Микрофон за полмиллиона и чистейший звук в студии звукозаписи AudioKazan


Развитие музыкальной сцены в Татарстане в последние годы ускорилось, и отчасти этому поспособствовала звукозаписывающая студия AudioKazan. В большом пространстве в самом центре города альбомы и подкасты записывают локальные знаменитости, а еще прямо тут можно провести концерт или устроить многочасовую онлайн-трансляцию.

Enter побывал в AudioKazan и узнал, для чего во всех помещениях сделали двойной потолок, пол и стены, как создать звук наподобие Beatles и почему музыкантам так важно записываться одновременно.


Партнерский материал 

Трансформируемое пространство

Студию звукозаписи AudioKazan открыли в 2019 году. Она расположена в коммерческом здании на ул. Университетской и сейчас занимает в нем целый этаж. Поначалу студия предоставляла стандартный объем слуг: здесь делали профессиональную запись и аранжировки, сводили и продюсировали треки, озвучивали кино, — но спустя некоторое время основатели захотели превратить ее в единое музыкально-культурное пространство.

Отчасти благодаря смене концепции первый тон-зал, куда попадают гости сразу со входа, больше напоминает просторный холл концертной площадки, чем функциональное помещение для звукозаписи. Первое впечатление обманчиво — на самом деле для качественного звука здесь созданы все условия.

Этому способствует бесшумная вентиляция и технология «комната в комнате». Пол помещения уложен 17-сантиметровым слоем минваты, на которую с помощью виброизоляторов поставлена целая плита размером с весь зал. Аналогичные конструкции созданы на потолке, а стены шириной с локоть взрослого человека выстроены заново. Так звук не отражается, инструменты не дребезжат, а соседи не жалуются на шум.

Сложные конструкции, скрадывающие объем помещения, не оказали негативное влияние на дизайн. Его проектом занималось одно из казанских архитектурных бюро. Авторы выбрали спокойные темные природные оттенки и разбавили их белыми и красными акцентами. Несмотря на это, в AudioKazan очень светло из-за четырех больших окон, выходящих на оживленную улицу. Декор удачно подобрали под концепцию: настенные светильники визуально напоминают сабвуферы, а полосы — аудиодорожки.

Минимализм и ненавязчивое зонирование открывает большие возможности для трансформации студии. При желании в тон-зале можно устроить концерт или любое другое мероприятие с трансляцией в интернет. Для этого тут построили небольшую сцену со всем оборудованием, установили стандартные световые приборы, повесили экран для проектора, сделали барную стойку для выездного кейтеринга, а в свободном пространстве можно поставить столики для гостей. За раз студия может принять до 60 артистов и слушателей.

AudioKazan

Адрес:
ул. Университетская, 10А

Режим работы:
Круглосуточно

Стоимость аренды:
от 1 300₽ за час

Запись песни под ключ:
от 5 000₽

@audiokazan

Качественная быстрая запись

Из тон-зала посетители попадают в контрольную комнату. Отсюда звукорежиссер полностью управляет записью в любом помещении студии через коммутационную панель: послать звук из одного места в другое занимает буквально десять секунд.

Мозгом AudioKazan называют мощный компьютер iMac Pro, а сердцем — два аудиоинтерфейса Apollo x8p на 16 каналов с большой гаммой инструментов для записи и микширования в реальном времени. Он существенно ускоряет работу, а значит, помогает музыкантам экономить на аренде студии. Группа Gauga записала в лайв-режиме пять произведений за пять часов: гитарист играл в контрольной комнате, одновременно с ним солист пел в одной тон-комнате, а в другой сразу записывались барабаны, перкуссия и бас. Для сравнения: иногда такая запись растягивается на недели.

Плагины от Universal Audio эмулируют, то есть копируют аналоговое звучание, а мастеринговый прибор Rupert Neve Design Satellite 5059 позволяет образовывать восемь стереогрупп — делать из плоского звука 3D. «Раскрашивает» звук цифро-аналоговый ревербератор Bricasti M7 и группа предусилителей.

Звукорежиссер и артисты могут здесь же на удобном диване послушать все нюансы записи через большое количество мониторных колонок с разными характеристиками. Пассивные двухполосные студийные мониторы Amphion One 18 в студии называют лупой, потому что эта колонка выдает детальный звук на любой громкости. У активных трехполосных мониторов Barefoot Sound Footprint 01 внутри маленький процессор, поэтому через них можно точно воспроизводить частотный отклик и фазовые/переходные характеристики звучания и мониторов от Yamaha, которые одно время были во всех студиях, и потребительских Hi-Fi систем. Auratone Cube — маленькие мониторы размером 20x20x20 — показывают, что слышит потребитель на домашнем радиоприемнике или через динамик мобильного телефона.

Универсальные инструменты и микрофоны

Второй тон-зал отделен от контрольной комнаты стеной с окном для зрительного контакта со звукорежиссером. Здесь артисты записываются чаще всего, поэтому комната максимально заглушена, а на полках и в разных нишах хранится большая часть музыкальных инструментов и микрофонов.

Самый старый инструмент — фортепиано «Казань», знакомое многим со времен школы. К нему AudioKazan относятся с большим трепетом, потому что с этого инструмента начался музыкальный путь звукорежиссера студии Леонида. Барабанщики оценят простую в настройке барабанную установку Yamaha Recording Custom с тарелками от Zildjian — комплектация базовая, но можно принести барабаны и тарелки с собой. Гитаристы могут воспользоваться комбоусилителем VOX AC30VR, который позволяет добиться звука, как у Beatles. Бас-гитаристам может быть интересен басовый кабинет от Ampeg — усилители этой фирмы известны поклонникам мощного звучания Rolling Stones из далеких 1960-х.

Жемчужины микрофонного парка — ламповые устройства компании Manley Labs. Вдохновившись легендарным Sony C-37A, она фактически повторила начинку в профессиональной модели MANLEY Reference Silver за полмиллиона рублей и добилась теплого насыщенного звучания. Другой интересный экземпляр, похожий на ракету, делают в Туле — «Союз SU-017» стоит дешевле, но не уступает по дизайну и качеству записи. Его используют Coldplay, Radiohead, The Lumineers и многие другие известные группы. Микрофон Townsend Labs Sphere, которым в своей работе пользуется пятикратный обладатель премии Грэмми Кэссиди Турбин, улавливает пространственные нюансы и может моделировать характеристики наиболее востребованных конденсаторных микрофонов.

В студии есть и ленточные микрофоны из соседней республики от фирмы Bash Audio, которые разработал член Союза Композиторов России и Башкортостана Игорь Бурдуков. Они идеальны для записи стерео в условиях, когда нужно отсечь шумы из соседнего источника. К слову, приглушить ненужные звуки позволяет система мониторинга Behringer POWERPLAY: музыканты могут настроить собственный микс инструментов, и создать целостную композицию одновременно со всей группой станет проще.

Пользование всеми инструментами и микрофонами входит в аренду по умолчанию. Для студии это принципиальный момент, так как задача ее команды — развить музыкальную сцену в России и дать возможность даже начинающим артистам записать звук высокого качества. Знания музыкантам передают не только работники студии, но и приглашенные эксперты. Периодически AudioKazan инициирует образовательные мероприятия и зовет прочитать лекции звукорежиссеров, техников, продюсеров и исполнителей, которые уже добились успеха. Ближайший форум запланировали провести до конца года.

Леонид Лабашов-Яушев

звукорежиссер AudioKazan

Создавая студию, мы в первую очередь ориентировались на звукорежиссерские стандарты. Купили аналоговое оборудование, хотя оно очень дорогое, много у нас и цифровых программ. Само наличие разных приборов дает возможность не просто детально работать со звуком, а творить в прямом смысле слова.

Сегодня студия не простаивает ни дня, в работе всегда много проектов. Мы записываем концерты, создаем треки с нуля или по наброскам, проводим онлайн-трансляции и даже работали с командой Tat Cult в рамках музыкальной лаборатории. Команда постоянно развивается, и это круто, ведь наша цель — сделать максимум возможного в музыкальном мире.

Фото: Андрей Соловьев 

Смотреть
все материалы