Что поменялось во Дворе Присутственных мест с зимы


Двор Присутственных мест на прошлой неделе впервые открылся к летнему сезону. Какие обновления произошли в пространстве, мы уже кратко обозначили в новости, пообещав, что скоро вернемся с подробностями.

Чтобы рассказать обо всех изменениях и обратить внимание на детали, Enter поговорил с командой проекта. Читайте, где во дворе проходит граница эпох, для чего в нем появились ручей и бассейн, в чем особенность высаженных растений и какими событиями наполнится пространство в будущем.


Официальная презентация проекта двора Присутственных мест состоялась летом 2022 года: в июле мы публиковали несколько рендеров, которые демонстрировали, каким общественное пространством предстанет перед горожанами в теплый сезон. Несмотря на это, запуск двора состоялся накануне Нового года.

Вообще, открытие общественных пространств именно зимой для Казани не свойственно, так что можно сказать, что двор в этом смысле стал рискованным пилотным проектом. Чтобы привлечь к нему внимание и заодно «активировать» территорию, была проделана колоссальная работа: на Консисторской площади установили главную кремлевскую елку с дизайнерскими украшениями, в правой части развернулась ярмарка с репрезентацией татарской кухни и национальных ремесел, к тому на протяжении праздничных каникул каждый день проходили мероприятия для детей и взрослых.

Ильнур Рахимов

директор музея-заповедника «Казанский Кремль»

Присутственные места для нас — это некий символ обновления и трансформации Кремля. Двор открывали очень оперативно, и перед нами стояли достаточно жесткие задачи, поскольку большинство работ проходило под самое завершение строительного сезона. Понятно, что новогодние проекты были в Кремле и ранее, но все они были разнесены по территории музея-заповедника, и вот наконец у нас появилась единая точка притяжения для гостей и для жителей города, чему мы очень рады.

Нам было чрезвычайно важно получить обратную связь, и слава богу, люди реагировали очень живо и давали нам рекомендации, благодаря чему зимний сезон был сложным, но все-таки успешным. В праздничные дни Кремль посетили порядка 200 000 человек — для сравнения, до открытия двора посетителей было вдвое меньше. Мы понимаем, что двор сильно подогрел интерес людей, так что, можно сказать, мы справились с первоочередной задачей притянуть жителей Казани и республики. Теперь же мы готовим летнюю программу, которая замкнет наш опыт управления пространством двора в любой сезон.

Когда каникулы завершились, работа над двором стала продолжаться, и теперь все точь-в-точь как с картинки. Что особенно важно, вход на его территорию не блокировали, так что горожане сами могли наблюдать за ходом преображения пространства.

Экскурс в историю

Знакомство со двором интуитивно начинается со входа сквозь первую арку со стороны Спасской башни. По признанию эксперта ИКОМОС и основательницы бюро «Рождественка» Наринэ Тютчевой, до того, как началось преобразование комплекса Присутственных мест, она сама не могла понять, о каком дворе идет речь, поскольку Кремль «существовал» будто бы только с левой стороны — там, где открывается вид на «Кул Шариф». Уже позже, когда она стала предметно интересоваться этим пространством, стало понятно, что ощущение отсутствия создает открывающийся вид пустой стены и серого асфальта. Поэтому захотелось посеять некую интригу, поменяв вид из арок.

Поскольку двор Присутственных мест входит в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, проектировщики имели дело с самой его историей. Радикальные преобразования на территории памятника изначально невозможны, и создавать новые правила для этого места было бы неуважительно. По этой причине Фонд «Институт развития городов РТ», бюро «Рождественка», казанская архитектурная компания Miriada Group и «Татинвестгражданпроект» работали в тесной связке с пулом экспертов.

Первое, что могут ощутить посетители двора — это его необычный рельеф с сохранением изначального перепада высот. Территория уложена брусчаткой, под которой намеренно нет бетонного основания, что накладывает сложности в эксплуатации покрытия, но зато позволит археологам беспроблемно открывать новые культурные слои в дальнейшем.

Гостей места тут же встречает проекция крепостной деревянной стены, которая существовала еще до того, как Казань была захвачена Иваном Грозным. Определить точное местонахождение и ширину стен сейчас трудно, но благодаря изучению результатов археологических исследований и консультациям археологов во главе с директором Института археологии им. А.Х. Халикова Айратом Ситдиковым архитекторам удалось определить ее примерное расположение и обозначить мощением из бруса.

Рустэм Забиров

главный архитектор, начальник отдела мониторинга, сохранения и реставрации Музея-заповедника «Казанский Кремль»

Недалеко от трассы стены ханского периода по расширению Кремля на юг, когда были построены Юго-Восточная, Спасская и Юго-Западная башни, располагается колодец. Он функционировал здесь с XVIII века для хозяйственных целей и был случайно обнаружен в 2018 году во время проведения работ по благоустройству на территории Казанского Кремля. К сожалению, физическое состояние дерева, из которого он сделан, оказалось плохим, поэтому археологами было принято решение засыпать его, но архитекторы решили обозначить место, где он располагался, подсвечивающимся люком.

На уровень боевого хода крепостной стены, откуда воины обороняли уже новую крепость, предполагается организовать дополнительный вход. За будущей лестницей-турой скроется еще один артефакт — фрагмент стены, открывшийся во время реставрации еще в прошлом веке. Благодаря нему посетители могут увидеть подлинную кладку XVI века и тот самый белый камень, из которого первоначально возведен Кремль.

Растения вдоль крепостной стены тоже высажены не просто так: они воссоздают естественную для XVII века полосу с разнотравьем. Почти все цветы — сортовая полынь, вейники, шалфей Дубравный — встречаются вокруг Казани и наверняка раньше произрастали в городе.

Состав композиции подобран членом экспертного совета по озеленению Казани, дендрологом Сергеем Мурзовым. По его словам, так как период цветения у всех растений разный, с течением времени посетители двора смогут наблюдать не менее девяти картин.

Сергей Мурзов

член экспертного совета по озеленению Казани, дендролог

В композицию вошли так называемые «новые многолетники». За основу берутся дикие растения, но на их базе используются выведенные новые сорта. Например, шалфей дубравный растет в Казани повсеместно, но цветет он только две недели, а в питомниках выделены его новые сорта, которые цветут намного дольше и имеют разные оттенки. Знаменитый злак вейник существовал здесь всегда и тоже встречается повсеместно. Если зайти и посмотреть где-то в неудобья, то ближе к осени увидите этот злак в цвету. А мы используем в композиции сорта выведенные из него: вейник Карл Форестер, Овердам. Они отличаются тем, что не такие агрессивные и локализуются в конкретных местах — «сидят» на одном месте, создавая плотные куртины.

Наш первый кустарник, спирея серая Грефшейм, в естественной среде зацветает на 9 мая и цветет две-три недели, следом начинает цвести во второй половине мая спирея Вангутта. Затем третий кустарник — спирея Билларда. На фоне этих кустарников появляются многолетние цветы. С середины лета злаки начнут преобладать в цветнике и выделяться. Цветник будет подниматься, возвышаться, будет выше 1 метра. Цветение будет сменяться.

Климатические решения

Оказавшись посреди вытянутого двора, архитекторы поняли, что он обладает необыкновенными архитектурными достоинствами: с одной стороны посетители могут увидеть купола Благовещенского собора и ярусы Сююмбике, а с другой — купол Спасской башни. Все преобразования носят такой характер, который не должен искажать это восприятие пространства, поэтому никакие малые архитектурные формы не являются стационарными. Мебель во дворе подвижная, и посетители могут сами выбрать, где расположиться, перемещая за собой специально спроектированные утяжеленные уличные стулья. А скамьи с цветочными кадушками могут, перемещаясь, моделировать самые разные пространства.

Наринэ Тютчева

эксперт ИКОМОС, основательница бюро «Рождественка», руководитель «Ре-Школы»

Протяженность пространства является уникальным фактором, который необходимо было сохранить и подчеркнуть. Поэтому все композиционные приемы и логистика двора преимущественно продольная. Кроме того, мы изучали исторические планы этого двора, и несмотря на то, что почти всю свою историю двор носил хозяйственную функцию, ограждения и небольшие постройки, которые там были, также поддерживали эту продольную композицию.

Зеленая полоса создает во дворе эмоциональное ощущение комфорта и климатическую мягкость, но по факту не защищает от солнца. Вместе с тем мы не могли посадить здесь высокие деревья — они бы закрыли собой важный объект и сильно изменили композицию, которая складывалась веками.. В связи с этим во дворе возник ручей, который является климатическим элементом. Когда вдоль него подключаются дисперсионные фонтаны, то создается ощущение прохлады. Еще, я надеюсь, мелкие капли под светом лучей будут генерировать длинную цепочку радуги.

Водой к началу летнего сезона наполнили и небольшой бассейн-пруд в правой части двора. Посреди него на островке высажена белая акация как символ новой жизни этого пространства и одновременно акцентная точка для обозначения в том числе места сбора туристических групп, так как сюда выходит дверь будущего визит-центра. Именно этот вид выбран по причине особенностей микроклимата двора. Изначально рассматривали плакучую иву, клен, орешник и липу, но в ходе изучения их особенностей стало ясно, что для застойного теплого воздуха этого двора нужно растение, адаптированное к таким условиям.

Заведения и событийное наполнение

Площадь вокруг бассейна спроектирована как первое событийное пространство, которое увидят горожане. На ней разместился подвижный амфитеатр — на скамьях удобно собирать группы туристов, а еще они могут быть использованы как импровизированный зрительный зал.

Основным потенциальным местом для проведения событий по-прежнему останется площадь перед Консисторской башней. Еще зимой на ней установили сцену, где прошел наш концерт в честь Старого Нового года.

Зиля Гарипова

руководитель департамента спецпроектов «Института развития городов РТ»

Вместе с Дашей Кураковой, которая много лет в составе Дирекции парков и скверов Казани занималась культурным программированием общественных пространств и помогала нам разрабатывать этот проект, мы думали — поставить здесь большую сцену или ограничиться небольшим подиумом? В результате приняли решение, что большой сцены на постоянной основе здесь не будет, потому что там, где большая сцена, нужен и навес. Он повлиял бы и на облик, и на восприятие двора, между тем видовое раскрытие в сторону Консисторской башни является здесь самым ценным.

В зимний период конфигурация двора значительно меняется, и центром композиции все же остается елка, которая размещается по центру, а остальное работает уже вокруг нее. Тем не менее, я думаю, уже в этом летнем сезоне мы опробуем форматы с большими крупными сценами во дворе.

В отсутствие событий стену за сценой занимает временная выставка, собранная из советских фото территории Казанского Кремля. Выставочный потенциал есть и у камор вдоль крепости — в дни фестиваля «Сияние Кремля» концепт-студия Formate расположила там серию работ диджитал-художников. Дальнейшая программа мероприятий во дворе пока находится на утверждении — она будет уже не такой насыщенной, как в новогодние каникулы, но продуманной и универсальной. По словам Зили, в пространство двора идеально впишутся симфонический концерт, выступление хора, лекции и дискуссии. В планах команды проекта использовать и главные ценности двора — задействовать в событиях проход на Кремлевской стене и Консисторскую башню.

Тем не менее, уже сейчас во двор можно прийти, чтобы оценить национальную кухню. Свои террасы вдоль здания Присутственных мест открыли «Чирэм», «Алан Аш» и TATAR. Их оформление регламентировано брендбуком, созданным по кураторством руководителя архитектурного бюро ABAU Руслана Гильманова.

Отправной точкой для его разработки стали уже существующие альбомы с рендерами двора, логотипом Присутственных мест и другими элементами дизайн-кода. Исходя из этого авторы брендбука придумали правила оформления террас. Первоначально в стоп-листе оказался ротанг, но когда стало ясно, что сдержанный тон дерева не будет конкурировать с пространством, команда переговорила с производителем мебели и утвердила облегченные модели без лишнего декора и сложного плетения.

Руслан Гильманов

руководитель архитектурного бюро ABAU

Нашей целью было сделать так, чтобы все выглядело стильно, каждое заведение было узнаваемым и одновременно придерживалось строгих, но незаметных для обычного посетителя рамок. Когда TATAR заказали мебель у Qullar глубокого синего оттенка, то мы поняли, что можем позволить террасам заведений отличаться по цветам.

Так, «Алан Аш» выбрал для себя зеленый и коричневый, но в остановился на серых тонах, а у «Чирэм» основным стал болотно-зеленый. Красный в оформление террас мы решили не добавлять, потому что этот цвет присутствует вокруг как обозначение общедоступной посадки.

Текст: Анастасия Тонконог
Фото: Фидаиль Халитов, Камилла Султанова

Смотреть
все материалы