Событийная экономика: Как мероприятия помогают развивать города Татарстана


2 ноября в РКИ «Штаб» прошла дискуссия «Событийная экономика: Зачем городам нужны фестивали и другие крупные мероприятия». Ее организовала редакция Enter в рамках дискуссионно-образовательной программы «Городские модераторы».

На событии эксперты обсудили, как культурные мероприятия связаны с развитием сообществ, что делать, чтобы туристы приезжали в Казань на фестивали и как измерить их воздействие на экономику города. Публикуем основные тезисы дискуссии и рассказываем, почему в городе до сих пор нет авторского фестиваля-бренда и каких мероприятий не хватает жителям.


Слева направо: Рашид Османов, Айгуль Латыпова, Мария Крюкова, Роман Гузеев, Стася Шибанова

Как события помогают городским сообществам

За последние годы в Казани возросло количество мероприятий. Сейчас их настолько много, что горожане не успевают посещать все и становятся более избирательными. Значительный вклад в индустрию вносит Дирекция парков и скверов, которая появилась в 2017 году. Ее команда работает над организацией мероприятий в общественных пространствах, и прежде всего они направлены на развитие города.

Важно, что в процесс создания мероприятий постоянно включаются городские сообщества. Например, клуб моржей в Дербышках совместно с Дирекцией открывает сезон зимнего плавания, а беговое сообщество «Мотор» в Авиастроительном районе проводит еженедельные тренировки. Тесно Дирекция взаимодействует с подростковым сообществом бульвара «Белые цветы» и экологическим движением в Горкинско-Ометьевском лесу, устраивая для них специальные события.

Айгуль Латыпова

директор Дирекции парков и скверов

Мы не делаем массовые мероприятия и не ставим перед собой задачу заработать на горожанах или туристах. Мы хотим открывать новые имена, чтобы были задействованы артисты, которые работают не на широкую публику.

В зону ответственности Дирекции входят 30 городских пространств, в каждом из которых у нас проходят мероприятия. Иногда одновременно в нескольких местах.

Ежегодно Дирекция готовит большую новогоднюю программу — проводит концерты, театральные представления, подвижные игры. По статистике их посещают более полумиллиона человек. В этом году конкретных планов на празднование Нового года в республике нет, но Дирекция уже с сентября работает над программой. Сейчас команда ждет финального решения властей республики и мэрии Казани, но отменять новогодние праздники в городе не будут.

Мария Крюкова

директор экстрим-парка «УРАМ»

Не понимаю, как можно лишать детей праздничной радости — я сама становлюсь ребенком, когда наступают предновогодние дни, продолжаю ждать подарков от Деда Мороза. Я косвенно связана с новогодними праздниками, в том числе с республиканской елкой, и знаю, какие дети ее посещают. Чаще всего это ребята из неблагополучных семей, и для них попасть на такое мероприятие — единственная возможность поверить в чудо.

Почему в Казани нет мероприятий, куда бы приезжала вся страна

Каждый год в Казани проходит несколько крупных событий с большим охватом, которые рассчитаны не столько на работу с горожанами, сколько на увеличение привлекательности самого города — в том числе туристической. Фокус их внимания значительно выходит за рамки региона. Так, с 2015 года проводится масштабный Казанский марафон, куда съезжаются десятки тысяч профессиональных и непрофессиональных бегунов из более 20 стран мира. Другой хороший пример — фестиваль COMBOnation, который вырос из локального мероприятия в крупнейший в России турнир и собирает лучших артистов со всего мира уже 14 лет.

«УРАМ» в свое время тоже создавался как аккумулятор событий, связанных с экстремальными видами спорта. После строительства парка его команда снова вернулась к организации мероприятий и теперь проводит несколько десятков соревнований, мастер-классов, лекций и фестивалей в год.

Есть и те события, которые параллельно помогают раскрыть город с другой стороны. В 2020 году в Казани прошел фестиваль AWAZ, благодаря которому в Казани открылись новые пространства: горожане и туристы с одной стороны, смогли познакомиться с артистами, а с другой — смогли исследовать Казань. Такая же функция есть у международного фестиваля медиаискусства NUR. В этом году он охватил 14 локаций, и несколько из них заработали впервые.

Рашид Османов

основатель и куратор Международного фестиваля медиаискусства NUR

NUR — это узкоспециализированный фестиваль, и мы находимся только на старте. Но у нас уже есть определенные точки роста: так, в прошлом году фестиваль по рамкам посетили 12 000 человек, а в этом уже 72 000. Второй фестиваль собрал артистов из 26 городов России — это были топовые имена в креативной индустрии.

В организации фестиваля нам помогали городские институции. Предоставляя в пользование подземную часть улицы Баумана, город пошел на риск, и я не представляю, возможно ли такое же доверие к организаторам в других городах и странах.

При прочих вводных в Казани до сих пор нет громких событий, ради которых съезжалась бы буквально вся страна и которые могли бы стать брендом-синонимом Казани. В нулевые флагманским ивентом был фестиваль «Сотворение мира» — и его до сих пор ассоциируют с городом, — но пока аналогичных кейсов нет. Дело в том, что довольно долго бренд города формировали по большей части крупнейшие спортивные соревнования, как Универсиада и Чемпионат мира по футболу, и это в какой-то степени затормозило развитие и масштабирование других ивентов.

Владимир Шавгулидзе

основатель продюсерского центра ShowMakers group, сооснователь компании LOTUS Booking

На мой взгляд, мероприятий в городе хватает. Вопрос только в том, как сделать из них нечто большее. Я не знаю ни одного другого города, где был бы настолько широкий выбор локаций. Высоких результатов можно достичь, если организаторы станут больше работать над рекламным продвижением, взаимодействовать с людьми из бизнеса. На мой взгляд, качественный фестиваль из года в год должна делать одна и та же команда, которая учится на своих ошибках. Это привлекательно и для бизнеса, и для посетителей.

Нужно помнить, что фестиваль — это бренд и его ценность, которая транслируется годами. Пока что в городе проходит много именно однодневных мероприятий. На них привозят артистов, которые нравятся узкой аудитории, но если нужна массовость, нужно приглашать массового артиста.

Как рассчитать вклад событий в экономику

Провести авторское событие только на личные деньги — утопическая задача, поэтому у организаторов всегда есть задача привлечь инвестиции. В любом случае, начинать нужно с собственных вложений, но всегда есть возможность получить грантовую поддержку или финансирование со стороны государства или бизнеса. Когда организаторы приходят за ней, то перед ними часто встает вопрос, как объяснить администрации и корпорациям, почему именно они должны вложить свои деньги и что им за это будет.

Все спикеры дискуссии сошлись во мнении, что прицельного инструмента для точного рассчета выгоды просто не существует, потому что измеримые и неизмеримые показатели успешности события работают вкупе. Большинство мероприятий — это инвестирование с возвратом средств в длительной перспективе. Вклад в него окупится только со временем, и вряд ли даже в течение года.

Роман Гузеев

управляющий партнер агентства Imagine Group

Каждый из нас голосует рублем. Средняя стоимость гостиничного номера в Казани — 4600 рублей. При этом человек дополнительно тратит деньги на еду и сувениры. В связи с этим возникает вопрос: какое событие должно проходить в городе, чтобы гость захотел потратить крупную сумму за выходные? Как минимум, организатором определенно нужно составить интересный лайнап, устроить качественный прогрев аудитории и сформулировать уникальный посыл, который подчеркнет непохожесть на другие мероприятия.

За счет событий повышается инвестиционная привлекательность городов в целом. Яркий пример тому — Иннополис, который активно работает над событийной программой. Первые годы он был недостаточно населен, но мероприятия сыграли ему на руку. За счет образовательных программ, фестивалей и масштабного Дня города, на который съезжались в том числе тысячи жителей Казани, Иннополис стал более узнаваемым и начал ассоциироваться с постоянным развитием. 

Стася Шибанова

ведущий специалист по связям с общественностью АНО «Фонд развития города Иннополис»

Для Иннополиса как для города, который появился в чистом поле, мероприятия — это не просто интертеймент, а возможный инструмент для формирования культуры. Они создают впечатления и эмоциональную привязанность к месту. Люди не просто приезжают, а остаются, чтобы жить, работать и платить налоги. Местный бизнес растет, и вместе с ним растет город. Недавно Иннополису исполнилось семь лет, и жилье в нем заполнено на 100%.

Чего не хватает для масштабирования ивентов

Чтобы аккумулировать все анонсы мероприятий, спикеры предложили создать единую площадку. Так уже делают в Москве на сайте «Московские сезоны» и в Нижнем Новгороде. По словам Марии Крюковой, анонсы помогут туристам вовремя узнавать о мероприятиях и быть в курсе того, на какие концерты, фестивали можно сходить. Площадка должна помочь как организаторам, так и людям, которые в перспективе пополнят городской и республиканский бюджет.

Владимир Шавгулидзе отметил, что на самом деле для работы с городскими событиями бизнесу достаточно научиться договариваться. Бывает, концерты артистов с похожей целевой аудиторией проходят в одно и то же время — это мешает собирать полные залы. Если между организаторами будет налажена коммуникация, многих проблем получится избежать.

Текст: Инзиля Шакирова
Фото: Кирилл Буздалов

Смотреть
все материалы