Как устроен театр им. Качалова


Казанский академический русский большой драматический театр им. Качалова — один из старейших в России. В этом году он отмечает 227-ой день рождения, и все это время зритель видит лишь часть театра, а масштабный рабочий процесс, который каждый день происходит вне сцены, остается неизвестным.

Enter побывал в здании Качаловского театра, поговорил с актером Алексеем Захаровым и помощником художественного руководителя по литературной части Дилярой Хусаиновой и узнал, сколько человек работают над одним спектаклем и что происходит до того, как его представят на сцене.


Театр им. Качалова в цифрах

1791

год основания театра


1914

год постройки здания театра


4

этажа в здании театра


17 112

кв.м площадь театра


30

спектаклей в репертуаре КАРБДТ им. Качалова


200

репетиций проходит перед премьерой


196

человек работают театре, из них в труппе 47


487 ₽

столько в среднем стоит билет на спектакль

Об устройстве театра

Здание было построено в 1914 году и намеренно вписано в ансамбль улицы Большой Проломной, ныне Баумана. Высота фасада составляет примерно семь этажей стандартного жилого дома, хотя кажется, что здание гораздо ниже — его высоту понимаешь только со стороны ул. Островского, где находится служебный вход. В служебной части театра четыре этажа, помещения которых связаны лестницами, подъемами, лифтами и коридорами. Второй и первый этаж — гримерки, на третьем расположился художественно-руководящий состав, там же репетиционный зал, на четвертом – хозяйственно-административные службы. Кроме того, по всем четырем этажам распределены помещения производственных и обслуживающих цехов и склады. На обед сотрудники ходят в буфет в самом здании, чтобы не отрываться от работы надолго.

Кроме актеров и руководства, здесь работают еще несколько отделов, которые занимаются работой со зрителями, пиаром, распространением билетов, ведут бухгалтерию и учет кадров, охраняют и убирают помещения, изготавливают декорации, реквизит, костюмы, производят ремонт, занимаются снабжением и многим другим. Все цеха, связанные непосредственно с созданием и прокатом спектаклей, делятся на производственные и обслуживающие, а всего в КАРБДТ им. Качалова почти 200 сотрудников.

Театр является государственным бюджетным учреждением, поэтому финансирование поступает от государства, а доходы от продажи билетов идут как внебюджет. Показатели по финансам одни из самых высоких благодаря 98-процентной заполняемости зала.

Периоды создания спектакля: взгляд артистов

Застольный период

Алексей Захаров: Для зрителей открыты два входа со стороны улицы Баумана: на Большую и Малую сцену, а для сотрудников театр начинается со служебного входа – через дверь с улицы Островского. День у артистов начинается в 11 часов – это начало утренней репетиции. Но, как правило, мы приходим пораньше: надо подготовиться, посмотреть расписание — это самая важная вещь для планирования работы театра. В расписании отмечены репетиции и спектакли с именами занятых артистов, здесь же указывается время готовности сцены, света, звука, явки артистов, музыкантов и всех непосредственно занятых в творческом процессе. На это расписание ориентируются и все остальные службы. На стенде рядом с расписанием место для приказов о поощрениях и наказаниях, объявлений, поздравлений, а напротив – для распечатанных публикаций из СМИ.

Диляра Хусаинова: Работа над спектаклем у режиссера с артистами начинается за столом. Эти первые репетиции называются в театре «застольными»: в помещении только стулья, стол и артисты. Текст выбранной пьесы распечатывают по ролям и раздают артистам завтруппой и завлит, происходит читка пьесы, ее разбор, анализ, работа над текстом пьесы, идет разговор о концепции спектакля, об идее, о том, для чего и почему именно сейчас именно эта пьеса. «застольный период» — это один из важнейших этапов создания спектакля. Это как круглый стол: каждый может высказать свое мнение, обговорить обстоятельства роли через факты о герое из реплик и ремарок, мы обсуждаем множество сопутствующих пьесе и времени моментов. На этих репетициях присутствуют хореограф, хормейстер, бывают художник и художник по костюмам.

Репетиции на площадке

Алексей: Следующий период — репетиции на площадке: в репетиционном зале или непосредственно на сцене. Они обычно идут примерно до половины третьего, а в редкие дни без спектаклей мы репетируем весь день. С первой застольной репетиции и до выпуска спектакля проходит около 100 репетиций, они идут с возможными перерывами на отпуск или гастроли от 4-6 месяцев до года. Приезжие режиссеры работают, как правило, без перерывов: «Дон Жуана» с Григорием Дитятковским мы поставили за 3,5 месяца, над «Укрощением строптивой» Игорь Коняев работал с нами с августа по декабрь; со своими режиссерами есть возможность более кропотливой работы — например, над новой версией «Тома Сойера», который уже был поставлен на сцене десять лет назад, мы работаем уже второй месяц: новые исполнители, изменения в тексте, в музыкальном материале, по-новому разбираем многие обстоятельства.

Диляра: В большом репетиционном зале, который появился у нас после реконструкции, может поместиться практически любой спектакль из нашего репертуара — размеры и технические возможности адекватны основной сцене, так что можно спокойно репетировать здесь чуть не до выпуска. Это бывает удобно с точки зрения организации работы: нет необходимости освобождать сцену для монтировки вечернего спектакля. Декорации «Женитьбы Фигаро», например, мы ставили тут, прошли здесь почти весь спектакль, и только потом вышли на площадку. Но на самом деле, это совсем необязательно: иногда режиссеры из-за стола сразу идут на сцену. На время репетиций в репзале художник иногда ставит «выгородку» — ставки, на время заменяющие декорации, чтобы артисты уже имели представление о сценическом пространстве. Зал черный, как одежда сцены, поэтому мы существуем в условиях площадки, на которой будем работать. А еще в этом же зале проходит много капустников — на юбилеи артистов, премьеры, на 8 марта и 23 февраля, которые готовят мужская и женская часть коллектива.

Алексей: Есть еще один репетиционный зал – сейчас он стал балетным, а раньше был единственным: здесь проходили и репетиции, и занятия по танцам, и даже вокалу, а мне он особенно дорог, потому что именно в нем проходили прослушивания, экзамены, а потом и занятия по мастерству актерского курса ГИТИСа на базе театра, на котором я учился. Внешне зал не изменился со времен моей учебы, даже кресла те же остались. В этом году здесь появилось еще несколько тренажеров – это подарок нашего руководства артистам: по утрам и между репетициями и спектаклями многие приходят сюда позаниматься. Хорошая физическая форма очень важна для нашей профессии.

Перед выходом

Алексей: После репетиции артисты имеют возможность отдохнуть, а потом готовятся к спектаклю: одеваются и гримируются. Накладывать грим каждый артист должен уметь сам, но в сложных случаях мы идем к гримерам в гримцех. Здесь же хранятся парики, усы в подписанных коробочках, происходит их изготовление и ремонт. Ничего не выкидывается — в отдельной комнате хранятся парики, усы, бороды из старых, уже не идущих спектаклей.

В гримерках артисты проводят очень много времени: и свободное от выходов на сцену, и между репетицией и спектаклем. В каждой гримерке есть душ, туалет, появилось новое освещение зеркала на гримерном столе из маленьких лампочек, равномерно освещающих лицо. Есть небольшие гримерки для двух или трех артистов, есть несколько больших – для семи человек. В последних у нас располагается молодежь, а в одной – самой ближней к сцене, сидят ветераны: Вадим Кешнер, Геннадий Прытков, Михаил Галицкий, Владимир Мазур. Рассадка по гримеркам не случайна: ее составляет завтруппой, учитывая половозрастное разделение и статусы артистов. Старшее поколение, как правило, живет ближе к сцене. Моя гримерка – одна из самых обжитых, потому что в ней артисты, плотно занятые в репертуаре: вместе со мной сидят мои сокурсники Максим Кудряшов и Александр Малинин. Мы каждый день с утра до вечера в театре. По этой же причине наша гримерка — одна из немногих — не сдается во время гастролей других театров.

Перед выходом на сцену находится актерское фойе, комната отдыха. Во время спектакля артисты, не занятые в сцене, могут здесь подождать своего выхода — пропустить его им не даст видеотрансляция на экране; здесь же во время спектакля дежурят гримеры, костюмеры, реквизиторы. Если выхода ждать долго, можно взять книгу из небольшой библиотеки, которую создали актеры.

Актерское фойе тоже появилось после реконструкции, и это очень удобно, особенно во время спектаклей с большим количеством задействованных артистов. В таких спектаклях как «Роковые яйца», «Американская шлюха», «Визит Дамы» занято 35-38 артистов из общего числа труппы. Актерское фойе дает возможность не находиться во время «не своих» сцен за кулисами, не мешать коллегам.

Как технически создается спектакль

Производственные цеха

Диляра: Иногда думают, что декорации для наших спектаклей изготавливают на заводах или покупают, но на самом деле, в последнее время почти почти вся материальная часть спектакля делается здесь — декорации, реквизит, костюмы, даже обувь, что дает возможность точного воплощения видения режиссера и художника. Необходимые закупки контролируются режиссером и художником.

Техническая работа над любым спектаклем начинается у художника. Вместе с режиссером они ищут изобразительное воплощение идеи спектакля в сценографии, костюмах. Создаются эскизы, макеты, иногда в 3D-формате, которые затем воплощают производственные цеха. Эти цеха работают, как все нормальные люди, — с девяти до шести, мало соприкасаясь с режимом работы творческого состава. Работа над декорациями начинается в поделочном цехе. Художник и режиссер выбирают материал для декораций — обычно это дерево и металл, и «поделка» начинает производство. После работы поделочного цеха в бутафорском цехе фрагменты будущих декораций красят, проклеивают или обклеивают — все это занимает один-два месяца или дольше. Готовые декорации переносятся в репзал или сразу на сцену для репетиций. Также художники-бутафоры работают над реквизитом к спектаклю.

Костюмы шьются в пошивочном цехе, обувь – в сапожном. Художник по костюмам рисует эскизы, закупает ткани. Кроме того, пошивочный цех выполняет ремонт костюмов из уже идущих спектаклей, перешивает их на других артистов в случае замены. В театре шутят, что именно «пошивка» первой узнает об изменениях параметров артистов и подгоняет вещи по фигуре. Сейчас здесь ведется работа над «Приключениями Тома Сойера» и «Пятью вечерами».

Все эти работы идут под постоянным контролем художника-сценографа и художника по костюмам, и, конечно, режиссера спектакля.

Обслуживающие цеха

Алексей: Цеха, работающие над подготовкой и проведением непосредственно спектакля, — это обслуживающие цеха. Они живут, как правило, в том же режиме, что и артисты. Все, что мы едим или пьем на сцене или держим в руках, — зона ответственности реквизиторского цеха. Здесь также хранятся более крупные предметы — искусственные растения, телефоны и даже настоящее сценическое оружие, которое проверяется всякий раз перед приходом вип-гостей и периодически комиссией, подтверждающей, что оно не боевое. Реквизит либо разносится перед спектаклем артистам по гримеркам, либо лежит за кулисами на столе на определенном месте, чтобы артист сам мог его взять.

Диляра: Сшитые костюмы хранятся на костюмерных складах с джокерной системой (конструкция из труб и соединительных элементов — прим. Enter). Они висят поспектакленно, женские отдельно от мужских. Костюмеры производят мелкий ремонт, по мере необходимости отправляют вещи в стирку, гладят, разносят по гримеркам, а после спектакля все собирают. Если костюм сложный, костюмеры помогают артисту одеться. Поэтому обслуживающие цеха расположены ближе к артистам, гримеркам и к сцене. Работники этих цехов должны быть и на репетиции, и на спектакле, и на гастролях.

Освещение, звук и монтаж

Алексей: До начала спектакля, до появления артистов на сцену приходят монтировщики и осветители. Монтировщики приносят декорации со склада вручную или спуская на подъемнике. Готовая декорация в высоту около шести метров, поэтому ее всякий раз собирают и разбирают. Во время спектакля работа монтировщиков почти полностью компьютеризирована.

После монтировщиков на сцене работают осветители, они направляют свет и готовят оборудование для спецэффектов, во время спектакля светооператор ведет световую партитуру в соответствии с записанной программой.

Диляра: Все, что связано с музыкой и шумовыми эффектами — в ведении радиоцеха. В музыкальных спектаклях во время музыкальных номеров с оркестром используются микрофоны, во всех остальных случаях артисты работают без них. За звуковой баланс отвечает звукорежиссер, перед музыкальными спектаклями у него есть возможность отстроить звучание вокала и оркестра. Музыканты сидят в оркестровой яме, опускающейся по принципу плунжерного подъема — раньше приходилось снимать щиты.

Большая и Малая сцены

Диляра: В зале на Большой сцене 505 мест — для драмтеатра это оптимальное количество зрителей, позволяющее установить доверительный диалог сцены и зала. Перед входом зрители могут прогуляться по фойе, рассмотреть фотографии артистов, планшеты спектаклей, могут зайти в фойе-атриум, который раньше был просто двориком. Сначала была мысль оставить его открытым пространством, но погода не позволила бы использовать дворик во время сезона, так что территорию закрыли стеклянной крышей. В атриуме находится единственный в мире памятник Василию Качалову, который мы открыли в 2005 году. Тогда приезжали представители МХТ, были его родственники, в 2010 году приходил Олег Табаков.

Во время реконструкции, которая длилась с 2011 до 2014 года, часть спектаклей играли на сторонних площадках — в соседних городах и в Казани, но что-то удалось перенести и на Малую сцену, открывшуюся перед началом реконструкции. Там спектакли шли три-четыре раза в неделю, зритель о нас не забывал, за это время мы выпустили премьеру «Теорема Печенкина» по повести Валерия Залотухи, моноспектакль «Последний день» по стихам, дневникам Марины Цветаевой, «Мышеловку» Агаты Кристи.

Малая сцена представляет собой трансформируемое пространство единой среды, это площадка европейского типа — здесь тоже имеется все необходимое сценическое оборудование: свет, звук, а рассадка зрителей и сама сцена могут меняться. Есть место для экспериментов. Сейчас в репертуаре Малой сцены семь спектаклей, проходят творческие встречи, читки пьес современной драматургии, творческие проекты.

Гастроли и каникулы

Диляра: Отпуск у творческого состава всегда в одно время, и поскольку традиционных выходных в субботу-воскресенье и праздничных дней у нас не бывает, отпуск получается более долгим и составляет около 38 неделимых дней с июля по середину августа. Театральный сезон — период с сентября по июнь. Большую часть этого времени мы играем на родной сцене, репетируем и выпускаем новые спектакли. И в течение сезона выезжаем обычно только для участия в фестивалях или на выездные спектакли в близлежащие города на несколько дней. Таких выездов может быть 3-4 за сезон. А вот гастроли наш театр традиционно проводит полномасштабные, на 2-3 недели, с афишей не меньше чем из семи названий. Такие гастроли обычно завершают сезон, проходят в одном из крупных городов России.

Костюмы, реквизит, оборудование для проведения гастролей перевозим сейчас в специальных металлических ящиках, раньше они были деревянными, быстро приходили в негодность. Есть отдельные ящики под обувь, грим, реквизит, большие вертикальные под костюмы — прямо с вешалкой. Все это и декорации грузится в машины. Поскольку по традиции мы везем на большие гастроли не меньше семи названий, то для перевозки всего необходимого нужно около пяти двадцатитонных тралов.

Гастроли вне России обычно бывают недолгими, как правило, в рамках фестивалей. Среди наших зарубежных друзей коллеги из французского Марселя, чешского Брно, столицы Турции Анкары, в Хельсинки мы играли на сцене Александровского театра. В этом году мы налаживаем взаимоинтересное сотрудничество с театром Ганновера в Германии и Пекинским народным Художественным театром — это Китай. В июне-июле должны пройти наши гастроли в этих городах, а потом и наши коллеги покажут свои спектакли на нашей сцене.

Фото: Яна Айдарова

Смотреть
все материалы