Не только «Кольцо»: как архитекторы изобретают моллы заново


Казань вот-вот попрощается со своим самым уродливым зданием: на прошлой неделе московское архитектурное бюро Heads Group выиграло конкурс на реконструкцию торгового центра «Кольцо». Молл закроют серебристым фасадом-сеткой с узором в национальном стиле, а само кольцо, естественно, снесут. А в мире, между тем, архитекторы шопинг-центров озабочены не столько экстерьером, сколько начинкой. Колумнист Enter Антон Хитров рассказывает, как меняется облик молла в XXI веке — и почему это происходит.


Торговые центры появились в Соединенных Штатах в середине прошлого века. Первый современный молл построил архитектор Виктор Грюн — урожденный Грюнбаум, австрийский еврей, бежавший за океан от нацистов. Удивительно, но Грюн был идеалистом, а не прагматиком. Он мечтал вернуть автомобильной Америке нормальную городскую жизнь, какую помнил по Старому Свету: главный проект его жизни задумывался как европейский город в миниатюре. В мечтах архитектора молл был сердцевиной сообщества, а не герметичной коробкой с огромным паркингом, затерянной где-то на отшибе; он представлял себе торговые центры в окружении жилых домов, парков и школ. Но бизнес понял его идеи по-своему, и в конце шестидесятых разочарованный Грюн вернулся в Европу. Там он занялся урбанистикой, развязал войну с автомобилями и до конца жизни жалел о своем изобретении.

Зато сегодня Грюн торжествовал бы: хозяевам торговых центров приходится возвращаться к его предложениям. Пятиэтажный сарай с магазинами и фудкортом больше не гарантирует успеха: люди привыкают заказывать товары в интернете. Чтобы выжить, моллы мимикрируют под общественные пространства: дальновидные владельцы заботятся о том, чтобы посетитель хорошо проводил время, а не просто покупал вещи.

Что за впечатления может предложить торговый центр? Например, попробовать унять вечную тоску горожанина по природе. В 2014-м на окраине Мехико появился Toreo Parque Central по проекту мексиканского бюро Sordo Madaleno Arquitectos. Их фирменный прием — использовать в архитектуре живые растения: скажем, гостиницу Solaz Los Cabos в мексиканской Калифорнии они превратили в настоящий сад. Вот и молл в их исполнении — по сути, многоэтажный парк с деревьями, кустами и скамейками; разветвленные колонны напоминают стволы, а решетчатая стеклянная крыша — лесной полог.

Если вам не жалко денег, вы можете перенести покупателя не просто за город, а в другой климатический пояс. За четыре года до мексиканского проекта звездный британский архитектор Норман Фостер — создатель лондонского «Корнишона» — построил в Астане гигантский шатер «Хан Шатыр». Внутри — пальмовые рощи и бассейн с песчаным пляжем. Секрет — в особом материале крыши, который позволяет круглый год поддерживать в торговом центре мягкий тропический климат: очень актуально для Средней Азии с ее засушливым летом и морозной зимой.

Молл и культурный центр в одном флаконе? Тоже вариант. Лондонский Coal Drops Yard — это часть большого проекта по преображению района Кингс-Кросс: за последнее десятилетие компания-застройщик Argent превратила мрачные вокзальные задворки в модный столичный квартал. Торговый центр нового образца спроектировала студия Томаса Хизервика. Вы могли не слышать его фамилию, но наверняка видели в интернете его работы: это он построил пушистый «Храм семян» на Всемирной выставке в Китае, переделал старый элеватор в Кейптауне в художественный музей и придумал башню «Судно», новый символ Нью-Йорка. Хизервик и команда восстановили два промышленных викторианских здания и перекинули между ними мостик: теперь постройки как бы держатся за руки. В этой метафоре зашифрован замысел архитекторов: они видели здесь место для дружеских встреч, а не просто торговые ряды. Собственно, мост — это зона ожидания: оттуда видно всю территорию — нужного человека заметишь издалека.

Вот что делает Coal Drops Yard моллом нового поколения: это разомкнутое пространство в прямом и переносном смысле. У него нет четких границ: в магазин или кафе можно попасть со внутреннего двора, который плавно переходит в улицу. А на сайте, кроме списка заведений — натуральная афиша, как у какой-нибудь арт-площадки: современное искусство, музыка, кино, мастер-классы. Шопинг и культура даже не разведены по зонам: под вывеской COS, например, не только продают одежду, но и выставляют работы молодых художников.

Сообщества вокруг моллов, о которых мечтал Виктор Грюн, тоже мало-помалу становятся реальностью. Взять хотя бы грандиозный шопинг-центр Westside на окраине Берна в Швейцарии. Его построили прямо над шоссе: получились огромные городские ворота. Автор этого проекта Даниэль Либескинд — лицо деконструктивизма: если совсем просто, это такое направление в архитектуре, где не слишком любят угол в 90 градусов. Либескинда знают в основном по музеям, — Еврейскому в Берлине, Имперскому военному в Манчестере, Художественному в Денвере, Королевскому в Онтарио, — но за коммерческие здания он тоже берется, в том числе за моллы. На сайте его студии Westside называют «городом в городе», и это действительно так: кроме привычных магазинов, ресторанов и кинозалов, там есть гостиница, спа-центр, аквапарк, площадки для концертов и семинаров и даже жилые квартиры — в принципе, такой торговый центр можно вообще не покидать.

Мало-помалу этот опыт перенимают и в России. В универмаге «Цветной» — самом продвинутом шопинг-центре Москвы — уже два года прописан интерактивный спектакль «Кандидат», в «Кунцево Плаза» проходят выставки современного искусства, в «Авеню» — фестивали стрит-арта, и даже ненавистный москвичам «Атриум» заказывает муралы известным уличным художникам (но все равно это кошмарное здание спасет только бульдозер). Естественно, молл никогда не станет полноценной заменой общественному пространству вроде парка или площади, — ведь они принадлежат горожанам, а не бизнесменам, и в этом их ценность. Но конкуренция между настоящими общественными пространствами и частными коммерческими аналогами может пойти на пользу и тем и другим.

Изображения: Саша Спи

Смотреть
все материалы