«Сияние». 15 м², которые объединяют всех фанатов винила в Казани
«Сияние» — это проект, который начался с 300 пластинок из личной коллекции основателя, и всего за два года перерос в магазин с двумя тысячами наименований, постоянными клиентами и статусом must-see для всех меломанов города.
Enter совместно с «Мастерами России» раскрыл историю проекта, узнал, что слушают жители Казани, и попытался разобраться, почему в цифровую эпоху так популярен винил.
Партнерский материал
«Сияние» в цифрах
2017
год открытия магазина
100 тыс. ₽
вложения на первом этапе
300
начальное количество пластинок магазина
2 000
нынешнее количество наименований пластинок
200 тыс. ₽
среднемесячный
оборот
1 тыс. ₽
средняя стоимость пластинки
15 м²
площадь магазина
2
человека — состав штатной команды
Поиск соседа и первоначальное сомнение в виниловой затее
Идея открытия магазина пластинок возникла в 2017 году, когда книжный «Смены» переехал на первый этаж здания на Бурхана Шахиди, где раньше располагалась автомойка. Когда наметился переезд, сотрудники «Смены» начали думать о дополнительных площадках, которые можно разместить на этаже. Кофейня была закономерным дополнением, но, казалось, нужно что-то, что будет гармонично сосуществовать с книжной лавкой. Именно тогда Кирилл Маевский, арт-директор «Смены», высказал идею о магазине для коллекционеров винила.
«Честно говоря, я тогда в эту идею совсем не поверил», — говорит Игорь Шемякин, нынешний владелец магазина «Сияние», участник музыкальных проектов «Е**шки-Воробушки», YANA и Harajiev Smokes Virginia. «На тот момент я работал в книжном магазине и трудился в “Смене”, где до сих пор занимаюсь проектом “Смена Дети”. Когда впервые зашла речь о виниле, я не рассматривал этот вариант, потому как подумал, что в Казани нет аудитории. Я не раз бывал в музыкальных магазинах за рубежом и они меня действительно впечатляли, но сам пластинки не коллекционировал», — вспоминает Игорь.
Тогда, в марте 2017-го на это предложение с радостью откликнулся Булат Ибятов, основатель лейбла под названием «Сияние». Он издавал независимых русских артистов на кассетах и готовил первые релизы на виниле. В итоге магазин решили назвать точно так же, как и лейбл. Вложения на первом этапе составили порядка 100 тысяч рублей: они ушли на проигрыватель, материалы для мебели, которая собиралась самостоятельно при помощи отцов и друзей, а также Булат пустил в магазин всю собственную коллекцию пластинок — около 300 штук.
«Я подключился на моменте рекламы и в целом думал, как все может быть устроено», — поясняет Игорь. «На первом этапе нам очень помогал парень по имени Владимир Крутяков. В таком режиме мы просуществовали четыре месяца, а потом Булат переехал в Москву. И так вышло, что я остался за главного. Затем был довольно долгий период, когда мы не могли понять, кто все-таки занимается магазином, кому он вообще принадлежит. Булат тогда работал дистанционно, а в таком режиме невозможно следить за ассортиментом, делать заказы и понимать потребности клиентов. Поэтому мы решили, что я просто выкуплю у него проект».
В момент передачи документов Игорю магазин «Сияние» перестал иметь отношение к одноименному лейблу, которым по-прежнему занимается Булат Ибятов. «Когда Булат уходил из магазина, мы обсуждали вопрос названия. На тот момент прошло лишь полгода работы, поэтому теоретически можно было поменять его без особых последствий, но мы решили оставить: мне оно нравилось и Булат был не против».
После своеобразной смены руководства понадобились дополнительные вложения: Игорь докупил мебель, вместе с дизайнером Тимофеем Зверко построил новый шкаф для пластинок и заказал дополнительную технику. В целом магазин удалось окупить только сейчас, спустя полтора-два года после открытия. На сегодняшний день среднемесячный оборот «Сияния» составляет около 200 тысяч рублей, а команда состоит из двух человек: самого Игоря, помощника Николая Ромашина.
Три типа покупателей и магия винила
Основную аудиторию магазина можно разделить примерно на три равные группы. Во-первых, это люди старшего поколения, для которых винил — это особая ностальгия. Во времена их молодости, ценник на пластинки популярных зарубежных артистов был выше среднестатистической зарплаты инженера, отчего их было просто невозможно приобрести. Такие покупатели часто спрашивают «оригиналы» (записи с 50-х по 90-е, — прим. Enter). «Но есть и те, кто предпочитает современные переиздания, понимая, что «оригиналы» уже не достать или они стоят бешеных денег. К примеру, первое английское издание альбома Pink Floyd «The Dark Side of the Moon» может стоить 20-25 тысяч рублей, причем, понятное дело, он будет не идеального качества, так как пластинка, как и любая вещь, подвержена различным физическим влияниям. А за 25 евро можно купить себе новое сертифицированное издание», — объясняет владелец.
Вторая группа — молодежь в возрасте 25-30, которая покупает исполнителей своих школьных лет, вроде Radiohead, Nirvana или The Prodigy. Это тоже своеобразная ностальгия нового поколения. Третья группа — совсем молодые ребята, приходящие за свежими альбомами исполнителей вроде Lil Peep, Lil Pump и Kendrick Lamar.
«Если говорить о последней категории, то сложно назвать какие-либо объективные причины популярности среди них винила. Возможно, это тяга к коллекционированию, желание притормозить момент и по-настоящему «обладать» музыкой, а не слушать ее в стриминг-режиме по 30 секунд. А если подойти к этому немного лирически, то, наверное, это некая магия. Далеко не все понимают, как устроена пластинка: какой-то кусочек пластмассы невероятным образом рождает музыку… А еще это целый ритуал: прийти домой, достать пластинку из красивого конверта, рассмотреть все детали оформления (которые не увидеть ни на компакт-диске, ни на экране смартфона) и окунуться в теплый и приятный звук.
Последний, конечно, сильно зависит от используемой аппаратуры, но звук винила в любом случае будет отличаться от mp3. Об этом постоянно ведутся дискуссии, многие аудиофилы спорят друг с другом, одни утверждают, что это глупая трата денег и дань моде, ведь сейчас все есть в интернете, оцифрованное и в отличном качестве. Но факт остается фактом: на пластинке звук другой. Лучше он или хуже — вопрос вкуса», — объясняет Игорь, добавляя: «Может быть не все на это обращают внимание, но из-за специфики своей работы я постоянно замечаю, что в трех современных фильмах и сериалах из пяти в кадрах появляется проигрыватель пластинок. Я зациклен на этом! Это лишнее доказательство того, что винил сегодня воспринимается как неотъемлемый элемент поп-культуры».
Самые популярные группы, «Ла-Ла Ленд» и Олег ЛСП
Каждый месяц в коллекции «Сияния» появляется около 200 и более пластинок — примерно столько же и продается. Самая дорогая на сегодняшний день стоит 4 000 рублей — альбом шотландской группы Cocteau Twins. Самые дешевые принадлежат заводу «Мелодия» и обойдутся всего в 50 рублей.
Если говорить о жанрах и конкретных группах, то наиболее популярный среди казанцев жанр — классический рок. Альбом Pink Floyd «The Dark Side of the Moon» — самый реализуемый за двухлетнюю историю магазина. Также стабильно берут «Кино», The Beatles, Майкла Джексона. «Разумеется, на спрос сильно влияют новости и новинки кинопроката: например после выхода фильма “Богемская рапсодия” мы продали около 20 пластинок группы Queen, хотя до этого их не так часто брали», — рассказывает сотрудник магазина.
Из нового особенно популярны саундтреки к «Ла-Ла Ленду» и альбом «One More Light» Linkin Park. Если рассматривать хип-хоп, то предпочтение отдают в основном старой школе: Wu-Tang Clan, Cypress Hill, Public Enemy, Run-D.M.C.
Отдельной строчкой идут продажи казанских групп и исполнителей — их покупают достаточно часто, особенно гости города. Это было заметно во время чемпионата мира по футболу: в период мундиаля в «Сиянии» успели побывать болельщики из Бразилии, Франции, Голландии, Великобритании и других стран. Все они спрашивали что-нибудь местное: русское, казанское или татарское. «Разумеется, они даже не смотрят в сторону Pink Floyd, потому что они есть в любом магазине мира, а такие редкие штуки — нет», — поясняет Игорь.
В «Сияние» периодически заглядывают известные музыканты, приехавшие в Казань в рамках своего тура или диджей-сета. Так, недавно в магазине побывали Summer Of Haze и Олег ЛСП со своей командой. «А однажды к нам заходил мэр Казани, Ильсур Метшин — оказалось, у него довольно большая коллекция пластинок», — вспоминают сотрудники.
Трудности в работе, сотрудничество с лейблами и закупка винила у населения
«Если говорить о трудностях, то это, конечно, бюрократия — очень сложно разобраться во всех бумажках, которых становится только больше. Второй непростой момент — это поиск пластинок. Большую роль здесь играет удача. Это целое приключение: нужно действовать быстро, чтобы постоянно обновлять коллекцию и находить настоящие жемчужины», — объясняет Игорь.
Новые экземпляры закупаются в основном напрямую у лейблов: больших или независимых. Таких как «Сияние» Булата Ибятова, ZBS Records, Spasibo Records, Paranoid Records, ARMA и «ГОСТ Звук», издательства «Выргород».
Со старыми пластинками всегда разная история: иногда основатели обмениваются ими с другими магазинами. Где-то что-то могло залежаться, и это можно поменять на собственные нереализованные наименования. Примерно два-три раза в неделю жители Казани сами приносят свои коллекции. Сотрудники «Сияния» оценивают их по факторам редкости, востребованности и состояния и в случае, если все три фактора совпадают, покупают их. Некоторые берутся в реализацию с небольшой наценкой из закромов казанских коллекционеров и диджеев, так как у каждого профессионала всегда есть большая коробка с пластинками. А есть такие редкие наименования, которые привозит сам Игорь из путешествий.
Частично партии закупаются на маркет-плейсе Discogs — самом крупном портале для любителей и коллекционеров винила. Для многих магазинов эта площадка также служит инструментом регулирования ценообразования. «Там можно найти нужное издание, выбрать год и посмотреть, за сколько в среднем продают определенную пластинку. Пока мы пользуемся этим сервисом только для заказа и установки цен, но в скором будущем планируем зарегистрировать там свой магазин», — делится Игорь.
Кроме пластинок в «Сиянии» представлены компакт-диски и кассеты, которые в большинстве своем принадлежат отечественным независимым музыкантам. Это не основной продукт, но их довольно активно покупают молодые люди. Во-первых, они дешевые, так как их легко производить, во-вторых — это возможность поддержать любимого артиста. К слову о поддержке: в «Сиянии» также можно купить футболки, свитшоты и шоперы казанских дизайнеров — бренда «Сухая река», Сони Лигостаевой и художника Дамира Бозика.
Соседство с книжным, Open Space Market и выступления в барах
По словам сотрудников «Сияния», их работу очень упрощает соседство с книжным магазином. Начиная с того, что сотрудники могут периодически друг друга подменять, заканчивая тем, что за счет нескольких арендосъемщиков, цена помещения выходит ниже средней по городу.
«В целом я знаком с ассортиментом книг и могу что-то подсказать клиенту в случае, если ребята ушли на обед. Кроме этого мы пытаемся запараллелить некоторые штуки: например, у меня много пластинок Дэвида Боуи — ребята заказывают его комикс-биографию. Так, у наших гостей появляется возможность лучше изучить творчество музыканта», — поясняет Игорь.
Помимо взаимопомощи, у «Сияния» есть такая негласная задача, как ответственность за музыку во всем помещении книжного. По словам Николая Ромашина, помощника Игоря, это тоже очень важный момент: «Музыкой в какой-то степени можно контролировать поведение людей. Днем я обычно ставлю что-то спокойное, например, легкий джаз. А под вечер, когда тут мало посетителей, можно уже экспериментировать и ставить что-то необычное».
Команда магазина выезжает на городские мероприятия, например, Arenaland, Open Space Market, на ярмарки, которые устраивают различные промо-сообщества или коллекционеры вроде Сергея Насекина. Игорь признается, что продажами на таких мероприятиях похвастаться сложно, но это лишний повод дать визитку заинтересовавшемуся человеку и тем самым прорекламировать себя.
Кроме прочего состав «Сияния» периодически выступает в барах, а иногда ставят диджейскую стойку и играют прямо на первом этаже «Смены». «Собственно, мы так и стартовали — на открытие сделали вечеринку в баре “Соль”. Она называлась «После панка». Играли мы сами — я, Булат Ибятов, Кирилл Маевский и Феликс Сандалов. После этого мы любим периодически так выступать — просто со своими любительскими сетами. Мы не профессиональные диджеи, но у каждого из нас есть своя коллекция, и мы любим делиться той музыкой, что нравится нам», — признается Игорь.
Виниловое комьюнити и планы на будущее
«Если говорить о конкуренции в нашей сфере, то ее практически нет. В Казани есть еще два магазина: на Островского и Московской, где продается в большей степени старый винил. В то время как у нас соотношение примерно 50 на 50. При этом между нами нет конкуренции: я всегда стараюсь советовать их, скажем, человеку из другого города, который зашел к нам и интересуется пластинками. Вообще, виниловые магазины — это история о комьюнити. Нам не хочется создавать какую-то искусственную конкуренцию. Мы наоборот за то, чтобы у нас в городе росло сообщество любителей пластинок, чтобы все делились друг с другом, менялись, заказывали, а движение становилось все больше и больше».
Вскоре музыкальное комьюнити Казани ждет важное событие — Record store day — международный день музыкального магазина. Его отмечают в апреле. «Мы стараемся придумать на этот день какую-то программу, скидки, презентации — уже начинаем строить планы на этот год. Плюс к этому времени случится небольшая трансформация нынешнего пространства и увеличение коллекции до 2,5 тысяч наименований», — подытоживает Игорь.
Материал подготовлен при поддержке
«Мастера России» — бесплатная образовательная платформа для молодых предпринимателей в сфере новой экономики. Проект поможет как тем, кто уже добился успеха, так и тем, кто только планирует начать свое дело.
Проект «Мастера России» реализуется фондом «Креативные практики» при поддержке компании «Газпром нефть» в рамках программы «Родные города».
Фото: Кирилл Михайлов
все материалы