«КАМ-ОН»: Изучаем уличное искусство с художниками муралов в Нижнекамске


В апреле в Нижнекамске стартовала паблик-арт программа «КАМ-ОН». Художники и творческие объединения со всей России уже начали создавать муралы на стенах и арт-объекты на площадях и в парках города. Стрит-арт оживит среду, превратив улицы Нижнекамска в галерею, и наладит невербальный диалог жителей и города.

В семи локациях уже появились муралы. Работы выполнены в разных стилях и несут разные смыслы. Мы пообщались с художниками панно и разобрались, что на самом деле хотели сказать авторы. Об индустрии уличного искусства в России, ответственности художников и творческом поиске форм и содержания — читайте в нашем материале.


Паблик-арт программа «КАМ-ОН» реализуется при поддержке СИБУРа и администрации Нижнекамска, продюсирует проект екатеринбургская команда STENKA. Для тех, кто планирует уикенд в Нижнекамске, мы сделали удобный маршрут по локациям с муралами. Прогулка займет час. По пути можно покормить белок в городских парках и скверах, заглянуть на каток, зайти в местный ТЮЗ и посмотреть другие примечательные места.

Константин Рахманов

продюсер проекта, команда STENKA

Когда 15 лет назад мы задумали заниматься творчеством на фасадах, художников и зрителей было мало. Люди знали только о граффити, и они им не нравились. Несмотря на это, граффитчики продолжали выходить на улицы по ночам и рисовать. То есть это были заинтересованные проактивные художники, чью энергию нужно было перенаправить в легальное поле. Таким инструментом стал фестиваль STENOGRAFFIA.

По сути, мы создали рынок для художников. Когда делаешь проект на улице, привлекаешь к участию СМИ. Бизнес видит, что тема становится актуальной и интересной зрителю, и включается в процесс. Муралистов начинают узнавать и приглашать на фестивали в разные города, предлагать коллаборации с брендами. Популярность авторов растет, а вместе с ней ценность и цена работы. Художники могут зарабатывать творчеством, и отчасти поэтому больше заниматься созиданием.

Стрит-арт — инструмент объединения людей. Вокруг муралистов формируется сообщество из зрителей, волонтеров, авторов Telegram-каналов, подкастов, экскурсий и так далее. Сложилась большая институция с разными направлениями. Развитие этих направлений и комьюнити остается нашей миссией до сих пор.

Художники STENOGRAFFIA путешествуют по всей стране. Наши работы есть в Ноябрьске, Муравленко, Ханты-Мансийске, за Полярным кругом. Мы знаем, как заходить в небольшие города без уличного искусства. «КАМ-ОН» в Нижнекамске — отличный кейс правильно организованной паблик-арт программы. Мы начали с исследования: собрали информацию о городе и провели офлайн-встречи с местными. Результаты упаковали в гайд, который стал своеобразным ТЗ для художников.

Страна большая, не все знают, где находится Нижнекамск. И это классная задача — рассказать о городе через стрит-арт. Чтобы в первый год громко заявить о себе, мы собрали топовых российских художников. Авторов выбирали по стилистике, понятной неподготовленной аудитории. Через два-три-пять лет горожане станут визуально прокаченными, тогда можно будет привезти абстракционистов и концептуалистов.

Один из запросов был найти местных, которые включатся в проект. В этом году получилось заинтересовать художницу Эльвиру Хасаншину. У нее сбылась мечта порисовать на фасаде: вместе с несколькими художниками она поработала на стенах. Вокруг «КАМ-ОН» могут быть не только художники, но и организаторы фестивалей, локальный бизнес типа кофеин и пиццерий, креаторы, которые создают мерч, и так далее. Что для этого нужно? Организовывать больше встреч, практик, мастер-классов и других активностей.

Формула любви

Стиль: монументальная живопись
Адрес: ул. Мира, 5

Андрей Колоколов

творческое объединение SPEKTR, Екатеринбург

Я занимаюсь уличным искусством 15 лет. Сначала мне было интересно просто наблюдать и фотографировать. Потом познакомился с Евгением Фатеевым и Константином Рахмановым, и через год появился фестиваль STENOGRAFFIA — с этого начался мой творческий путь.

Чтобы проводить фестивали, нужны деньги. Мы начали параллельно зарабатывать в рекламе и дизайне. Когда я понял творческую логику, начал выбираться на улицу и звать с собой других дизайнеров и иллюстраторов. У меня нет художественного образования, во многом мною двигала страсть. Цепанул образ романтического героя, который создает искусство, обреченное на забвение.

Дизайнер или коммерческий иллюстратор определяет как делать. Художник же выбирает из миллионов вариантов что делать. Я хочу решать что делать, а уже потом как — то есть к нужному содержанию подбирать нужную форму. В этом и есть смысл уличного монументального искусства.

Так как я рисовал на стенах недолго, мне как муралисту не хватало навыков. Были художники с поставленной рукой, но которые не понимали, что рисовать или как формально организовать работу. Мы поняли, что нам не хватает друг друга, и собрались в творческое объединение SPEKTR. Команда — это новые возможности и качество, классный синтез лучших скиллов.

В отличие от художников-одиночек наше творчество коллективное. Объясню на примере «Формулы любви» в Нижнекамске. Я съездил в город, чтобы пообщаться с местными, и разработал эскиз. Так как фасад под мурал кирпичный, его нужно было заштукатурить. Я снова вернулся в Нижнекамск и сделал разметку для строителей. Дальше к работе в городе подключилась команда, а я в это время сел за рисунки для ночных проекторов. Заканчивали работу с подсветкой вообще дистанционно.

Нижнекамск — промышленный город, жители которого живут понятием «смена». Я из семьи заводчан и знаю, что это такое. Мои родители работали на одном заводе, но на разных задачах. Я представил их: рабочий с цветами идет на переквалификацию на урок химии, где его встречает учительница-ровесница. Понятную местным идею вписали в актуальную для города форму. Во-первых, Нижнекамск спроектирован как модульный город, что напоминает конструктор. Во-вторых, на предприятии производят гранулы для АБС-пластика, из которого делают в том числе детальки конструктора.

Мы решили дополнить ночную версию мурала. На фасаде вечерней версии появляются формулы окситоцина, дофамина и других гормонов любви. Это не просто проекция, а выверенная с учетом других источников искусственного света и коэффициента искажения эскиза подсветка. Вы можете смотреть с разных ракурсов, картинка все равно идеально сойдется.

Между нами химия

Стиль: пластилиновый реализм
Адрес: ул. 50 лет Октября, 5

Тимур FORK

Москва

Я из андеграундной тусовки. Начал рисовать аэрозолем в 2000-х годах. Это были граффити в стиле «керек» — работы с изображением персонажей. В 2017 году я получил травму, из-за которой долго восстанавливался. За это время переосмыслил творчество: начал писать холсты и работать не над техникой, а над смыслами и авторским почерком.

С самого начала я лепил эскизы, чтобы посмотреть на них в объеме, понять, как падают тени. Когда меня пригласили создать первый мурал, я начал искать стиль и понял, что пластилин из инструмента может стать узнаваемым элементом моего творчества. Тем более никто из муралистов в России и мире еще не рисовал в жанре пластилинового реализма.

Путь художника — это не просто «нашел новый прием и начал использовать». В искусстве человек приходит к чему-то постепенно и логично. С прошлого года, например, я начал делать более детские наивные рисунки. Мне нравится открытость детей. Они не знают правил композиции и пропорций: просто лепят и выбирают цвета, как чувствуют. Отказываться от своего стиля — тяжело. Но важно постоянно искать и пробовать.

Первый фасад в новом детском минимализме я сделал летом в Японии. Там для галерей под открытым небом выбирают непримечательные районы и делают из них туристические. Почти то же самое происходит в Нижнекамске. Муралы «КАМ-ОН» — это арт-объекты, каждый со своей концепцией, смыслом и авторским стилем. Работы художников привлекают туристов и становятся импульсом для развития среды: у муралов появляются кафе и зоны отдыха.

Я татарин, и в детстве часто бывал в Казани и Набережных Челнах. Это отчасти определило тему «Семьи». Плюс, фасад для мурала находится рядом с детской площадкой. Место важно: кроме художественных амбиций, нужно анализировать среду и адаптировать эскизы под нее. В работе нет сложной идеи и концепции. Это просто семья и город как единая система.

Круто, что в Нижнекамск пригласили художников с разными стилями и смыслами в работах. Нужно быть смелым, чтобы предлагать свое, авторское. И необязательно, что это всем понравится: все-таки муралы — это арт-объекты, а современное искусство не все понимают. Цветные фасады для того и нужны, чтобы воспитывать вкус и показывать подрастающему поколению, какой разной может быть красота.

Фазы Луны

Стиль: сюрреализм
Адрес: ул. Менделеева, 36

Рустам QBic

Казань

Поучаствовать в программе «КАМ-ОН» меня пригласил Константин Рахманов из STENKA. Я открыт к предложениям на авторскую работу, когда нет коммерческого ТЗ и есть свобода стиля и идеи, поэтому согласился. Бонусом стали родные места: я из Камских Полян и раньше часто ездил в Нижнекамск.

В конце 1990-х – начале 2000-х годов это был хотя и зеленый, но все-таки суровый город из сюжетов «Слова пацана». Этим летом я провел в Нижнекамске две недели и рассмотрел его внимательнее. В типичных панельках, утопающих в зелени, и простой жизни людей есть своя теплота. Город просторный, приятный и аккуратный.

Так как я мог нарисовать что угодно, эскиз начинался неосознанно. Потом в главном персонаже появились отсылки к античности: через арочные окна кубической головы прошли фазы Луны как символ времени. Герой проживает это время, приобретает опыт и передает его следующим поколениям. Стопки книг тире панельки и есть знания и наука, а люди на них — те, кто строил промышленный город.

Серия с «Рубиком» началась с работы «Игры разума», где отец будучи собранным кубиком пытается воспитать сына. Рубик стал переживать разные сюжеты и трансформировался в панельки и коробку, которая с помощью маркеров хочет сделать из себя что-то серьезное. В начале лета образ Рубика шагнул дальше: в Екатеринбурге на фестивале STENOGRAFFIA появилась трехметровая скульптура «Поиск себя».

Я рисую то, что меня беспокоит, что приходит в голову и вдохновляет. Через отрефлексированные образы передаю мысли и переживания. Я хочу верить, что стрит-арт меняет людей. Горожане нечасто взаимодействуют с искусством, а тут оно творится прямо на улицах. Это заставляет задуматься и мотивирует заниматься творчеством, особенно молодое поколение.

В России мало авторских работ. Если организуют фестиваль, то обязательно с концепцией, к примеру, «история какого-то города». Мне как художнику с видением это неинтересно. У меня есть опыт международных проектов. Организаторы и кураторы знают что я рисую и просто доверяют мне фасад — именно так развивается стрит-арт.

Большой маленький мир

Стиль: реализм
Адрес: ул. 50 лет Октября, 12

Андрей Калугин

Махачкала

Я учился на художника много лет: сначала окончил художественное училище, потом — институт по направлению «Художественная графика». До сих пор занимаюсь академическими направлениями: пишу холсты и печатаю линогравюры.

В 2019 году я попал на фестиваль «Стена» в Дербенте, где познакомился с Рустамом QBic, Shozy, Dyoma и другими известными уличными художниками. С этого все завертелось, и через год я нарисовал первый мурал «Жизнь». На нем изображена женщина в табасаранском наряде с цветком в руках. Тогда мне показалось, что я рисовал на фасадах всегда.

На уличных художниках лежит большая ответственность. У героев моих дагестанских муралов нет лиц, так как в исламе нельзя рисовать глаза — это особенность местности, о которой важно помнить. Социальное обязательство в том, что мимо работ ходят дети, которые все впитывают, и взрослые, которые заряжаются от фасадов энергией. Для них всех я оставляю послания: быть добрее и беречь природу.

Люди живут в больших городах и высоких домах, за которыми не видно неба. А так как я вырос в Дагестане в окружении моря и гор, природа для меня — все. Я поэтому и влюбился в Нижнекамск: в городе нет высоких зданий и много деревьев. И очень добрые люди. Перед началом программы мы с несколькими художниками приезжали пообщаться с горожанами. Они рассказали о городе, поделились истории из жизни и показались нам очень отзывчивыми.

Смысл мурала в Нижнекамске в том, что нужно прививать детям привычку заботиться о природе. Мальчик не просто сажает растение, он дает жизнь, а с ней — надежду и будущее. Я назвал работу «Большой маленький мир», местные — «Мальчик, сажающий цветок». На самом деле, это неважно. Главное, чтобы люди поняли смысл.

Паблик-арт программы типа «КАМ-ОН» нужны всем городам. Муралы — это уличные психологи, которые вытаскивают из прохожих все, чем они живут. Если человек мыслит негативно, он обязательно найдет повод для негатива. И наоборот. Мимо никто не пройдет, потому что на улице — в галереях под открытым небом — нет шанса остаться равнодушным к искусству.

Твой яркий спорт

Стиль: декоративно-прикладной постмодерн с элементами минимализма
Адрес: ул. Химиков, 29

Евгений Гро

команда «ХОТ», Санкт-Петербург

«ХОТ» — команда без границ. Мы рисуем муралы достаточно давно, чтобы понять: уличное искусство не подчиняется времени. Это не о «давно» или «недавно», это о настоящем моменте, который мы создаем. У нас нет четкого числа участников, но есть общее стремление: превращать пространство в что-то большее. Мы объединены не количеством, а подходом — в этом и есть наша сила.

Однажды мы позволили себе быть честными в линиях и цветах. Геометрия, лаконичность и символизм постепенно сложились в то, что вы видите сейчас — искусство на пересечении декоративно-прикладного постмодерна и минимализма. Это стиль, который позволяет не просто украшать пространства, а дает повод к обсуждению. Каждый мурал — диалог, который зритель продолжает сам.

Мы не ведем социальные сети и не делаем карт с подсказками. Работы «ХОТ» — это след, который придется поискать в местах от Санкт-Петербурга до самых неожиданных уголков России. Теперь наш мурал есть в Нижнекамске. На нем изображен момент: стремительный, точный, важный. В образе сосредоточенного футболиста мы хотели показать, что спорт — это не только про физическую силу, но и про внутренний настрой, стремление и взаимодействие.

Погода во время работы не раз пыталась нас «смыть», но мы, подобно устремленному футболисту, не сдались и закончили мурал за четыре дня. Люди реагировали по-разному. Кто-то останавливался посмотреть, кто-то подходил поговорить. Мы слышали слова благодарности, видели интерес. Это важно — быть понятыми теми, для кого мы работаем. Нижнекамск удивил своей тихой силой. Здесь чувствуется энергия, которая не кричит, а просто есть.

Запуск

Стиль: реализм
Адрес: ул. 50 лет Октября, 13

Константин Рахманов

команда STENKA, Екатеринбург

Лемаев — легендарная личность. Оставить его без внимания было нельзя. Перед началом работы над эскизом мы ходили по музеям и изучали архивные материалы. И когда нашли фото 1967 года, на котором Лемаев запускает первое производство «Нижнекамскнефтехима» ЦГФУ, поняли — оно.

Мы любители 3D и оптических иллюзий, потому что это эффектно и нравится людям. В работе совместили реализм архивного фото и объемные руки. Это, кстати, мои кисти: мы вырезали рамку, взяли ее в руки в музейных перчатках и сфотографировали. На макете совместили два снимка и доработали эскиз. Чтобы мурал на фасаде получился точным, над ним работали художник-гиперреалист и муралист.

Работа получается удачной, когда в ней есть форма и содержание. Содержание здесь хорошее — история города, форма — то, как сделан и реализован на фасаде эскиз. Здесь без вопросов: мурал получился качественным и интересным, даже несмотря на то, что он неяркий — это его отличает среди работ.

Полимер-конструктор

Стиль: монументальная живопись
Адрес: ул. Мира, 5

Андрей Колоколов

творческое объединение SPEKTR, Екатеринбург

Эскиз мурала получился просто. В Нижнекамске есть промышленность. Горожане, которые работают на заводе, далеки от финального продукта. На производстве делают какие-то гранулы, а из них вообще-то состоит вся реальность. То есть сам город имеет отношение к огромному. Нам эта история показалась прикольной.

Есть проекты, которые долго не получается пристроить. Мы давно хотели нарисовать литник — форму-конструктор с разными предметами. Нижнекамску идея подходила как никакому другому городу. Не сразу понятно, что выпускают на предприятии, поэтому мы решили показать конкретные вещи, которые делают из полимеров, и заполнили литник ботинками с каучуковой подошвой, пэт-бутылкой, резиновой лодкой с пластиковыми веслами, шиной, коньками и хоккейной маской.

Работы SPEKTR выглядят эффектно, поэтому обладают огромным поп-потенциалом. У нас нет правила и цели создавать только такие муралы. Просто нам нравится то, что мы делаем, поэтому результат превосходит ожидания.

Текст: Ксения Монастырская
Изображения: Айгуль Мирханова

Смотреть
все материалы