Кто строил Казань: Ключевые архитекторы города. Часть 1


Казань — большой город с многолетней историей, которому не хватает единого архитектурного онлайн-гида. Редакция Enter решила сама взяться за эту задачу и выпустить его в нескольких частях.

Для первой части мы изучили исторические источники, карты и сведения об архитекторах, построивших самые узнаваемые здания с XVIII по первую половину XIX века. В следующих публикациях мы расскажем о более поздних периодах.


Василий Кафтырев

Первый профессиональный архитектор Казани получил хорошее образование по меркам своего времени: пять лет школы князя Ухтомского, главного архитектора Москвы при Елизавете, дали ему прочную базу и позволили поработать в разных городах страны.

В 1765-м году Кафтырев переехал в Казань в качестве архитектурного поручика, чтобы следить за строительством города по генплану Алексея Квасова. Но карта будущей застройки оказалась приблизительной, и проект признали непригодным. Тогда Кафтырев сам провел обследование городской застройки, исправил все ошибки и неточности, предложил выправить криволинейные улицы и укрупнить кварталы. Генплан утвердили и ближайшие 60 лет застраивали город по его предложениям.

Первая приходская мечеть

ул. Каюма Насыри, 17

Соборная мечеть Казани в Старо-Татарской слободе строилась с 1766 по 1770 год на средства прихожан. Изначально мечеть называлась Первой приходской — построенная с разрешения Екатерины II, она стала первым каменным исламским святилищем Казани после взятия города Иваном Грозным. В конце XVIII века мечети дали название по фамилии купеческой семьи Юнусовых и в конце XIX века она стала мечетью имени Шигабутдина Марджани.

Двухэтажное здание с Т-образным пристроем с северной стороны выполнено в традициях татарской средневековой архитектуры и в стилевых формах провинциального барокко. Главная архитектурная особенность мечети — минарет, поднимающийся с крыши. В условиях запрета исповедовать ислам татарский народ строил мечети как традиционный дом, чтобы минарет было незаметно или его можно было легко разобрать.

Присутственные места Казанского Кремля

ул. Шейнкмана, 5

Здание по правую сторону от Спасской башни предназначалось для работы чиновников и государственных служащих. Вытянутый комплекс по проекту Василия Кафтырева много раз реконструировался. Позднее к нему пристраивались соседние двухэтажные здания, за счет которых здание достигло 202 метров в длину. После пожара в 1853 году на месте двухсветного тронного зала надстроили два этажа с административными помещениями, а новый плоский фасад оформили в строгом классическом стиле и выкрасили в охру, сохранив детали белыми.

Гостиный двор

ул. Кремлевская, 2

Гостиный двор — это прообраз торгового центра, в котором были сотни лавок. Там продавали продукты, предметы быта и интерьера, одежду и все необходимое для жизни. В разработке проекта Гостиного двора принимали участие разные архитекторы. Василий Кафтырев был одним из первых профессионалов, который работал над расширением здания.

В пожаре 1797 года Гостиный двор серьезно пострадал. Его реконструкцией занимался другой архитектор, Михаил Емельянов, создавший здание в стиле русского классицизма в виде кольца из кирпича. Оно стало занимать весь квартал недалеко от Кремля. Позже здание перестраивали Иннокентий Безсонов, Христиан Крамп, Иван Колмаков, Петр Сперанский и другие.

Главное здание комплекса Адмиралтейской конторы

ул. Карла Маркса, 17

Кирпичное двухэтажное здание выполнено в стиле барокко. Среди особенностей — рустованный фасад, украшенные наличниками окна, колонны и возвышающийся герб Казани.

С 1836 года года в здании находились медицинские учреждения: приказ общественного призрения, земская больница, первая казанская рабочая больница и городской кардиологический центр. Недавно дом передали инвестиционной группе компаний ASG, которая совместно с мэрией проводит реконструкцию комплекса.

Другие проекты: Комплекс «Торговые ряды. Хлебный базар» на Профсоюзной, 12; Питейный дом на Кави Наджми, 14.

Петр Пятницкий

В 1809 году Пятницкий окончил Императорскую Академию художеств и в тот же год стал помощником архитектора в строительном отделении Министерства внутренних дел. Позже стал преподавать в Казанском университете и занял должность городового архитектора. Помимо проектирования новых зданий он занимался реставрацией. Например, сохранил Тайницкую башню Казанского Кремля и руководил реконструкцией храма-памятника воинам, погибшим при взятии Казани.

Последние годы он не смог отойти от популярного в те времена русского классицизма и не захотел строить, как все. Чтобы следовать своим принципам, он подал в отставку и занимался частным проектированием, создавая эскизы жилых домов.

Казанский императорский университет

ул. Кремлевская, 18

Изначально Казанский университет располагался в здании Императорской гимназии, но позже для студентов приобрели три соседних дома. Это позволило спроектировать большое главное здание учреждения.

Придерживаясь неоклассицизма, архитектор разместил в центре здания залу с длинными коридорами, использовал барельефы и лепнину. Его работу продолжил Михаил Коринфский, который спроектировал внутри университетского городка главный корпус анатомического театра и симметрично ему достроил здание химической лаборатории, библиотеки, обсерватории и клиники.

Дом Котелова. Заводоуправление Льнокомбината

ул. Гладилова, 53

Здание в Кировском районе построено в 1833 году специально для купца Киприана Котелова. Изначально планировалось создать двухэтажное здание, но в ходе строительства к нему пристроили и третий. После смерти хозяина здание продали купцу Ивану Алафузову.

В доме разместилась главная контора Алафузовских фабрик и заводов Казани. Предположительно в 1920-1930 годы над третьим этажом здания устроили антресоли и заложили новые оконные проемы.

Дом Муллина в Старо-Татарской слободе

ул. Каюма Насыри, 11

Хозяин дома, торговец сахаром Бурганутдин Муллин участвовал в сборе средств на строительство медресе имени Шигабутдина Марджани и мечети в его честь, работал в управе Городской Думы и пользовался уважением среди горожан.

Для своей семьи он решил построить богатый дом. В нем сочетаются народное зодчество и элементы классицизма. Особенность дома в украшенном фронтоне — на его вершине расположено резное полусолнце, под ним окна с дробным переплетом, а по бокам небольшие резные колонны. В 2008 году второй этаж дома сгорел, но был восстановлен в 2014-м по первоначальному проекту Пятницкого.

Другие проекты: Фабрика Алафузова на Гладилова 55; Дом Челышева на Кремлевской, 25; Дом Манасеина на Карла Маркса, 45; галерея «Хәзинә» в Казанском Кремле.

Александр Песке

Песке родился в Подольской губернии и успел пожить в нескольких городах империи. Отучившившись в гимназии в Виннице и в Харьковском университете, будущий архитектор уехал в Санкт-Петербург и стал там вольным слушателем Императорской академии искусств. Позже переехал в Казань и работал в строительной комиссии по восстановлению города после пожара 1842 года.

Через пару лет успешной службы Песке стал главным архитектором Казани и руководил строительством разных зданий. В основном он работал в направлении позднего классицизма.

Губернаторский Дворец в Казанском Кремле

ул. Кремль, 1

Построить губернаторский дворец в северной части Кремля решил Николай I во время своего визита в Казань в 1836 году. Он лично определил место для дворца и распорядился возвести губернаторский дворец с императорской квартирой.

Первый архитектурный проект подготовил Константин Тон, строивший храм Христа Спасителя и Большой Кремлевский дворец в Москве. Руководителем строительства стал Александр Песке, а отделкой интерьеров занимался Михаил Коринфский. Здание выполнено в русско-византийском стиле: центральную часть занимает ризалит, увенчанный фронтоном из трех арок.

Сенная Мечеть

ул. Московская, 74

Здание строилось с 1845-го по 1849 год по проекту архитектора Александра Ломана под руководством Песке. Мечеть возвели двухэтажной и двухзальной: на первом располагалось помещение для мужчин, а на втором — для женщин. В основании минарета находится вход с акцентированной стрельчатой аркой, который соединяется с крытым коридором.

Дом Фукса

ул. Московская, 58

В 1812 году владельцем дома стал ученый Карл Фукс, который занимался медицинской практикой и параллельно работал профессором естественной истории и ботаники в Казанском университете. Хозяйство вела жена Фукса Александра и открыла в доме литературный салон, гостями которого были даже Александр Пушкин и Василий Жуковский.

Позже зданию понадобилась реставрация, руководителем и архитектором которой стал Александр Песке. В ходе реставрационных работ дом утратил бельведер и его внешний вид приобрел черты эклектики.

Храм Воздвижения Святого Креста

ул. Горького, 28/17

Первые католики появились в Казани в XVIII веке и были выходцами из Германии и Прибалтики. В 1835 году был основан постоянный католический приход, но в отсутствие храма богослужения совершались в разных зданиях.

Строить храм решили по ходатайству священника Остиана Галимского. Перед Песке поставили задачу спроектировать святилище таким образом, чтобы его внешний вид не отличался от домов вокруг. Работы над ним начали в 1855 году, и 1 ноября 1858 года в честь праздника Воздвижения Креста Господня храм был освящен. Сейчас это здание относится к КАИ, а его копия находится рядом с «Баскет-холлом».

Суворовское училище

ул. Толстого, 14

Здание возводили с 1838 по 1842 годы по проекту нескольких архитекторов — Михаила Коринфского, Фомы Петонди и Александра Песке. Они дорабатывали эскизы в разное время. Изначально дом был двухэтажным, и спустя сто лет, в 1936 году, ему надстроили третий. Здание, выкрашенное в желтый и белый цвета, выполнено в стиле классицизма без излишеств и вычурности.

В разное время там находились Казанский Родионовский институт благородных девиц, школа-коммуна имени Карла Маркса, Восточно-педагогический институт, Татарский и Казанский педагогический институты.

Другие проекты: Дом Усманова на Каюма Насыри, 40; Дом Демидова на Мусы Джалиля, 7.

Михаил Коринфский

Сын резчика иконостасов из Арзамаса был известен по всей стране. По его проектам построены Воскресенский собор в родном городе Коринфского, Свято-Троицкий монастырь в Симбирске, Тихвинская церковь, губернская гимназия, удельная контора и другие здания в Нижегородской и Пензенской губерниях. В 1833 году Коринфский возглавил Особый строительный комитет в Казани.

Архитектор работал в разных стилях: неоклассицизме, модернизме, эклектике и ренессансе. Особенностью его архитектуры считают применение элементов восточно-европейской культуры в сочетании с традиционными декоративными элементами.

Казанская городская обсерватория

ул. Кремлевская, 18к5

Строительство научного центра для изучения космоса в Казани было необходимо, так как развивающееся направление астрономии в университете требовало отдельного здания. Его построили в стиле классицизма недалеко от главного корпуса. В центральной части здания располагался главный зал, который предназначался для приема посетителей и хранения переносных инструментов. Из зала был выход на террасу, в сад и в Восточный зал, предназначенный для наблюдения за звездами.

Анатомический театр КФУ

ул. Кремлевская, 18к8

Архитектурным планированием здания Михаил Коринфский занимался совместно с ректором университета Николаем Лобачевским. Его построили для проведения вскрытий, тщательного изучения анатомии и биологии. Здание выполнено в виде четырехугольника с восемью колоннами и расположенной в центре ротондой.

Дом Сбоева-Стадлера

ул. Пушкина, 42

Здание построили в 1850 году по заказу заместителя кафедры русской словесности Казанского университета Василия Сбоева. После смерти дом перешел его родственнице Доротее Стадлер, и позже здание получило статус объекта культурного наследия. 1 марта его выставили на продажу за 130 миллионов рублей.

Другие проекты: Торгово-офисное здание на Карла Маркса, 37; Дом Акчурина на Кремлевской, 15.

Александр Шмидт

Как и многие архитекторы, Александр Шмидт окончил Императорскую академию художеств в Санкт-Петербурге, после чего был назначен архитектором Курской губернии. Проработав там год, он переехал в Усть-Каменогорск и позже получил должность архитектора Казанского университета.

Данных о Шмидте почти нет. Через несколько лет проживания в Казани он стал губернским архитектором и построил много зданий по всему городу. В 1832 году архитектор попал под суд за неточные постройки арсенала и питейного дома, а спустя два года переехал в Новгородскую губернию, где продолжил работать.

Дом Свешникова

ул. Гладилова, 22

Строительство дома заказал Александр Свешников. Его спроектировали в стиле позднего классицизма. Здание представляет собой классический тип городской усадьбы: на первом размещались служебно-хозяйственные помещения, на втором — жилые, на чердаке — комнаты для прислуги.

Голубая мечеть

ул. Сары Садыковой, 98

Святилище в стиле раннего классицизма построили в 1778 году. В нем преобладают строгость пропорций и богатство в оформлении фасада, а название пошло от стен небесно-голубого оттенка. После Шмидта здание перестраивали: казанский купец Габдельманнан Мустакимов даже жертвовал свой земельный участок, чтобы расширить территорию мечети.

Усадьба Гизетуллина

ул. Шигабутдина Марджани, 16

Комплекс строился для мещанина Ядыгара Ишимова и позже перешел купцу Валиулле Гизетуллину, в народе известному как Вали-бай. Усадьба включает деревянный дом с мезонином, двухэтажный флигель, конюшню и склад.

Дома построили в традиционном стиле усадебного типа с каменным первым и деревянными верхними этажами. Главное здание спроектировано в стиле классицизма в сочетании с татарским зодчеством.

Другие проекты: Дом губернатора на Кремлевской, 12; Мечеть «Иске Таш» на Мазита Гафури, 34А.

Христиан Крамп

Академик архитектуры Христиан Крамп родился и вырос в Дании. В 1840 году переехал из Копенгагена в Россию и был направлен в Казани для работы в строительной комиссии по восстановлению города после пожара 1842 года. В Казани он воплотил свои главные архитектурные задумки и построил десятки зданий в стиле позднего классицизма.

Дом Вениаминова

ул. Япеева, 17

Объект культурного наследия — один из немногих уцелевших построек архитектора Христиана Крампа. Здание находится недалеко от улиц, сформированных Кафтыревым, в одном квартале с ансамблем Богородицкого монастыря.

Строительство заказал купец третьей казанской гильдии Николай Вениаминов. По его предложениям Крамп создал каменное двухэтажное здание с антресолями и флигелем в стиле русского классицизма.

Здание городской администрации

ул. Кремлевская, 1

В начале XIX века здание принадлежало купцу Евреинову. В 1833 году городская казна выкупила его для размещения присутственных мест. Уже тогда дому требовался серьезный ремонт — первый проект реконструкции был подготовлен Пятницким, перестройку дома продолжил Фома Петонди, а после пожара проектами занимался Христиан Крамп.

В здании всегда располагались органы городской администрации: управа, дума и другие учреждения. Сейчас там находится Мэрия Казани.

Другие проекты: Дом Гоппена на Муштари, 14А; Дом Крюковой на Пушкина, 78.

Фома Петонди

Фома вырос в семье Ивана Петонди — выходца из Тессинского кантона италоязычного района на юге Швейцарии. В 13 лет его отдали на обучение в школу на базе Экспедиции кремлевского строения и через два года приняли на службу помощником архитектора. После он унаследовал место отца и занимал пост орловского губернского архитектора.

11 июня 1834 года Фома Петонди стал казанским архитектором. За годы он построил в городе около 200 зданий и проводил восстановительные работы в существующих. В 1844 году Петонди обвинили в допущении технических погрешностей при возведении Родионовского института, возбудили против него дело и лишили должности. Он добивался правды 10 лет, а после признания невиновным продолжил работать рядовым архитектором в Казани.

Казанское подворье

ул. Баумана, 9

Петонди занимался восстановлением дома чистопольского купца Герасима Мельникова после пожара в 1842 году. Ему дали поручение перестроить дом, чтобы разместить там гостиницу и магазины. Включив в состав одного здания три обгоревших строения, Петонди объединил их отделкой фасада. В его декор входят коринфские пилястры, лепной орнамент, сандрики и наличники и парадная лестница.

Дом Арианова-Тельпугова

ул. Островского, 2

У первого хозяина, купца Василия Варгина, его перекупил коллежский асессор Александр Соловьев, потом — отставной капитан артиллерии Тельпугов, а последним владельцем был купец Арианов. Каждый из них вносил в здание коррективы и перестраивал дом, поэтому в архитектурном ансамбле сейчас можно обнаружить поздний ампир, эклектику и модерн.

Главный дом городской усадьбы

ул. Карла Маркса, 38

Типичная городская усадьба в стиле классицизма до 1836 года принадлежала семье Неяловых, а после им владели купцы Пермяковы. Угловое двухэтажное здание выполнено в форме квадрата и построено с двумя мезонинами.

В советский период в здании находился детский сад, а в конце XX века дом был полностью реконструирован. Сейчас там располагается Исполнительный комитет Всемирного конгресса татар.

Другие проекты: Колокольня и братский корпус к надвратному храму Кизического Введенского мужского монастыря на Декабристов, 98; Доходный дом Жаркова на Баумана, 42; усадьба Ужениновых на Карла Маркса, 13; Дом Иванова на Баумана, 40; Дом Тупицына на Большой Красной, 30; Дом Дротоевского-Молоткова на Карла Маркса, 56.

Яков Шелковников

Шелковников родился и вырос в Санкт-Петербурге, где получил образование в Академии художеств и выпустился оттуда с аттестатом первой степени. До 1804 года работал помощником архитектора Андреяна Захарова и последние пять лет жизни занимался проектированием зданий в Казанской губернии.

Церковь Николы Тульского в комплексе Богородицкого монастыря

ул. Большая Красная, 5

Историки предполагают, что храм Николы Тульского — одно из первых святилищ, построенных в Казани после вхождения в Русское царство. В 1742 году деревянная постройка сгорела и на ее месте возвели новый храм, позже включенный в состав Богородицкого монастыря. Через несколько лет его снесли и построили здание с колоннами в стиле классицизма по эскизам Шелковникова. После завершения работ там хранилась чудотворная Казанская икона Божией Матери, а в советское время располагались цеха табачной фабрики.

Тюремный замок

ул. Япеева, 16

За основу проекта тюремного замка Шелковников взял эскизы подобных сооружений своего наставника. Здание на 250 арестантов спроектировано в виде прямоугольника и по углам укреплено четырьмя крепостными башнями. Ряд СМИ сообщает о том, что в будущем СИЗО №1 может стать музеем.

Первая казанская мужская гимназия

ул. Карла Маркса, 10

Здание построено в 1789 году по заказу помещика Улана Молостова и по проекту архитектора Филиппа Емельянова. Позже городские власти выкупили дом и решили разместить там гимназию. Проектом руководил учитель рисования Василий Смирнов, работавший с Яковым Шелковниковым совместно. Им удалось объединить здание с близлежащими постройками и создать большое учреждение для обучения детей. Желтый дом с белыми пилястрами и лепными украшениями стал одной из главных достопримечательностей города.

Другие проекты: Военная комендатура казанского гарнизона на Дзержинского, 17; Монастырская гостиница на Большой Красной, 5А.

Текст: Инзиля Шакирова
Фото: Дмитрий Сагдеев (photobuildings), «ВКонтакте»
Обложка: Sasha Spi

Смотреть
все материалы