общую концепцию. Но нельзя всё формализовать и ограничивать архитекторов в их творчестве. Поэтому должны быть чёткие и всем понятные нормы и правила. Создать их очень непросто — этим надо заниматься серьезно.

Вот, собственно, и всё. Не стоит шарахаться из одной крайности в другую, как мы очень любим. Не нужно превращать старинные здания в сверкающий новодел — патина времени должна сохраняться. Я люблю лёгкую пошарпанность, она мне милее европейской вылизанности.

Кроме того, в городах обязательно должны быть перемешаны жилые дома и офисы. Чтобы жизнь текла! В своё время в Париже построили новый район, в котором не было ничего, кроме офисных зданий. И после восьми вечера там была мёртвая тишина и летали пакеты из-под мусора, и это был ужас. Вскоре они одумались, стали строить там жильё, и район ожил. Нам нужно помнить об этом горьком опыте и не повторять их ошибок.


Текст: Ольга Гоголадзе
Фото: Анастасия Шаронова

Смотреть
все материалы