Однажды в России: Как в Казани появилась стендап-индустрия и кто развивает ее сейчас


Последнее десятилетие смело можно назвать золотой эпохой стендапа. Популярные комики собирают многотысячные залы, про путь к славе в мире комедии снимают фильмы, а новички со всей России съезжаются на конкурсы и фестивали, чтобы показать себя. В Казани первый стендап-клуб появился всего несколько лет назад, но развивать сферу местные энтузиасты принялись еще в 2010-х. Тогда комики уговаривали заведения дать им возможность выступить и работали не за деньги, а за идею.

Журналистка Enter Мария Наумова поговорила с представителями казанского стендап-сообщества Ангелиной Питуловой, Никитой Никитиным, Алексеем Карпушиным, Динарой Зиннатовой и Татьяной Березовской. Вместе с комиками разобрались, как индустрия развивается в Казани и можно ли считать стендап профессией.


А теперь стендап!

В России формат стендапа стал набирать популярность в 2010-х, когда на ТНТ вышли шоу «Comedy Баттл», Stand Up и «Открытый микрофон» и привлекли внимание молодого поколения к юмору. В то время индустрия еще не сформировалась: крупные шоу, локальные комики и городские площадки существовали сами по себе. Одни уходили в «сольное плавание» после игры в КВН, другие — учились шутить по видео зарубежных звезд, третьи — познавали стендап на практике и выступали в барах перед неподготовленной аудиторией.

В Казани первопроходцем формата стал комик и участник «Comedy Баттла» Феликс Никитин. В 2014 году он устраивал первые мероприятия в заведениях: записывал всех через группу во «ВКонтакте» и организовывал по одному открытому микрофону в месяц. Но многим хотелось выступать чаще — так и появилось объединение стендаперов, среди которых был Артур Шамгунов, Никита Никитин, Тимур Рагга и Булат Ханмурзин. В 2015 году команда провела первую вечеринку в «Штабе» и быстро наладила связь со многими локациями в городе. «Микрофоны» проходили в барах «ЕсенинЪ» и «Наш Pub», кафе «Театрал» и даже в Музее советских игровых автоматов.

2016-й стал еще одной значимой вехой в развитии казанского стендапа. В тот год состоялся первый «Всероссийский Stand Up фестиваль» — на событие приехали Гарик Оганисян, Саша Долгополов, Расул Чабдаров, Гурам Демидов, Тимур Джанкезов и Кирилл Сиэтлов. В первый раз гала-концерт фестиваля скромно прошел в кинотеатре «Мир», а уже через год — в концертном зале «Эрмитаж». Этому поспособствовал будущий соучредитель Stand Up Club Kazan Ильдар Фаттахов.

Никита Никитин

резидент Stand Up Club Kazan

Раньше стендап был супердобровольным: мы могли выступать за кальян и воду, а когда получали тысячу, чувствовали себя победителями. Зато сейчас стендап для меня — основная работа, а основная работа — хобби.

Я понимаю родителей, которые говорят детям, что комик — это не профессия. Даже моя семья совсем недавно приняла тот факт, что я занимаюсь стендапом. Это произошло после того, как я пару раз рассказал, сколько получил на корпоративе и сколько заработал на выступлениях за месяц.

Stand Up Club Kazan команда комиков под руководством Артура Шамгунова открыла в «Родине» в 2019 году — он стал третьим клубом в стране после Москвы и Санкт-Петербурга. Открытые микрофоны в Stand Up Club Kazan устраивали дважды в неделю, но записаться туда было невозможно, так как слоты для выступающих заканчивались в первые секунды приема заявок. Поэтому новые стендаперы, как и предшественники, стали объединяться и проводить свои мероприятия. В 2020 году комик Алексей Карпушин основал альтернативное сообщество Comedy Crew и начал проводить шоу в заведениях по городу в течение всей недели.

Алексей Карпушин

основатель сообщества Comedy Crew

Мероприятия раньше проходили совсем иначе — люди, которые на них оказывались, зачастую вообще не знали о выступлении комиков. Их просто ставили перед фактом: «А теперь стендап!»

Я всегда говорю новичкам, что еще ни разу не видел, чтобы кто-то выступил в свой первый раз хуже меня. Выйдя на сцену, я понял, что не могу произнести вообще ничего. В голове была одна мысль: «Кто ты такой, чтобы люди тебя слушали?» Похоже, это последствие воспитания — ведь многим в детстве внушают, что ты не должен открывать рот.

Весной 2023 года в городе открылся еще один стендап-клуб — «КЛУП». Его основательница Ангелина Питулова успела поиграть в КВН, поработать куратором на «Всероссийского Stand Up фестиваля» и администратором в Stand Up Club Kazan, а потом решила делать «микрофоны» сама. Свои мероприятия она часто проводила на «Фабрике Алафузова» и поняла, что площадка может быть еще одним домом для комиков. Задумку Ангелины поддержал Алексей Карпушин, и после открытия «КЛУПа» резидентами в нем стали стендаперы проектов Comedy Crew. Первое время зрителей почти не было и сотрудникам приходилось работать без зарплат. Но меньше чем за год «КЛУП» вышел в плюс, и сейчас на популярные шоу регулярно приходит по 150 зрителей.

Ангелина Питулова

основательница стендап-клуба «КЛУП»

Больше всего зрителей собирает «Грязный микрофон», и мы ничего плохого в этом не видим. Поэтому, скорее всего, в «КЛУПе» будет больше выступлений такой направленности. Stand Up Club Kazan чуть серьезнее, аудитория у него «поправильнее». А мы поддерживаем любую комедию.

Казанский зритель очень зажатый. Люди приходят слушать пошлые истории, но сидят испуганные и боятся лишний раз посмеяться. Нашу публику нужно расслаблять перед выступлениями. Я, например, со зрителями танцую под Baby Shark. После этого они становятся открытыми и не бояться показывать эмоции.

Здоровая конкуренция и душевная «татарскость»

Между казанскими стендап-клубами существует здоровая конкуренция — они не делят аудиторию, а расширяют ее. У резидентов «КЛУПа» и участников Comedy Crew есть временной слот в Stand Up Club Kazan: каждую среду они могут устраивать в клубе свои шоу и забирать определенную часть кассы. А еще резиденты первого клуба привлекают команду Карпушина к организации ежегодного фестиваля.

Казанское стендап-сообщество всегда открыто к новым лицам. По мнению основателей «КЛУПа», в последнее время предложение даже превышает спрос: «горящих» новичков не хватает, а вот возможностей для них достаточно. «Никто не требует от человека невероятных историй, нужно просто смешно рассказать про свою жизнь», — объясняет Ангелина. Чтобы поддержать начинающих, клубы регулярно проводят открытые микрофоны, «разгоны» и предлагают помощь резидентов. В том числе Stand Up Club Kazan вместе с Дирекцией парков и скверов запустил проект «Stand Up в парках». Его участники могут подготовить монологи под руководством опытных комиков и отработать материал на разных городских площадках.

Никита Никитин

резидент Stand Up Club Kazan

Проекты типа «Stand Up в парках» очень помогают сократить путь в профессии. Новички, которые выступают в барах с одними и теми же монологами, стоят на месте, потому что никто не может указать им на недочеты.

Лучше тратить время на написание качественного материала, а не на беспрерывные выступления на открытых микрофонах. Не вижу в этом смысла, кроме того, чтобы всем говорить: «Я занимаюсь стендапом. Сейчас еду выступать за 0 рублей 0 копеек. Кстати, потом еще выступаю за воду. Так что не переживайте, скоро вы меня увидите нигде, если что».

Еще одна важная особенность казанской стендап-индустрии — татарская комедия. Ее развивает комьюнити комиков, которое основал руководитель татарской лиги КВН Рамиль Агдеев. По словам шеф-редактор «Идель» и участницы команды Динары Зиннатовой, татароязычная аудитория относится к юмору иначе и меньше знакома с форматом, поэтому комики стараются расположить ее к себе за счет акцента на знакомых культурных кодах.

Динара Зиннатова

участница городских стендап-шоу на русском и татарском языках

Хочется, чтобы в республике было здоровое двуязычие. Я выросла в татарской семье, в которой все говорят на родном языке. Когда меня отдали в детский сад, было очень сложно — появилось чувство, что нужно адаптироваться под общество. Но почему, если я выросла в другой среде? И почему эта среда не может быть нормальной, если мы живем в Татарстане?

«Татарскость» — это особая идентичность, которая отличает нас от других. И мне кажется, со временем татарский стендап мог бы стать частью культуры. Потенциал есть, но привлечь людей сложно. Наверное, это связано с тем, что татарская молодежь более сдержанная.

В татарском стендапе, по признанию самих комиков, меньше перспектив, зато он помогает развивать локальную культуру. У них даже есть своя передача «Шалт, Мөхәммәтҗан!» на музыкальном канале TMTV, где стендаперы соревнуются за небольшой денежный приз. Плюс татарская комедия отличается особой душевностью и формирует другое представление о формате: вместо острых тем — знакомый национальный контекст, а вместо жесткого юмора — семейная атмосфера.

Пособие «Как должен шутить комик»

В Казани почти не осталось бесплатных стендап-мероприятий, но сделать юмор главным источником дохода получается не у всех. По словам комиков, профессионалы и организаторы начали зарабатывать весомые суммы недавно. А любители чаще всего не получают ничего. Максимум — им могут предложить 3 000 – 5 000 рублей на частном мероприятии. Увереннее всего себя чувствуют резиденты клубов: они постоянно участвуют во флагманских шоу и имеют определенное количество оплачиваемых выступлений в месяц. Плюс зарабатывают на корпоративах. Часто будущих резидентов замечают на «микрофонах», просят подготовить 10-минутный монолог и приглашают на проверочное шоу. Для клубов важно, чтобы комик регулярно выступал и писал новые шутки.

Еще один путь в профессии — карьера на федеральных телеканалах. Опытные стендаперы советуют попробовать себя в крупных проектах хотя бы раз, чтобы познакомиться с коллегами и получить «наглядное пособие по тому, как сегодня должен шутить комик» — а именно испытать на себе отбор в условиях цейтнота и поработать с редакторами. Большой плюс телевизионных выступлений — заряженная публика. Зрителей предупреждают о съемке и просят не стесняться, смеяться и аплодировать. На некоторых шоу делают два мотора, чтобы комики могли реабилитироваться, а монтажеры — «склеить» итоговый выпуск в зависимости от того, как зашли шутки.

Татьяна Березовская

экс-резидентка Stand Up Club Kazan, четвертьфиналистка «Открытого микрофона» на ТНТ

Я участвую в проекте «Женщины комики», который выходит на YouTube. При подготовке нам достаточно нескольких технических вечеринок, чтобы доработать монолог к съемкам. В телевизионном формате больше требований. Как минимум — комик должен отдать свои авторские права каналу и может публиковать выступление в соцсетях только на определенных условиях.

До съемок материал проходит несколько этапов редактуры, работу с авторской группой и показы с креативными продюсерами. Выступление может измениться кардинально, если тема покажется недостаточно смешной или «не телевизионной». Плюс, возьмут тебя или нет, зависит не только от уровня шуток — продюсеры всегда смотрят еще и на то, какой ты персонаж.

Татьяна Березовская перестала совмещать стендап с основной работой тренера по гимнастике только после переезда в Москву. По ее мнению, делать ставку на комедию — всегда большой риск. Организаторам оплачиваемых выступлений нужны медийные лица с опытом участия в крупных проектах, поэтому ехать в столицу лучше с уже наработанным бэкграундом. С другой стороны, в Москве легче заработать из-за большего количества мероприятий. Все зависит от того, насколько активно комик выступает и пишет новые шутки.

Казанские стендаперы переезжают в Москву нечасто, так как возможностей и площадок для выступлений хватает и у нас. Если раньше любители могли только мечтать о трех-четырех выступлениях в неделю, то сейчас это вполне реально. А для новых лиц в индустрии созданы прямо-таки тепличные условия.

Алексей Карпушин

основатель сообщества Comedy Crew

Комики из других регионов просто не знают, как у нас в Казани все здорово. С одной стороны, если человек хочет заниматься комедией, он будет это делать в любом случае и в любом месте. С другой, чем благоприятнее среда, тем больше вероятность, что стендаперам не придется по полгода выходить из депрессии после первого выступления, как это было у меня.

Текст: Мария Наумова
Иллюстрации: marinaradio

Смотреть
все материалы