Какой будет территория вокруг нового здания Театра Камала


В октябре к началу саммита БРИКС в Казани представят новое здание Театра Камала. Одновременно со строительством культурной точки притяжения меняется и территория вокруг: между существующей набережной Кабана и театром вырастет промежуточное общественное пространство.

Работы на территории не прекращаются ни на минуту. Чтобы узнать, какой будет площадь вокруг театра и как она встроится в существующую городскую сеть, Enter поговорил с директором Института развития городов Татарстана Наилей Зиннатуллиной и руководителем бюро «АрхДесант» Дарьей Климовой. Рассказываем подробности и делимся свежими рендерами.


Благоустройство в цифрах:
  • Площадь благоустройства 22 600м²
  • Площадь озеленения 10 500м²
  • Площадь детской площадки 4 170м²

Что было до того, как начали строить театр

Новый Театр Камала вырастает по диагонали от существующего здания на набережной озера Нижний Кабан. Этот участок уже был открыт и позволял пройти вокруг озера без препятствий, но проект не затрагивал благоустройство окружающей территории. До сих пор архитекторы называли ее депрессивной: в соседних кварталах не хватало света, детские площадки и зоны отдыха требовали обновления, а дорожная сеть не была рассчитана на дополнительную нагрузку.

Поэтому еще на этапе международного конкурса на разработку архитектурной концепции театра авторам проекта поставили задачу уделить внимание окружающему пространству и сделать так, чтобы оно вписывалось и в контекст здания, и в контекст набережной. Собственный проект благоустройства прилегающего к театру участка разработало бюро «АрхДесант» — эта же команда благоустраивала сам Кабан в 2020 году. Работы курирует Институт развития городов Татарстана и параллельно с территорией у театра приводит в порядок окрестности: архитекторы формируют пешеходный каркас микрорайона, делают новые тротуары от улиц Хади Такташа и Туфана Миннуллина в сторону озера и обновляют дворы 24 окрестных домов по программе «Наш двор».

Наиля Зиннатуллина

директор Института развития городов Татарстана

Опыт благоустройства озера Кабан продемонстрировал, как проект может преобразовывать прилегающие территории, менять их наполнение, активизировать развитие новых функций пространства. Строительство нового здания Театра Камала, безусловно, сыграло роль катализатора для изменения прилегающих пространств. Так, были проанализированы территории в границах пешеходной доступности к театру и в результате преобразованы профили прилегающих улиц Хади Такташа и Туфана Миннулина, придомовые территории между улицами Назарбаева и Хади Такташа.

В существующую набережную также внесены изменения для обеспечения пешеходной доступности. Такой комплексный подход позволил сформировать пешеходные и автомобильные потоки, обеспечил организацию подходов к театру с разных точек и включенность объекта в городской контекст.

Чтобы работы шли безопасно и быстро, часть набережной и некоторые проезды пришлось на время заблокировать, поэтому до открытия театра и территории рядом обойти Кабан кругом невозможно. Вход разрешен только архитекторам и строителям, которые занимаются проектом, но скоро все заборы уберут и представят результат трудов.

Первая большая детская площадка на Кабане

Новая территория связывается с набережной Кабана и театром бесшовно. В отличие от недавно появившегося детского парка «Елмай», это не отдельное общественное пространство, а продолжение существующей городской сети без своего названия. Попасть сюда можно с набережной, улицы Хади Такташа и Назарбаева и напрямую из здания театра.

Дарья Климова

руководитель бюро «АрхДесант»

Весь отрезок набережной, охватываемый проектом, уже был благоустроен и в 2024 году только меняется под нужды театра, потому что раньше здесь был другой территориальный городской контекст. Сегодня он изменился в пользу появления большого культурного аттрактора и появилась необходимость «перепридумать» некоторые функциональные площадки. Здесь встречаются и соотносятся друг с другом два флагманских проекта, поэтому нам важно, чтобы культурная и национальная повестки театра хорошо сочетались с экологической концепцией прибрежных территорий Кабана.

Как такового парка у нас нет, а есть несколько функциональных зон, которые появляются вокруг театра. По сути, мы работаем с промежуточными пространствами между городом и театром, театром и набережной, театром и улицей и так далее — и не позиционируем их как нечто отдельное. Это все связующие пространства существующих объектов, но у них есть свои функциональные зоны. Три из них достаточно выразительные.

Первый новый запроектированный участок на стыке прежней и обновленной набережной — большая игровая детская площадка. Запрос на нее давно был и у местных жителей, и у посетителей набережной.

Новая детская зона на Кабане со словов Климовой будет уникальной для Татарстана за счет содержания элементов игры с водой. Ее идея одновременно основывается на представлениях о театральной площади и транслирует образы представителей экосистемы озера. Главный герой площадки — птица чомга, постоянная обитательница Кабана, которая выводит здесь свое потомство в плавающих гнездах.

Специально для детей и родителей рядом с площадкой откроют отдельный бесплатный общественный туалет. Его зонирование продумывали вместе с психологами, чтобы предусмотреть все возможные сценарии и сделать посещение уборной комфортным прежде всего для мам и пап с детьми любого пола. Как рассказывает Дарья, расположение и габариты сантехники и другого необходимого оборудования будут учитывать рост детей разного возраста.

Театральный лес

Вторая новая зеленая функциональная зона располагается параллельно линии набережной Кабана и начинается от детской площадки. Значительная часть озеленения пострадала в ходе строительства театра из-за изменения проектных отметок по высоте, поэтому лес решили высадить заново.

Мимо пока еще очень молодых берез, сосен, ив, лип и кленов проходит сеть дорожек: основных деревянных и второстепенных из металлической сетки, сквозь которую позже прорастут травы. На созидательном маршруте под крупными деревьями в нишах установят скамейки, а их ветви, как косы татарок, украсят национальными украшениями — чулпами, специально придуманными в бюро «АрхДесант».

Дарья Климова

руководитель бюро «АрхДесант»

В Казани высокие грунтовые воды, поэтому для избежания угрозы подтоплений нам нужно было управлять ландшафтом и приподнимать уровни. Самая большая сложность заключалась в необходимости обеспечить связи зон по рельефу: что-то приходилось располагать выше, что-то — ниже. В том числе поэтому дорожки по лесу проложены на сваях.

Отсюда же появились обходы и многочисленные лестницы внутри театра. Все лестницы вдоль театра продублированы пандусными спусками, и основный маршрут от здания к набережной выполнен без лестниц, чтобы обеспечить удобный подход всех групп населения.

На стыке леса, набережной и театра расположится уличная сцена с открытым амфитеатром на склоне. Это место выбрано, потому что здесь театр имеет естественный подъем за счет необходимого поднятия уровня здания над грунтовыми водами. Пользоваться сценой для проведения больших культурных мероприятий сможет не только театр, но и городские сообщества, а управлять площадкой будет Дирекция парков и скверов.

Расширенная набережная

По мере приближения ко главному входу в будущий театр ширина существующей набережной Кабана увеличивается почти в три раза. Это достигается за счет дополнительных платформ на сваях прямо над водой. Так как проложенная дорожка отходит от берега больше прежнего, границу решили обозначить аккуратным невесомым забором — все-таки глубина озера в этом месте достигает порядка 2,5 метров и оставлять площадь открытой было бы рискованно.

Новая прямоугольная большая зона у воды предполагает разные сценарии использования. Ее смогут использовать рыбаки, благодаря обособленности она может быть местом встреч подростков, а связь с еще одним входом в театр через склон открывает потенциал площадки как еще одной, более неформальной событийной зоны.

Театральный сад и треугольная площадь

Постепенно пути посетителей набережной и театра сойдутся в театральном саду — еще одной новой точке, связанной с просторной треугольной площадью у главного входа в здание. Он будет выполнять роль зеленой зоны и оттенять собой городскую техническую территорию, которую скроют за плотным рядом деревьев и кустарников.

Реальный вид сада будет отличаться от ранее опубликованных рендеров: в ходе совещаний архитекторам пришлось обновить МАФы, перепроектировать дорожки и конфигурации площадей. Это связано с техническими моментами: местами — с инженерными особенностями, где-то — с коммуникациями, где-то — с необходимостью организации проездов или вертикалями ландшафта.

В благоустройство сада с сиренью, розой ругоза, спиреями, декоративными яблонями и гортензиями вшита история Театра Камала. С помощью авторской уличной мебели по индивидуальным проектам архитекторы придумали раскрыть некоторые сюжеты из спектаклей через разные формы, объемы, размеры и соотношения в пространстве. Какие именно это сюжеты, указано не будет.

Дарья Климова

руководитель бюро «АрхДесант»

Посовещавшись с командой театра, мы постарались избежать прямолинейных отсылок, в том числе потому что спектакли в репертуаре постоянно меняются. Я думаю, что в момент реализации своей деятельности в новых стенах театр будет еще больше перепридумывать себя, и мы сознательно решили оставить место для воображения.

По этой причине мы не «вытаскиваем» в сад декорации и прочие атрибуты постановок, которые бы говорили о театре напрямую, а действуем вариативно и вместо готовых ответов и даем возможность интерпретировать решения по-разному. Например, в сад может заглянуть дедушка с внуками и рассказать им свою историю. В таких случаях мы не хотим диктовать тематическую рамку, а хотим, чтобы каждый нашел себе место и смог привнести в него дополнительный смысл с помощью своих мыслей и слов.

Функция треугольной площади перед главным входом, куда устремляется сад, — собирательная, поэтому она достаточно широкая и со слов архитекторов способна вместить практически любой поток. По задумке, площадь должна мягко рассказать, что такое театр и что там происходит. Основным объектом, притягивающим взгляд, будет большая инсталляция с названием театра на трех языках — русском, татарском и английском. Поодаль от нее расположится ряд как бы парящих в воздухе афишных конструкций с информацией о спектаклях и других мероприятиях в стенах здания и на его территории. Каких-то интерактивных зон проект в этом месте не предполагает, чтобы сфокусировать все внимание на ключевом объекте — театре, который претендует на главное открытие года.

Текст: Анастасия Тонконог
Фото и рендеры: предоставлены Институтом развития городов Татарстана

Смотреть
все материалы