Как изменилась Детская музыкальная школа №2 на Баруди


Детская музыкальная школа №2 на Баруди 25А в Московском районе Казани закрылась на капитальный ремонт по программе «Культура» в 2021 году. Предполагалось, что за год для учеников подготовят обновленное пространство, где они вместе с преподавателями отметят 75-летний юбилей учреждения, но в связи с недостатком бюджета работы на заморозили и дату открытия постоянно отодвигали.

Новая и на этот раз окончательная дата открытия — 25 мая. Перед тем, как классы заполнятся учениками, а со сцены снова прозвучит фортепиано, Enter побывал в здании и поговорил с руководителем архитектурного бюро ABAU Русланом Гильмановым о небольших, но важных изменениях.


Первое здание ДМШ №2 было построено на улице Музыкальной в 1947 году — сейчас на ее месте стоит пятиэтажный жилой дом. В нынешнее здание по проекту заслуженного архитектора ТАССР Хамита Газизовича Сунгатуллина она переведена в 1989 году. Несмотря на то, что Советский Союз к тому времени уже отчетливо видел свой закат, среднеазиатский проект «музыкалки» был выполнен в стиле второй волны модернизма, которая началась еще в 1950-е. Экономичные индустриальные методы играли на руку строителям, чьей задачей было насколько возможно быстро восстановить стертые с карты города в ходе Великой Отечественной войны.

Хотя в 1980-е такие высокие темпы уже не были необходимостью, дом на Баруди можно смело отнести все к тем же традициям. Подобных ему угловатых зданий из сурового бетона, резко выделяющихся на фоне типовых многоэтажек, в районе несколько, и сейчас уже трудно сказать, откуда и почему они появились.

В основу принципа работы над обновлением здания школы легло рассуждение о том, что было бы, если бы СССР не развалился, а продолжил развиваться. В первую очередь эта идея повлияла на решение для фасада, где вместо изначально задуманного мурала разместились переосмысленные портреты ключевых деятелей культуры.

Руслан Гильманов

архитектор

Я спросил директора, какой дизайн он хотел бы увидеть, на что я услышал ответ «сделайте интеллигентный интерьер». Но так как в районах принято все делать капитально пестро и разноцветно, то в первом варианте (он был предложен до варианта Руслана, — прим. Enter) фасад был желто-зелено-коричневым с хрестоматийными граффити-портретами Тукая и Моцарта, которые есть во всех учебниках.

Я взял за основу оформления нотный стан и ища, какую идею в него вписать, наткнулся на эффект Доплера: в зависимости от того, как сближаются и отдаляются друг от друга объект и субъект, звуковые волны растягиваются или сжимаются. Одновременно портреты отсылают к панно на фасадах всех культурных учреждений советского периода, и вкупе получилось рассуждение на тему того, как бы выглядели эти композиторы и писатели, если бы стали цифровыми личностями, как в культовом аниме Ghost In The Shell.

В музыкальной школе небольшая часть площади отведена под библиотеку — зубчатый фасад и две входных группы с разных сторон логично дополняют такое зонирование. И поскольку одно крыло «посвящено» музыке, а соседнее — познанию, то там соответственно разместились портреты Моцарта, Чайковского, Яхина, Баруди, Пушкина и Тукая. Если присмотреться к ним с обновленной площади перед школой, то можно заметить две «пасхалки». Как популярный способ прослушивания музыки сегодня, в ухе у Яхина можно заметить Airpods Pro, а в кителе нагрудного кармана Баруди виднеется флоппи-дискета как символ кнопки «сохранить» в интерфейсах компьютеров.

Со спрятанным сокровищем здания, прямоугольным внутренним двориком, тоже пришлось поработать. Его главная деталь — винтовая бетонная лестница, чьи изгибы напоминают скрипичный ключ. В самом начале ее хотели заменить, но архитектор настоял на сохранении и реконструкции. Во дворике разместился амфитеатр, благодаря чему пространство станет возможно использовать для открытых концертов, лекций и других событий.

У основной сцены в здании изменилась геометрия. Новые плоские ряды кресел приподняли лесенкой, из-за чего форма актового зала стала напоминать ковбелл. Это решение позволило расширить угол обзора для слушателей и улучшить акустику помещения. Средств, чтобы нанять отдельного специалиста по акустическому оформлению, в бюджете не было, поэтому архитектору пришлось проявить смекалку и изобрести звуковые панели на стенах заново. Еще в зале уложили новый паркет, изменили цветовое решение пространства и подвесили тонкие, как смычки, светильники.

Кроме того, в ходе ремонта преобразились общие зоны: фойе, коридоры и туалеты. В результате интерьер приобрел спокойную светло-бежевую гамму и сохранил общее впечатление геометричности как оммаж любимому зданию Руслана — библиотеке Алвара Аалто в Выборге.

Руслан Гильманов

архитектор

В эпоху вседозволенности первой четверти XX века произошла революция, Союз еще не стал таким окрепшим, появилась Новая экономическая политика вошел в моду конструктивизм. По сути, аналогичная ситуация была в нашей стране в 1990-е: да, вокруг бандитизм, но нет никакой цензуры.

Эпоха баухауса похожа на это время по духу. Это был давно уже не классицизм, не эпоха возрождения, не импрессионизм и даже не постимпрессионизм, а полное отрицание. Люди пытались отрезать себя от традиций и как бы вычертить себе какую-то перспективу, заглянуть далеко в будущее. Оттуда и Малевич, Кандинский и все эти знаковые предметы дизайна. Поэтому мы можем вдохновляться прошлым.

Текст: Анастасия Тонконог
Фото: предоставлены Русланом Гильмановым

Смотреть
все материалы