Рабочий процесс: Как устроена творческая лаборатория «Угол»


О появлении творческой лаборатории, развитии драматургии, витых кованых люстрах и пластиковых стульях.

В рубрике «Рабочий процесс» мы рассказываем о том, как устроена жизнь самобытных казанских заведений и интересных площадок. Enter встретился с Инной Ярковой, одним из основателей фонда «Живой город» и творческой лаборатории «Угол». Мы расспросили ее о том, как формируется программа, и как экспериментальной площадке удалось всего за год стать одной из самых посещаемых в городе.


Цифры
Количество залов: 1
Количество мест: от 60 до 100
Количество сотрудников: 5 (считая основателей фонда «Живой город»)
Год открытия: 2015
Площадь: 200 кв.м.

img_5968-1

История творческой лаборатории

Свой «Угол» у казанских деятелей современного искусства появился совсем недавно, весной 2015 года. А сама история началась чуть раньше — в 2014 году, когда в Казани появился фонд «Живой город». Тогда всему виной стало кино. Инна Яркова с Дианой Сафаровой захотели провести ретроспективу фильмов Александра Сокурова. Поскольку у них не было никаких организационных навыков, они начали искать себе команду и познакомились с директором Свияжского музея-заповедника Артемом Силкиным. После успеха ретроспективы стало ясно, что результат их совместных усилий может оказаться очень полезным для города. Тогда и появилась идея создать фонд поддержки современного искусства «Живой город».

Тут надо понимать, что это не три олигарха, которые вложили миллионы в «Траст Рокфеллера». Просто современное законодательство требует, чтобы подобные крупные затеи осуществляли не отдельные люди, а юридические лица. А чтобы претендовать на какую-то поддержку от государства (а они периодически к нему обращаются), организация должна быть некоммерческой. То есть цели ее должны быть направлены не на зарабатывание денег, а на реализацию социальных функций. Поэтому у фонда есть отчетность, бухгалтерия, счета в банке. И любые партнеры могут проверить, на что потрачена каждая копейка.

В первый год существования фонда у его театральных проектов не было своей площадки. И только когда в 2015 году в Казани открылась креативная резиденция «Штаб», «Живой город» нашел там свой «Угол».

Как устроен «Угол»

Помещение театральной лаборатории находится на первом этаже резиденции. Оно изолированно ото всех, а дизайн совсем не похож на воздушные апартаменты соседей по «Штабу». Это позволяет никому не мешать, поскольку театральные и кино-мероприятия всегда связаны с озвучкой, шумом и фонограммой. Изначально это было огромное пространство площадью 200 кв.м., которое потом поделили на три комнаты.

Сначала вы попадаете во входную зону — холл, где расположен гардероб и где можно посидеть на удобных пуфиках, попить кофе, пообщаться и обсудить что угодно. Гостей встречают администраторы, в крови у которых явно превышена предельная концентрация харизмы и обаяния. Они приветствуют каждого, как близкого родственника, и подробно отвечают на все вопросы.

Дальше идет основной зал, он самый большой из трех (площадь 90 кв.м.). В нем происходят все события: лектории, спектакли, кинопоказы, читки, форумы, мастер-классы. Пространство абсолютно мобильно: сцена трансформируется, то превращаясь в кинотеатр, то сливаясь со зрителями. Иногда стулья просто стоят рядами, иногда их выстраивают амфитеатром. Для этого в лаборатории есть специальные станки для зрительного зала — металлические конструкции с дощатыми перекрытиями, которые позволяют создавать любую сцену.

Если пройти основной зал насквозь, упрешься в большую железную дверь. За ней спрятано третье помещение. Оно одновременно служит и гримеркой для артистов, и репетиционной, и складом для декораций, и местом хранения звукового и кинооборудования, и комнатой отдыха.

Дизайн везде один — стандартный blackbox: черные стены, деревянный пол, мобильные стулья. Не без «фишек», конечно: за красоту отвечают витая кованая люстра, сделанная по спецзаказу, а ещё пара зеркал в тяжёлых ажурных рамах. Но вообще, интерьер там меняется постоянно. Иногда под потолком висят декорации будущих спектаклей, иногда в холле стоят декорации спектаклей уже прошедших. Это могут быть как изящные венские стулья, так и непонятные пластиковые конструкции.

Ещё у «Угла» сразу два задних двора. Через первый в лабораторию удобно добираться с улицы Парижской Коммуны (особенно когда приходится объезжать пробки). А во втором иногда проходят показы эскизов спектаклей в лабораторном формате.

График работы

«Угол» работает каждый день. В 10 утра туда приходит администратор и находится в лаборатории «до победного». Иногда мероприятия заканчиваются в 21.00, иногда в 22.00, иногда позже. Но администраторы не уходят, пока в «Углу» есть хоть один человек. В течение дня туда все время заглядывают зрители: кто-то хочет познакомиться с площадкой, кому-то нужно купить билеты — работа идет постоянно.

С утра в лаборатории начинаются репетиции, график которых составлен на полгода вперед. Все резиденты, которые что-то делают, могут вписать в расписание свое время и приходить туда на подготовку спектаклей.

Вечером происходят сами показы, читки или лектории. Декорации обычно монтируют непосредственно в день спектакля. Тогда работают все, без исключения: и администраторы, и сами артисты, и студенты театральных ВУЗов, которых вызывают на подмогу.

Как формируется программа

Программа формируется исходя из целей лаборатории. Это может быть поддержка местных актеров, режиссеров и драматургов, создание продукта, которого еще нет в Казани, но который отражает суть современного искусства, либо же образовательные проекты, в который хочется завлечь зрителя.

Поэтому любая идея, которая соответствует этим задачам, горячо приветствуется. Это может быть задумка необычного спектакля или перспектива поработать с интересным режиссером — вообще что угодно. Тогда Инна Яркова, Диана Сафарова и Артем Силкин собираются вместе и думают, как воплотить эту идею в жизнь. Никакого единовластия нет, и когда возникают споры, все решается большинством. А дальше начинается работа: идею разделяют на этапы реализации и, собственно, реализуют.

В большинстве своем, программа формируется на основе личных связей. Создатели лаборатории знакомятся на фестивалях современного искусства с режиссерами, у них возникает желание поработать вместе, которое потом выливается в сотрудничество на территории «Угла». Примерно так в лаборатории состоялась всероссийская премьера спектакля Дмитрия Волкострелова «Карина и Дрон». После успешных гастролей «театра.post» в Казани, режиссер решил воплотить именно здесь задумку, которую не смог бы реализовать ни в одном из репертуарных театров России.
Всего за этот год в Казани побывали независимые театры из Петербурга, Ижевска, Уфы, Москвы, а также мим из Франции и режиссер из Швейцарии.

В «Углу» проходит очень много бесплатных образовательных проектов. Несмотря на то, что выгоднее было бы сдавать помещение в аренду, создатели фонда «Живой город» предпочитают заниматься развитием молодых казанских режиссеров и драматургов. И это дает свои плоды. Например, все узнали о Регине Саттаровой, которая за этот год выпустила уже несколько премьер, часть из которых вошли в репертуар творческой резиденции.

«Угол» задумывался не как репертуарная, а как проектная площадка. Однако, театральный дух в нем все равно проснулся и дал о себе знать. Поэтому с этого года у него появился свой репертуар, в котором будут спектакли «Карина и Дрон» Дмитрия Волкострелова, «Единственный берег» Романа Феодори, «Мы дети сети» и «Минус 30» Регины Саттаровой, пластический спектакль Александры Ельчаниновой и спектакль Радиона Букаева по татарской сказке.

О конкуренции

Конкурентов, как таковых, у «Угла» в Казани нет. Все, кто занимается современным искусством в нашем городе, работают друг на друга и создают одну большую продуктивную среду общения. Зрители кочуют из «Смены» в «Угол», а оттуда в «Театр.Акт». И чем больше будет таких площадок, тем лучше.

Конфликтов с академическими театрами у лаборатории тоже не возникает. Скорее, наоборот: артисты ТЮЗа и театра им. Г.Камала регулярно поставляют актеров для новых экспериментов. Взаимодействие получается очень продуктивное.

img_6040-1

О публике

«Угол» существует за счет частных пожертвований, поскольку не ставит себе цели создать продукт, который будет продаваться «на ура». Это история не то, что некоммерческая — пока это даже не вопрос самоокупаемости. Речь идет о лабораторных, сложных для восприятия вещах и знакомстве зрителя с альтернативными формами театра. Тем не менее, за этот год в резиденции появилась своя публика, которая постоянно приходит и на спектакли, и на лекции, и на кинопоказы.

Если прошлым летом на премьерах в «Углу» сидело от силы человек десять, сейчас на некоторые спектакли просто не попасть. Например, на «Есенина» людей приходилось выносить из зала, потому что было нечем дышать, а самые отчаянные бились даже за стоячие места.
Такая публика сформировалась благодаря грамотной работе в соцсетях и, конечно, «сарафанному радио». А дальше уже одно за другим: пришел на лекцию — узнал про спектакль — и вот уже бронируешь билет на кинопоказ. Причем, если раньше основной костяк составляли ребята 17-22 лет, то теперь там все больше и больше взрослых людей.


Где находится:

Адрес: ул. Парижской Коммуны, 25/39
Телефон: +7 (917) 245-44-97
График работы:
Ежедневно, с 10.00 до 22.00
vk.com/ugol_kazan

Текст: Ольга Гоголадзе
Фото: Анастасия Шаронова

Смотреть
все материалы