Что читать и смотреть, чтобы влюбиться в советский модернизм


Архитектуру советского модернизма оценили совсем недавно: еще в 2000-х все, что было после сталинского «большого стиля», презрительно называли «стекляшками» и «коробками» — да и теперь интерес к этому направлению разделяют далеко не все. Специалисты загорелись послевоенной архитектурой в начале прошлого десятилетия: тогда же появился термин «советский модернизм», который сегодня стал настолько привычным, что сократился до «совмод».

Колумнист Enter Антон Хитров рассказывает о книгах, фотоальбомах и инстаграм-аккаунтах, которые помирят вас с хрущевскими НИИ и брежневскими драмтеатрами.


Мода на послевоенную архитектуру соцлагеря пришла к нам из Европы, а началась она с этого альбома. В 2003 году французский фотограф Фредерик Шобэн, главред журнала Citizen K, купил на блошином рынке в Тбилиси книгу по архитектуре Грузинской ССР, приметил там пару зданий, нашел их в городе и сделал первые снимки для будущего проекта. За семь лет работы автор объехал 13 бывших советских республик; в издание вошли 90 фотографий. Шобэн первым заметил, что время превратило совмод в экзотику: в его альбоме бетонные дворцы, гостиницы и театры напоминают руины древней цивилизации — вроде нереальных замков из игры Monument Valley.

Путеводители «Гаража»

Четыре года назад музей современного искусства «Гараж» выпустил первый в своем роде справочник-путеводитель по московскому модернизму. Историки архитектуры Анна Броновицкая и Николай Малинин доступно описали около сотни недооцененных столичных памятников — вроде МХАТа им. Горького, прозванного в народе «крематорием», или станции метро «Воробьевы горы», загубленной лужковским ремонтом. Здания для книги фотографировал Юрий Пальмин, который начал снимать совмод, когда никому еще не было до него дела. Спустя два года те же авторы выпустили второй путеводитель — по Алма-Ате, столице Казахской ССР.

Британское издательство Fuel плотно занимается советской и постсоветской культурой. В их каталоге есть энциклопедия русской криминальной татуировки, сборник советских рецептов и фотохроника украинского «ленинопада». А еще — отличные альбомы по послевоенной архитектуре СССР. Например, двухтомник канадца Кристофера Хервига с удивительной фотоколлекцией автобусных остановок (да, это тоже архитектура). Несколько месяцев назад у Хервига вышла новая книга — на сей раз о метро: здесь модерн соседствует со сталинским ампиром. Другое свежее издание Fuel — альбом «Советская Азия»: итальянские фотографы Роберто Конте и Стефано Перего изучили региональные особенности совмода в Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане и Таджикистане.

Одни из самых активных исследователей совмода в России — екатеринбургское издательство Tatlin. Десять лет назад они первыми в стране издали книгу по теме: альбом архивных фотографий и статей, который так и назывался — «Советский модернизм». Раньше, к слову, такого термина не было: его придумали составители альбома, архитекторы Феликс Новиков и Владимир Белоголовский (между прочим, Новиков — соавтор московского Дворца пионеров, «первой ласточки» нового стиля). У первой книги давно закончился тираж, зато теперь Tatlin выпускает о модернизме серию монографий: каждая — о каком-то одном мастере, городе или проекте. Правда, это чтение — для специалистов или очень увлеченных фанатов.

Украинцы по большей части относятся к своему модернизму так же, как россияне — не считают за архитектуру. При том, что, например, современный Киев — это во многом модернистский город. Молодые архитекторы Алексей Быков и Евгения Губкина постарались исправить положение: в прошлом году в киевском издательстве «Основы» вышел их альбом Soviet Modernism. Brutalism. Post-Modernism о трех этапах украинской послевоенной архитектуры.

Самое большое сообщество во «ВКонтакте» по советскому модернизму создали студенты МАРХИ Михаил Князев, Мария Серова и Андрей Стенюшкин, которые просто хотели рассказать однокурсникам о своем неочевидном увлечении — а стали чуть ли не главными популяризаторами стиля в рунете. Недавно паблик объединился с сувенирным брендом Heart of Moscow и выпустил коллекцию значков с самыми знаменитыми модернистскими зданиями столицы — получилось очень неплохо.

Самый популярный из многочисленных инстаграм-проектов румынского Бюро Искусств и Городских Исследований, которое занимается послевоенной архитектурой Восточной Европы и СССР. Бюро работает и в офлайне: у них вышло несколько книг и карт по модернизму в бывшем соцлагере.

Инстаграм Арсения Котова — не только об уникальных проектах, но и о типовых многоэтажках, которые, само собой, тоже относятся к советскому модернизму. Советские спальные районы в последнее время привлекают не меньше внимания, чем отдельные выдающиеся здания: польский урбанист Куба Снопек даже предлагал внести московское Беляево в список культурного наследия ЮНЕСКО.

Полная противоположность предыдущего фотографа: здесь бетон производит самое умиротворяющее впечатление, а краски всегда светлые и теплые. Ольга показывает позднесоветскую архитектуру с совершенно непривычной стороны; жаль, что об этом инстаграме пока мало кто знает.

Архитектурный фотограф из Петербурга, влюбленный в бетон и суровую черно-белую съемку. На самом деле у него есть второй аккаунт для цветных фотографий, и там советский модернизм выглядит куда более дружелюбным.

Инстаграм журналистки Эвы Рухиной о мозаике, сграффито, барельефах — в общем, о советском монументальном искусстве второй половины XX века, которое развивалось в тесном симбиозе с модернистской архитектурой. Бонусом идет дотошность, отличающая Эву от коллег: для каждого объекта указаны автор и место.

«Это некрасиво и безвкусно»: телегам-канал о любви к бетону

Архитектурный канал с заметным уклоном в модернизм вообще и в брутализм в частности (если коротко, брутализм — это такие массивные бетонные здания). Автор увлечена не только совмодом, но и мировыми аналогами. Попадаются посты об архитектурных альбомах (теперь специально для них есть филиал в Instagram) и о видеоиграх с модернистской эстетикой.

Изображения: Саша Спи

Смотреть
все материалы