«Фабрика Алафузова». Через долг в сто миллионов к большой мечте


У казанского лофта «Фабрика Алафузова» сложный бэкграунд: за время своего существования он успел столкнуться с кризисом, обрасти долгами в сто миллионов рублей, повисеть в разделе «продажа» на Avito, расстаться с партнерами и не только. При этом ремонт и организация мероприятий, несмотря на трудности, не останавливались.

Enter совместно с «Мастерами России» рассказывает о том, как клубный промоутер Андрей Питулов купил фабрику по обработке шерсти, чтобы открыть в ней первый казанский лофт.

Партнерский материал

«Фабрика Алафузова» в цифрах

1823

год постройки первого здания на «Фабрике»


2015

год запуска проекта


8 600

м² общая площадь комплекса зданий и территорий


9

команд-резидентов


16,5 млн ₽

изначальная стоимость комплекса зданий


100 млн ₽

вложения на начальном этапе


200-250 ₽

стоимость м² для резидентов


100 млн ₽

долг банку и партнерам в 2018 году

Лофт по цене коттеджа

В 2012 году казанский клубный промоутер Андрей Питулов помогал своим знакомым с открытием заведения Progressive Daddy в Москве. И в то же время он стал свидетелем ревитализации московского «Красного Октября», наблюдая за тем, как пространство заполнялось арендаторами, студиями, клубами и галереями. Увиденное натолкнуло Питулова на вопрос: почему в Казани нет подобных площадок? «В 2013-м мне исполнилось 40 лет, и я начал думать, чем бы мне хотелось заняться. Причем обязательным условием была долгосрочность проекта и возможность использовать все навыки и знания, которые я приобрел до этого. И примерно в это же время один мой товарищ рассказал мне, что фабрику на Гладилова выставили на продажу по цене хорошего коттеджа», — вспоминает Питулов.

Комплекс зданий и территорий, которые он приобрел, — не что иное как фабрика первичной обработки шерсти, принадлежавшая меценату Ивану Алафузову. «Я сюда даже заходить не хотел поначалу: мне хорошо были знакомы эти здания, ведь я вырос в доме через дорогу. Раньше здесь сортировали, обезжиривали, обрабатывали аммиаком, мыли и сушили шерсть — отсюда постоянно шла ужасная вонь», — рассказывает Питулов.

В 2014 году Андрей Питулов загорелся идеей создания лофта, когда в Казани никто толком и не понимал, что это вообще такое. Несмотря на предложения «снести фабрику и построить на ее месте что-то другое», Питулов продал офис, доставшийся по наследству, занял еще немного денег — получилась ровно половина суммы. Он внес аванс с расчетом, что вторая часть найдется так же просто, как и первая. Поиски затянулись, начислялись пени — каждый день по восемь тысяч. Когда «накапало» уже 1,7 млн рублей, бывший промоутер вышел на финансовую компанию «Пять Капиталов». Им понравился проект и они предложили Питулову деньги на выкуп и проектные работы — договорились о сотрудничестве сроком в три года, а средства, разумеется, дали под процент.

Проектные работы и выход партнеров из бизнеса

«Фактически “Пять Капиталов” были самыми настоящими ростовщиками, но умели вести дела: они быстро выработали методологию и последовательность всех необходимых действий», — вспоминает Питулов. После этого работа пошла быстрее — на «Фабрике» провели техническое обследование всех зданий, конструкций и фундамента — все это вылилось в 1,5 млн рублей. Создали эскизный проект фасада, отдали его на согласование, которое затянулось на десять месяцев. Партнерство с «Пятью Капиталами» было отличной иллюстрацией к выражению «время — деньги»: проценты продолжали капать.

В начале 2015 года в момент согласования эскизного проекта Адмиралтейскую слободу признали исторической частью города, что значительно осложнило весь процесс. В конце октября Питулов и партнеры наконец получили добро на начало проектных работ.

Проектирование обошлось в 5 млн рублей: им занимался старый друг Питулова из архитектурной компании «Старая Казань». «Мы провели все этапы работ, начиная с конструкторских разработок, электрики, канализации, водоснабжения, освещения. В результате тщательной экспертизы пересчитали все это в денежный эквивалент и вышли на сумму в 250 млн рублей», — рассказывает владелец «Фабрики Алафузова».

Питулов поехал в Москву, чтобы показать свой проект лофта команде дизайн-завода «Флакон». «Я предложил им принять участие в проекте, но они не были в этом заинтересованы, да и средств не хватало. Как мне говорили ребята из “Флакона”: “Закопать в старое здание можно любую сумму от 100 млн до 1 млрд, да и улучшать его можно бесконечно, но какой в этом смысл? А к моему возвращению из столицы “Пять Капиталов” решили, что не готовы к таким большим вложениям и решили выйти из проекта — дали мне год на то, чтобы я с ними рассчитался», — вспоминает он.

После того, как в 2016-м «Пять Капиталов» покинули проект, Питулов остался наедине со своим бизнесом. Бывшие партнеры помогли ему взять кредит в «Булгар Банке»: часть ушла на строительство и ремонт, а вторая — на выкуп доли и уплату процентов. Однако чуть позже банк лишили лицензии, что значительно усложнило работу «Фабрики». «Мы с “Пятью Капиталами” планировали поделить здание на мелкие помещения, чтобы продавать их по отдельности и вырученными средствами рассчитываться за кредит. Но банк лопнул, и ему на смену пришло Агентство страховых выплат, которому наша схема не понравилась. Поэтому сейчас мы пытаемся придумать что-то еще, параллельно судимся с ними и ждем независимую экспертизу», — рассказывает Питулов.

Алафузовцы и организация мероприятий в лофте

В начале 2016-го на Avito появилось объявление о продаже «Фабрики», но несмотря на это работа в лофте не останавливалась: строительство и ремонт продолжались, мероприятия организовывались — площадка развивалась как креативное пространство. «Лето 2015-го выдалось очень активным: мы вместе с промо-группой BNF провели много классных вечеринок. В том числе и историко-тематических: “Шерсть”, “Брезент”, “Лён”, “Кожа” — по мотивам работы фабрики. И самое главное: начали приходить люди, которые хотели что-то делать», — рассказывает Питулов.

Команда «Фабрики» или алафузовцы, как они сами себя называют — это не история про иерархию, четкое разделение обязанностей и должностные инструкции. За некоторыми из участников коллектива закреплена какая-либо зона ответственности, к примеру, электрика, охрана, контроль билетов, но в основном здесь каждый занимается тем, чем может или хочет. Кто-то открывает секонд-хенд, кто-то помогает с организацией мероприятий, кто-то готовит настоящий узбекский плов или вафли, кто-то водит экскурсии по «Фабрике» и так далее.

«Вообще, здесь какой-то невероятный человеческий климат, особенный. Наш коллектив — это люди, которых мы всегда ждали, но никогда не выбирали — все происходило и происходит само собой. И эту команду я считаю блестящей, потому что мало кто сможет работать в условиях, где денег нет вообще. После “Фабрики” они справятся в любом другом месте с закрытыми глазами», — объясняет Питулов.

Организацией мероприятий в основном занимается сам владелец и идеолог площадки: он разрабатывает концепции и продумывает наполнение. За время своего существования «Фабрика» уже обзавелась традиционными мероприятиями. «Ночью музеев», например: в 2018-м ее посетили больше 1 200 человек. Множество вечеринок на площадке организует промо-группа BNF. Недавно здесь прошел уже традиционный «Ночной маркет», а также пивной фестиваль, выставка ретро-автомобилей и ежегодный международный турнир по брейк-дансу и стрит-арту Combonation.

«В этом году у нас было и препати и афтепати Combonation: приехало человек 600. Причем 80% — иногородние, а 15 — и вовсе иностранцы. Очень много французов», — вспоминает Питулов.

Монетизация проекта и сложные отношения с прибылью

При этом «Фабрика» практически не зарабатывает на своих мероприятиях: например, на пивном фестивале команда получила всего две-три тысячи, в то время как на фестивале ретро-автомобилей она ушла в минус на десять тысяч. Монетизация проекта происходит в основном за счет денег со входа, оплаты аренды резидентами (200-250 рублей в месяц за м²) и фотосъемок. Что касается последнего: нередко гости посещают площадку именно с целью фото. Профессиональная съемка обойдется желающим в 1 000 рублей, полупрофессиональная — 500, и в 100 рублей встанет желание сделать снимки на смартфон. Кроме этого, за 200 рублей можно взять экскурсию по «Фабрике».

«Сложно говорить о какой-либо прибыли, когда твои расходы во много раз превосходят доходы. Все средства моментально расходятся на наши нужды: стройку, перманентный ремонт, оплату электричества, возврат старых долгов и так далее», — объясняет Питулов.

Кроме этого, пространство можно арендовать под собственное мероприятие. Причем прайс зависит от формата мероприятия и профессионализма заказчиков. «Если ребята хотят организовать рэп-концерт практически в первый раз в жизни, это обойдется им в 1 000 рублей за час. Однако если приходят уверенные и опытные заказчики, для которых вопрос денег не первостепенен, для них это может стоить от 10 до 50 тысяч», — поясняет Питулов. Причем в последнем случае команда «Фабрики» активно помогает с организацией — вызывает диджеев, работников кухни и бара.

Резиденты и возрождение Кировского района

Сейчас «Фабрика» вмещает в себя три репетиционных базы, два квеста — «Нехорошая квартира» и «Эмоциум», фотостудию «Атмосфера», секонд-хенд, кузницу и мастерскую по камню. И это не считая множества помещений, в которых запросто можно проводить самые разные мероприятия, в том числе концерты, выставки и мультитанцпольные вечеринки.

«Интересно, что кузнецы у нас расположились в самой настоящей кузнице — это первое здание, которое возвели на фабрике, ему почти 200 лет. Они делают очень классные ножи. Еще есть мастерская по камню, но, к сожалению, мало кто заказывает что-либо каменное, кроме памятников», — рассказывает Питулов.

Мебель и элементы декора, имеющиеся на «Фабрике» — вещи, которые обрели на этой площадке вторую жизнь. Здесь можно встретить красные кресла, которые владелец пространства буквально нашел на помойке; или 700 книг — их Питулову привез знакомый; или красные шторы, в «прошлой жизни» выполнявшие роли занавеса в «Униксе»; или сиденья из чебоксарского кафе.

«У меня есть некое ощущение своей миссии: я родился и вырос в Кировском, а значит должен продолжить дело Ивана Алафузова — возродить этот район. На мой взгляд, он незаслуженно забыт. Но для того, чтобы он начал развиваться, сюда нужно привести молодежь, которая будет что-то делать. Наш лофт — то самое место, где молодые люди могут реализовывать себя и свое творчество в области театра, музыки, поэзии, искусства», — объясняет Питулов.


Образовательная платформа «Мастера России» проводит онлайн-курс «Как открыть свой креативный кластер». Он поможет самостоятельно сформулировать концепцию будущей площадки, подобрать удобную локацию и найти идеальную команду.

Материал подготовлен при поддержке

«Мастера России» — бесплатная образовательная платформа для молодых предпринимателей в сфере новой экономики. Проект поможет как тем, кто уже добился успеха, так и тем, кто только планирует начать свое дело.

Проект «Мастера России» реализуется фондом «Креативные практики» при поддержке компании «Газпром нефть» в рамках программы «Родные города».

Фото: Анастасия Шаронова

Смотреть
все материалы