LuLe ceramic. Семейная мастерская с большим количеством заказов и учеников


LuLe ceramic — одна из первых гончарных мастерских, которая создает изделия для заведений в Казани, Москве и других городах России. Параллельно с производством керамики пара Леси и Ильи Лукашенко проводит множество мастер-классов и организует самые насыщенные курсы по работе с глиной во всем городе.

Enter совместно с «Мастерами России» рассказывает, как двое архитекторов решили сменить свой профиль, занялись гончарным мастерством и теперь зарабатывают до 500 тысяч рублей в месяц.


Партнерский материал

Поиск помещения под печь и подбор материалов

История LuLe ceramic началась во время декретного отпуска одной из основательниц, Леси Лукашенко. Девушка ходила на многие мастер-классы во время беременности и полюбила глину, а позже открыла маленькую мастерскую на 17м² на улице Шмидта. Через год Леся и ее супруг Илья поняли, что дела идут в гору, и решили снять помещение побольше, чтобы заняться производством более серьезно и начать проводить мастер-классы.

Место под новую мастерскую искали около полутора месяцев — оно должно было быть светлым, просторным, иметь комнаты под кладовую и печную и находиться близко к центру. Пара остановилась на 134-метровом помещении на первом этаже жилого дома на Павлюхина. На тот момент там уже была чистовая отделка, хороший линолеум, готовый потолок, так что осталось только перекрасить стены и оборудовать все мебелью. Все, кроме нескольких стеллажей, выполнено на заказ — разработкой дизайна Леся и Илья, архитекторы по образованию, занимались сами. Нюансам работы с глиной пара училась методом проб и ошибок и почти не тратила время на курсы для себя — в последний раз Илья и Леся ездили на обучение четыре года назад, в самом начале своего пути.

На открытие мастерской в новом здании взяли кредит на 2,5 миллиона рублей. В эту сумму вошли отделочные материалы, оформление интерьера, оборудование (самое дорогое — печь за 400 тысяч и экструдер за 500 тысяч рублей), несколько глин и глазурей, аренда на 60 тысяч и коммунальные платежи на 15 тысяч рублей. Для печи из соображений безопасности выделена отдельная комната с окном и отделкой из негорючего материала. Этот прибор сертифицирован как бытовой, от него нет никаких вредных испарений, так что особые разрешения не требуются.

Для создания изделий в LuLe ceramic используются две муфельных печи, экструдер, четыре гончарных круга, раскатчик и много других мелочей. Оборудование подбирали в интернете самостоятельно, оно произведено преимущественно в Германии. Глину часто напрямую заказывают с Украины, а глазурь ищут по всей России и в разных городах мира.

«Мы работаем практически со всеми поставщиками, потому что у каждого разный ассортимент. Та же глазурь — очень обширная тема, ее можно выбирать и по температуре глины, и по удобству работы, и по дизайну, и по возможным эффектам. Стараемся использовать разные материалы, чтобы создавать разные изделия», — заметил Илья Лукашенко.

Месяцы на создание чашек и сложности с поиском сотрудников

Весь дизайн прорабатывается, после чего на создание изделий — тех же чашек — может уйти от двух до четырех недель. Увлажненная глина заготавливается за день, потом за гончарным кругом поднимается основа, изделие подсыхает и к нему приделывается ручка. После этого будущую чашку нужно обточить, замыть и просушить неделю естественным путем. Затем изделие в течение суток проходит первый обжиг от 1050 до 1 200 градусов, в зависимости от  глины, обтирается, просушивается, покрывается глазурью и проходит второй обжиг. Если изделие должно быть украшено золотом или платиной, на него наносятся соответствующие препараты и оно отправляется в печь на третий обжиг при более низкой температуре.

На производство у LuLe ceramic уходит значительно больше времени — очень часто мастерской заказывают большие наборы посуды для заведений. Клиентами в Казани были 1st gallery и Extra lounge, для «Приюта холостяка» вручную создавали плитку на камин, также плитку заказывали в частные дома и в Музей воды. Изделия на заказ выполняют из высокотемпературной глины, потому что она прочнее и меньше подвержена сколам. Стоимость заказов, как правило, выше казанского рынка — в нее заложены трудозатраты и брак, который может достигать 30% и отправляется в мусорку в измельченном виде. Все можно было бы удешевить и ускорить, если бы мастерская просто отливала свои изделия в формы, но ручной труд у заказчиков гораздо популярнее.

«Из последних излюбленных нами изделий я мог бы выделить бокалы, которые производятся уже год. Они технологически сложные: пока делаешь один, можно сделать шесть более простых чашек. На первом этапе существования мастерской людям больше всего нравились артишоки, а еще хорошо продается посуда с шипами», — рассказывает Илья.

С кадрами в гончарной мастерской есть проблема: в Казани не найти людей со специальным образованием, так что приходится ориентироваться исключительно на личные параметры. По словам Ильи, допустить к производству их смогут только спустя год, а все остальное время они будут нужны в качестве помощников.

От проведения праздников к обучению независимых мастеров

На данный момент мастер-классы и курсы — главные направления работы LuLe ceramic, которые приносят 80% дохода и занимают примерно столько же времени. Запись на них осуществляется за две или даже три недели, причем чаще всего приходят девушки. Популярностью пользуются детские дни рождения, где бывает до 25 детей: пока одни работают за столом, другие делят четыре гончарных круга, и все оказываются заняты. Кроме того, для них оборудована отдельная зона с мягкими пуфиками, где по желанию можно поставить мультфильм с проекцией на стену. Обычно праздниками в мастерской забиты все выходные.

На мастер-классах и курсах задействованы максимум работников мастерской. Стандартные занятия индивидуальные, мастера всегда оказывают помощь и дают подсказки по ходу работы, чтобы избежать брака еще на ранних этапах. Ученики с курсов «Новичок» или «Подмастерье» редко возвращаются, потому что их программа дает достаточно знаний, чтобы заниматься гончарным делом самостоятельно. Зато они часто приходят, чтобы купить глину и оборудование, приносят изделия на обжиг за отдельную плату. Если заниматься негде, в мастерской можно арендовать рабочее место за 750 рублей. Оно предоставляется на два часа и включает место за столом, гончарный круг, инструменты и полтора килограмма глины. Многие из тех, кто закончил индивидуальные курсы, стали самостоятельными мастерами и теперь обучают других и развивают свой бизнес.

Сколько можно заработать на работе с глиной

У мастерской нет конкретной формулы расчета итоговой стоимости изделий. В нее обязательно включают расходы на материалы и их доставку, обжиг, брак, аренду помещения, коммунальные платежи, при необходимости упаковку. Сверху начисляется сумма, которая зависит от сложности и скорости выполнения работ. Бизнес-подхода, как такового, нет — Илья и Леся ориентируются на свои представления о том, сколько в итоге должны стоить конкретные изделия.

Прибыль мастерской очень нестабильна. Она зависит от того, как часто люди записываются на курсы и мастер-классы, какие поступают заказы и сколько изделий продают на маркетах, в московских магазинах и в шоуруме при мастерской. В самый удачный месяц LuLe ceramic заработала 500 тысяч рублей, а в среднем сумма колеблется в районе 150-300 тысяч. По словам Ильи, предсказать прибыль практически невозможно, и если денег много, то их стараются вкладывать в материалы и оборудование. Зарабатывать можно и больше, если подключить рекламу, но к скачку объемов работ мастерская пока не готова — достаточно и тех людей, которые обращаются в мастерскую благодаря сарафанному радио.

Как замечает Илья, в открытии гончарной мастерской достаточно сложностей — это связано в первую очередь с тратами на оборудование и с технологическим процессом. По его словам, прежде чем открыть свое дело в этой сфере, непременно нужно стать профессионалом и научиться выполнять разные изделия из глины идеально. В будущем это поможет снизить расходы и увеличить прибыль.

Материал подготовлен при поддержке

«Мастера России» — бесплатная образовательная платформа для молодых предпринимателей в сфере новой экономики. Проект поможет как тем, кто уже добился успеха, так и тем, кто только планирует начать свое дело.

Проект «Мастера России» реализуется фондом «Креативные практики» при поддержке компании «Газпром нефть» в рамках программы «Родные города».

Фото: Кирилл Михайлов

Смотреть
все материалы