Посетители фестиваля AWAZ — о локальной музыке и ощущении праздника
С 20 по 23 мая в Казани прошел музыкальный фестиваль AWAZ. На нескольких площадках выступило более 100 артистов из разных регионов России и зарубежья. Enter побывал на концертах в «Соли» и Werk и узнал мнение посетителей об ивенте.
AWAZ делают мои друзья — Степан [Казарьян], Надя [Самодурова], Таня [Макарова] и другие ребята. Я и сама организовываю фестивали, только в Петербурге: SKIF (Sergey Kuryokhin International Festival, — прим. Enter), «Электро-Механику». В 2005 году начала проводить «Этномеханику», немного похожую на AWAZ концептуально. На этот фестиваль мы впервые привезли в Россию Мулату Астатке (основателя эфиопского джаза, — прим. Enter), но вместе с тем у нас выступали Lucidvox, то есть программа была смешанной.
Как музыкальный агент я вожу российские и украинские группы в Европу, поэтому мне любопытно, что нового происходит [в России]. Мой основной интерес — группы с этническими корнями, сочетающие традиционную музыку с современной, как «ДахаБраха» из Украины. На AWAZ мне интересна вся программа, хотя некоторых музыкантов я много раз видела раньше — например, Aïsha Devi. Вчера понравилась группа «Эхо Памира», а еще я хочу посмотреть на выступление Lucidvox с перформативной группой.
В Германии из-за коронавирусных ограничений уже больше года ничего не происходит, а в Казани случилось что-то очень классное. Понимаю, что есть проблемы [ввиду распространения вируса], но молодежь и люди вне группы риска не заслуживают, чтобы их запирали дома. Я рада, что в России идут концерты. Это не только поддержка музыкантов — без культуры и музыки у нас растет депрессия. Обязательно нужно развлекаться и давать выход энергии. Жизнь победит, пусть будет так.
Гриша: Мы приехали послушать многих конкретных исполнителей — на фестивале отличная селекция. Завтра будут выступать просто обалденные чуваки [с лейбла] Ored Recordings. Послушаем Aïsha Devi, La Jungle, шоукейс Drugstore — они тоже супер.
Илья: Я больше по гитаркам, инди, шугейзу. Радует, что на фесте есть и подобное. Раньше мы ездили на фестивали электронной музыки, а тут [организаторы] объединили все [жанры] — это круто. Еще круче, что AWAZ смогли организовать при текущих ограничениях. Такое дорогого стоит.
Гриша: Над организацией еще стоит поработать, особенно над пересечением сцен и над откатом ночной программы. Но все сделано очень душевно: программа проходит в центре города, на куче уютных площадок. Домашний фестиваль! Меня только удивило, что татарские артисты пьют «Егермейстер», когда есть «Бугульма». Как вообще так можно жить? Мне кажется, в каждом райдере должна быть только «Бугульма»!
До приезда на AWAZ я прослушал всю программу, чтобы примерно понимать, кто будет играть. Большинство музыкантов мне не были известны раньше, а теперь я их узнал и слушаю вживую. Максимальное впечатление на сцене на меня произвели Zafaq — это было что-то невероятное. Настоящая ритуальная [фигня]! Татарстанских слушал мало. Только что выступила [группа] Juna — они клевые, струятся, как ручеек.
В родном Новосибирске из фестивалей в свое время была только «Сибирская волна» — и, наверное, лучше бы ее не было. Говорить про сцену нет никакого смысла: объединений крайне мало. Большой застой, с которым борются только дураки. Но учитывая, сколько имен открыто на фесте в Казани, было бы суперинтересно посмотреть на AWAZ в отдаленных регионах. Тем более, если [организаторы] продолжат делать акцент на национальной музыке. В Бурятии, на Алтае много групп, но доехать туда будет сложновато.
Впрочем, национальная музыка вряд ли распространится так же хорошо, как русскоязычная. Я сейчас скажу очень правую [фигню], но «сильная» культура давит собой «слабую», и с этим очень сложно бороться, а как это делать правильно — большая тема для дискуссии. Но отдельные проекты могут стрельнуть за счет своей индивидуальности — как «АИГЕЛ».
Соня: AWAZ привлек лайнапом — приехала послушать проекты Влада Паршина «Лето в городе» и «Утро». К тому же я очень люблю музыкальные фестивали, и хотелось хоть куда-то уже съездить. Я первый раз в Казани, самобытность и количество площадок меня удивили — они легко могут соревноваться с московскими и питерскими. В Werk не знаем никого, пришли послушать диджей-сеты, а потом пойдем на наших знакомых — группу «Лужа». Хотелось бы попасть на Kate NV, но боюсь, что не хватит места.
Иван: Меня удивил особняк Демидова. Я был там на Lisokot и Сергее Летове — они хорошо вписались в такое место. Заметно, что организаторы подбирали исполнителей под площадки. Только «Библиотека», кажется, не всем подходила. В Перми, возможно, будет похожая программа на Дягилевском фестивале. Мы даже купили билеты, но отменили [покупку] буквально сегодня — к сожалению, не попадаем на него по датам.
Я приехала сюда с друзьями из Ha•HaBiBi. Посмотрела много всего за пару дней, очень интересный лайнап. Давно не пыталась найти что-то новое — слушала, что знаю. Сейчас заскриншотила программу, [мы с друзьями] ходим по площадкам и стараемся везде успеть. Главным открытием стал черкесский блэк-метал в «Норе». Оказалось, что пара наших друзей уже знали о них, но для меня выступление было «вау».
Грустно, что [возле площадок] были огромные очереди и непонятно, как люди уместятся на шоукейсе Popoff Kitchen. Это немножко настораживает — город пока не полностью готов к таким [масштабным] мероприятиям. Но с точки зрения организации все круто, никто не опаздывает. Ребята минута в минуту сменяют друг друга.
В Казани пока посмотрела только две улицы — Профсоюзную и соседнюю. Мне нравится ходить по разным локациям фестиваля и чувствовать, как я понемногу узнаю город. Надеюсь, успеею еще что-то посмотреть.
На AWAZ я с начала и до самого конца. Не знаю большинство артистов из лайнапа, но грех не прийти, если у нас в городе происходит что-то более-менее всероссийское.
Была на группе Zarya, «4 Позиции Бруно» просто [разорвали]. Завтра схожу на Yung Acid, хотя [точный] план не составляла: на что попаду, то и послушаю. Все площадки и так мне знакомы, но в Werk понравилось особенно — не ожидала, что будет так качать. Интересно наблюдать, как аудитория из других городов воспринимает уже знакомые нам локации и приносит сюда новую атмосферу. Приятно, что людям здесь нравится. Но вообще в Казани и с AWAZ, и без AWAZ неплохо.
Я только что прилетел в Казань и целенаправленно пришел на The RIG — послушать и, возможно, слегка потанцевать. Хочется посетить все площадки, особенно [попасть на] кавказских и зарубежных ребят. Может быть, [схожу на] «Порез на собаке», но их музыка слишком не подходит для антуража сейчас. Очень хорошо все вокруг, чтобы слушать «Порез на собаке» (смеется, — прим. Enter).
У меня было мало времени на подготовку, я послушал плейлист AWAZ на Spotify и мне почти все не понравилось. Потом на «Родном звуке» что-то понравилось текстово, на уровне описания. Так что планирую ходить, цепляться за друзей и ощущения. Немножко отдохну, потанцую и чуть-чуть проветрю голову. Ожиданий скорее нет: хочу получить удовольствие от процесса.
Классно, что выступают неизвестные группы и на них приехали люди. [Офигенно] деконструировать москвоцентричность — сначала визуально, а потом и в сознании. Единичным событием ничего не изменить, но для многих AWAZ станет пропуском в понимание, что Казань — абсолютно столичный город по духу, количеству талантливых творческих людей и местных баров-ресторанов, за которыми тоже часто едут. Уже несколько знакомых, которые здесь впервые, отмечают, что Казань — [отпад]!
Было предсказуемо встретить в Казани многокультурность, хоть я тут и в первый раз. В городе много уникальных мест, интересных заведений, открытых, как я понимаю, местными. Для человека из Москвы такое удивительно. На фестивале я успела оценить площадку в «Соли» — локация была выбрана очень мудро. В общем я приехала послушать Super Besse и постпанк, а из татарской музыки слушала только «АИГЕЛ», но собираюсь сходить на местных исполнителей.
Сложно прогнозировать, как локальная культура будет вести себя дальше, но в условиях карантина вспышка интереса после фестиваля ожидаема. Он позволил москвичам и питерцам, привыкшим к глобализации, переосмыслить культуру России и, наверное, снести стереотипы о том, что в регионах менее интересно и «престижно», чем в «больших столицах» и за рубежом.
Я с большой компанией друзей купил билеты [на AWAZ] еще в феврале или марте. Программа фестиваля стопроцентно сбалансирована: я слушаю, что знаю, но потом случайно попадаю на незнакомые группы и они вызывают интерес. AWAZ — показатель того, что в России сейчас складывается [музыкальная] индустрия и у небольших местных групп [появляются] возможности стать известными. На открытии играл «Черный государь» — я вообще ничего не слышал о них прежде, но мне очень понравилось.
У меня сложилось впечатление, что [на AWAZ] приехало много людей [из других городов], а [посетителей] из Казани небольшой процент, но это окей. На Flow в Хельсинки, например, многие приезжают из других городов и стран, тут то же самое. Стопроцентно организаторы устроили фестиваль в Казани из-за близости к Москве. Думаю, потенциально можно двинуться еще дальше, хотя здесь очень специфическая музыка. Не хочется говорить «андеграундная», потому что это слово ничего не значит, но выступает определенный срез музыкантов, пока не известных по всей стране.
Я помню, как пять-десять лет назад люди слушали гораздо меньше локальной музыки, а фестивалей было гораздо меньше. [Их объем] вполне реально может расти. Хочется верить, что AWAZ — точка сбора не только меломанов. Событие точно нужно всем: и музыкантам, и слушателям — как важный элемент жизни в городе.
Мне интересна музыка в целом — в основном, техно, электронная, инди-рок. Фестиваль радует разнообразием, на нем есть что послушать. AWAZ — мое первое событие подобного формата, открывшее много новых имен.
Благодаря AWAZ в городе создалось ощущение праздника. [Я увидела] очень много гостей и красивых людей, во время фестиваля все стали как будто более открытыми, добрыми, отзывчивыми. Я слышала много положительных отзывов о городе от московских ребят и думаю, они приедут домой и расскажут друзьям о классной Казани. Может, после этого [у нас] будет больше крутых мероприятий.
Фото: Павел Жуков
все материалы