Советский, криминальный, новый: Как менялся российский двор


26 апреля редакция Enter и «Наш двор» провели дискуссию «Советский, криминальный, новый: Как менялся российский двор». Событие прошло в здании Присутственных мест Казанского Кремля в рамках программы «Городские модераторы».

На мероприятии урбанисты, архитекторы, дизайнеры и заинтересованные жители обсудили, как менялись дворы в советский период и лихие 1990-е и что с ними происходит сейчас. Рассказываем, как прошла дискуссия и делимся основными тезисами.


Слева направо: дизайнер и основатель бренда Yaratam Петр Сафиуллин, урбанист и создатель YouTube-канала yelbayev Андрей Елбаев, ведущий архитектор-градостроитель фонда «Институт развития городов Республики Татарстан» Вероника Ямилова, заместитель главного архитектора Казани Дарья Толовенкова.

История и культура: Чем отличались дворы разных периодов и как влияли на жителей

По словам спикеров, развитие городских построек делится ровно на те же этапы, что и сама история России начиная с XIX века — дома дореволюционного периода и послереволюционного. В первом временном отрезке, когда была частная собственность, люди в большинстве своем жили в доходных домах, а кварталы делились на мелкие участки, двора как институции фактически не существовало. Его появление связано с периодом 1920-1950-х годов, а конкретно с развитием советской периметральной застройкой. Именно тогда появились те самые дворы, которые мы можем наблюдать сейчас, и сформировалась граница между улицей и придомовыми пространствами.

Если говорить с культурной точки зрения, то двор являлся одним из немногочисленных форматов досуга за неимением альтернатив. Люди, живущие в соседних домах, были связаны более тесно — тогда семьи жили несколькими поколениями в квартире, и дружественные контакты с соседями буквально передавались по наследству. Можно сказать, формировалась некая «многосемейная диаспора», которая создавала уникальные условия на небольшой жилищной территории, и у каждой возрастной группы была своя социальная роль.

Далее следовало индустриальное домостроение — борьба с излишествами, строчная застройка и знакомые всем хрущевки. Пришли девятиэтажки, многоквартирные дома, одним словом, застройки становились все свободнее — наступили 1990-е, изменился подход к градостроительству, вернулась частная собственность, но мы еще пытались воссоздать на социальном уровне тот советский двор. И до сих пор существовало понимание «Мой двор, твой двор». А в нулевых пространства дворов стали больше — по сути дом стал частью одного большого парка.

Город и двор: Что представляет из себя двор на современном этапе и как он связан с городом

Все говорят о новой квартальной застройке, хотя на самом деле то, что сейчас происходит в сфере девелопмента — это ностальгия по тому самому советскому двору с естественными границами между улицами и приватным пространством. Грубо говоря, это искусственная попытка воссоздать историю. И у нее есть ряд проблем, к примеру, тотальное внедрение стандартизированных дворов на территории, которые устроены по другому принципу. Нельзя прийти во двор, где все общее, и поделить его на секции. Нужно учитывать особенности каждого пространства и период его постройки. Унификация может вызвать отторжение — достаточно сложно поставить границы на единой территории и не нарушить транзиты, которые там исторически сложились. А еще есть проблема содержания дворов, которое ложится на собственников, а многим это не нужно.

Андрей Елбаев

урбанист, создатель YouTube-канала yelbayev, преподаватель РАНХиГС

Парковые территории, которые находятся рядом с домами снижают потребность во дворах — происходит некий пространственный «каннибализм», при котором все жители стекаются в более оснащенное и привлекательное место. И это действительно так, не только из-за благоустройства, но и из-за расширенного числа социальных контактов — люди формируют популярность локации, а не наоборот. Важно учитывать географию пространства — в центре, возможно, не так важен двор из-за наличия альтернатив, а вот с периферией другая история. Там дворы необходимы, поскольку инфраструктура «спальников» развита намного хуже и там не так много форматов досуга.

По мнению заместителя главного архитектора Казани Дарьи Толовенковой, у людей никуда не делась потребность в создании собственного приватного пространства даже с учетом новых ЖК, парков и бульваров. Двор — это, в первую очередь, не транзитное и безопасное пространство, в котором мы чувствуем себя более свободно. Нужно работать со всеми дворовыми сообществами, чтобы собрать полноценную картину о комфортном пространстве для всех — и сложность в поиске баланса, при котором все жители довольны придворовой территорией.

«Наш двор» как раз для этого и существует — команда собирает негативные и позитивные отзывы о придомовых территориях и на их основании формирует комплекс мер по благоустройству. Никакая общественная программа не может существовать без поддержки населения города, особенно «Наш двор», потому что именно жители понимают «харизму» территории, ее особенности и свои потребности — нельзя прийти в каждый двор и бездумно наставить там детские площадки и насыпать песок.

Вероника Ямилова

ведущий архитектор-градостроитель фонда «Институт развития городов Республики Татарстан»

Есть четкое понимание, что прежде чем заниматься улицами, нужно понять, какие точки притяжения в виде дворов связывать. Мы подходим ближе к месту жительства людей — это сложно, поскольку ты фактически приходишь к человеку в гости и говоришь, что его дом нуждается в доработке. Но наша программа помогает сделать реальный «полевой» срез по потребностям людей. Мы сначала разговариваем с жителями, модерируем повестку и помогаем людям договориться, а потом делаем.

К тому же мы не оставляем дворы на попечение жителей — построили и ушли. Мы работаем с придомовыми управляющими организациями и совместно с ними разрабатываем подходы к тому, как содержать обновленные дворы. Проводим лекции и мастер-классы.

Красота и комфорт: Как двор влияет на эстетику и что могут сделать жители для улучшения пространства самостоятельно

Основатель бренда Yaratam Петр Сафиуллин считает, что придомовые пространства действительно оказывают влияние на формирование эстетического видения у человека, но только на уровне насмотренности — глубокого эстетичексого воспитания двор дать не может, это более сложный процесс и зависит от ряда факторов. На примере собственного двора дизайнер рассказывает о том, что у него всегда была жажда прекрасного — потребность в четком визуальном контенте и рефлексии на тему, как менять ту серую реальность, которая его преследовала. По мнению Петра, российским дворам не хватает каких-то не утилитарных вещей — нужен паблик-арт, который может вырвать тебя из контекста многоэтажек.

Дворы должны быть связаны не только с базовыми потребностями, но и с воспитанием чувства прекрасного. И в этом помогают сами жильцы — ведь условные лебеди из шин это лишь попытка самоидентификации личного пространства. Но чтобы она вышла на уровень эстетики в классическом понимании, необходим диалог между горожанами и администрацией — инициатива от первых и возможности для реализации от вторых.

«Даже если программа “Наш двор” не пришла на конкретную территорию, ее благоустройством жители могут заниматься самостоятельно — у нас скоро выйдет буклет горожанина, где мы будем рассказывать о посадке деревьев, в этом процессе есть определенные ограничения. В остальном, палисадники, цветы, парковочная разметка и разметка для игровых территорий — это простые вещи, благодаря которым жители могут улучшить свой двор. Очень классно заходят разные активности — от сбора батареек до свопов во дворе. Возможно, это кажется мелочью, но подобные мероприятия сильно сплачивают и формируют территорию безопасности», — делится Вероника Ямилова.

По итогу дискуссии гости пообщались со спикерами на тему соотношения парковок и пространств для досуга на территории двора. А еще задали актуальные вопросы, например, как найти грань между желаниями жителей и стандартами градостроительства, почему важно выстраивать коммуникацию с современными девелоперами и зачем продвигать идеи о личной ответственности граждан за свой двор.

Фото: Даниил Шведов

Смотреть
все материалы