Между фасадом и идеей: Какие процессы стоят за архитектурой


Архитекторов зачастую узнают по готовым проектам. Но не все до конца понимают, сколько трудозатратных этапов проходят представители этой профессии, чтобы их идея нашла материальное воплощение. Анализ территории, генеральный план, дедлайны и постоянные согласования — лишь часть процессов, сопровождающих «творческую» специальность.

Редакция Enter решила узнать, что находится за фасадами домов и поговорила с основателем архитектурного бюро S4S/Architects Ринатом Гариповым. Рассказываем, почему насмотренность важнее геометрии, как проходит согласование проектов в исторических зданиях и что сделает нейросеть для индустрии в будущем.


Кто такой архитектор и чем он занимается

Для архитектора его работа — образ жизни. Это проявляется в том, как он одевается, на чем ездит, как выглядит рабочий стол. Зачастую его внешний вид отражается и в проектах: если человек приверженец минимализма, то здания тоже будут выполнены в прямых линиях и нейтральных цветах, если же он одевается эпатажно и ярко — его объекты отразят это.

Внутренний мир архитектора и его видение — в целом имеют значимую роль в профессиональном пути. Даже на этапе академического обучения все начинается с изучения композиции и выработки насмотренности. Это и есть большая ирония профессии — часто поступающие на архитектурный факультет думают, что им нужно отлично знать в основном только физику и геометрию, чтобы состояться в профессии, но это только часть необходимых навыков.

Дело в том, что все технические или hard-скиллы действительно можно получить и развить в рамках обучения в архитектурном вузе. А вот чувство прекрасного — не образовательная дисциплина (хотя и ее помогают постичь на парах — история искусств и смежные предметы сильно расширяют кругозор). Именно поэтому многие агентства берут «самоучек» без диплома, но с интуитивным пониманием эстетики и глубокой погруженностью в индустрию — тех, кто изучает классные примеры анализирует их, вырабатывая насмотренность — главное качество архитектора.

Конечно, крайне важно уметь рисовать — с помощью этого развивается пространственное мышление, без которого архитектору сложно что-либо проектировать. Но помимо творческой составляющей, в арсенал навыков хорошего архитектора должны входить: анализ психологии людей и понимание маркетинга, поскольку многие заказчики строят объекты для дальнейшей капитализации. Еще нужно сделать так, чтобы о твоих работах говорили дальше. А для этого необходимо изначально закладывать в задумку собственную фишку — тут важна работа со смыслами.

Ринат Гарипов

основатель архитектурно бюро S4S/Architects

Для меня команда архитектурного бюро является аналогом футбольной команды, а руководитель компании — тренер. Тут есть хорошие концептуалисты, задающие идею, есть крутые эскизеры, которые могут более детально проработать фасады.

И также — классные инженеры: они переложат свои смелые решения на бумагу. Все вместе они дополняют друг друга. Главный архитектор в зависимости от загруженности распределяет людей: каждый проект уникален с точки зрения наполняемости команды, которая работает над ним.

Стереотипы и предрассудки о профессии

Несмотря на то, что о профессии архитектора знает каждый ребенок, вокруг нее выстроено огромное количество заблуждений и стереотипов. Некоторые из них максимально безобидные, но часть порой сильно мешает в коммуникации и тормозит работу.

Главный из подобных — архитектор ничего не понимает в строительных процессах. В начале работы из-за неопытности у многих действительно это есть, но как только человек первый раз выходит на стройплощадку, анализирует и смотрит на процессы, начинает разбираться во всех деталях и нюансах.

Также люди часто путают профессии архитектора и дизайнера. У первого гораздо больше спектр задач — он работает и с внутренним пространством объекта, и с внешним. Вторые — больше про интерьеры. Дизайнер обычно приходит на готовую планировку и начинает дорабатывать детали. В теории, их может апгрейдить и архитектор, но он все равно в этом не так хорошо разбирается, как узкопрофильные специалисты по дизайну. Поэтому зачастую они работают в коллаборации.

Кроме этого, есть мнение, что вдохновение приходит ночью и поэтому зачастую творческие люди, в том числе архитекторы, работают в темное время суток. На самом деле это происходит из-за того, что мозг в эти часы максимально продуктивен, никто не отвлекает и есть возможность полностью понять все детали. Еще говорят, что архитекторы постоянно «летают в облаках» — находятся далеко от реальности, погруженные в собственные мечтания. В реальности — у специалиста большой объем задач, о которых он постоянно думает и из-за чего зачастую находится в фоновом режиме, обособленно от всех бытовых аспектов.

По словам Рината, еще одним популярным заблуждением является представление обывателей о доме самого архитектора. Многим людям кажется, что это всегда что-то необычное, вычурное и эпатажное. Однако в большинстве своем люди этой профессии в своем жилье предпочитают простоту и минимализм.

Дом, который построил я, — этапы работы от «А» до «Я»

Работа с заказчиками

Сначала у заказчика появляется задумка, после — идет поиск участка под будущий объект, либо же у него изначально есть территория, и он ищет к ней применение. Часто люди приходят к архитекторам вообще не понимая, что они могут получить из этого места, — тут происходит совместный анализ и поиск решений.

Ринат делится практичным советом: на первом этапе, когда создается концепция, стоит присмотреться к заказчику — фиксируйте то, насколько он готов слушать архитектора. И на основе этого выстраивайте работу. Важно быть на одной волне и изначально видеть проект одинаково. Есть моменты, когда приходится искать компромиссы, но если ваша команда понимает, что это не критично для проекта и безопасности, но человек очень хочет это сделать, — то всегда есть возможность уступить.

Анализ территории

Важно учитывать территорию, рядом с которой находится объект, — так начинается градостроительный анализ. Если, к примеру, человек хочет построить салон красоты, надо понять: есть ли в этом радиусе уже что-то подобное, а если нет — нужен ли он тут вообще. Какой ходит транспорт, предусмотрены ли возможность пешей доступности, наличие парковки и многие другие факторы. В процессе архитектор вместе с заказчиком начинают понимать, под какие функции территорию лучше всего использовать.

Помимо этого, у каждого участка есть свои строительные регламенты: главный архитектор города создает видение развития. Поэтому есть примерное понимание, что на этой территории можно строить и насколько это удобно и выгодно. Например, вряд ли какой-то местности подойдет соседство ночного клуба и детского сада — у каждого элемента есть своя зона, где он имеет право развиваться. Архитектор ориентируется на детальный план земельного участка, где есть указания его границ, необходимого процента озеленения, разрешенное количество этажей и так далее. Так обозначаются рамки, в которых он должен творить.

Генеральный план

На втором этапе формируется генеральный план — проектируется участок согласно пожарным требованиям, учитываются нормативно-требуемые площадки для отдыха взрослого населения, детей, а также спортивные зоны. Потом идет работа над планировкой, где тоже есть определенные правила расположения вентиляции, удобства использования пространства для маломобильной группы населения и многое другое.

Затем начинается активная работа над внешним видом фасада: рассматриваются вариации материалов и их стыковка между собой. Далее — согласование эскизного проекта в городе. Зачастую это продолжительный процесс: нужно суметь доказать, что проект качественный и имеет право занимать территорию мегаполиса. Иногда необходимо пройти градостроительный совет для того, чтобы проект согласовали.

После происходит разработка стадии «П» — этап, на котором разрабатывается документация для разрешения на строительство и экспертиза: определенные инстанции должны проверить у специалистов архитектурного бюро все расчеты и правильность конструкций. Когда приходят их заключения, архитекторы начинают стадию проектирования. Прорабатываются детали — каждый гвоздь учитывается в проекте и расписывается в плане объекта.

Сроки работы и зоны ответственности

На все эти этапы уходит от одного года до трех лет и в среднем пару месяцев до года занимает внутренняя отделка. Все сроки варьируется от сложности концепта и масштаба проекта. Видоизменение исторических зданий — это отдельный случай. Здесь нужно пройти дополнительные инстанции и понять, какие элементы имеют ценность для города, сделать большое количество анализов, обследовать здание. Это очень тонкая и непростая работа.

Исходя из этого, у архитектора формируется зоны ответственности. Во-первых, он отвечает за то, какой исторический след после себя он оставит. Второе — насколько он правильно «посадит» объект на участок, учтет пожарные проезды, освещения помещений и другие подобные факторы. Уже потом идут аспекты, за которыми следят инженеры, — если вдруг начнется пожар, не будет ли на пути эвакуации горючих материалов, выдержат ли перекрытия вес, который предусматривается в процессе эксплуатации. 

Архитенденции: прогнозы и аналитика

Рассматривая профессию с точки зрения будущего, можно сделать вывод, что искусственный интеллект и технологии активно развиваются и могут заменить архитекторов в простых вопросах. Например, уже очень много проектов, которые создают частные дизайны помещений на базе искусственного интеллекта: достаточно закинуть планировку своей квартиры, задать требования, ответить на вопросы и далее система все сделает сама.

Как один из вариантов, архитекторы будут людьми, которые обучают систему и тогда уже начнется конкуренция по лучшему функционалу компьютерной программы. Также активно развивается виртуальный мир и люди этой сферы могут стать проектировщиками метавселенной. Скорее всего, эти технологии гораздо ближе, чем кажется: вероятно, все новшества случатся в ближайшие пару лет. Во многих сферах искусственный интеллект сможет заменить людей, принимать решения, задавать алгоритмы и обучать принципам, по которым живет город.

А если анализировать профессию из соображений актуальности: людям всегда хочется украсить территорию, на которой они находятся, — эта тенденция существует еще с каменных веков. И даже если проект создает программа, ее надо экспортировать, грамотно вывести, чтобы строительная программа все правильно поняла. Поэтому, пока есть люди на планете — архитектура будет востребована.

Ринат Гарипов

основатель архитектурно бюро S4S/Architects

Для тех, кто только начинает свой путь архитектора, советую набраться опыта либо в бюро, либо быть младшим помощником у какого-то профессионала. Человек может быть гениальным, но без понимания принципов строительства, требований и нормативов — от таланта мало пользы.

Не надо думать, что это плохо — работать на кого-то. Все-таки первое время для понимания профессии нужно трудиться с кем-то опытным, а уже потом если поймешь что есть силы и ресурсы — работай самостоятельно.

Текст: Анастасия Павлова
Изображения: sasha spi

Смотреть
все материалы