Театр Камала переезжает. Каким может стать его новое здание?
В здании на улице Татарстан Театр Камала находится с 1986 года. За 35 лет оно износилось, сцены и технические помещения перестали соответствовать современным требованиям, а труппе стало мало места. В театре давно говорили о необходимости переезда, и чтобы определить облик будущего «сердца татарской культуры», в июле 2021 был объявлен Международный открытый конкурс на разработку концепции нового здания.
На первом этапе заявки на регистрацию подали 537 участников. В конкурсе приняли участие 87 компаний из 14 стран мира, и только восемь финалистов получили возможность защитить свои концепции. Жюри, в составе которого были общественные деятели, архитекторы, исследователи, главный режиссер и артисты Театра Камала, отдали первое место консорциуму под лидерством ООО «Ваухаус».
Enter изучил проектную документацию, взял комментарии у победителей и членов жюри и рассказывает, каким может стать новое здание театра к 2025 году.
Что известно о консорциуме?
Консорциум Wowhaus из Москвы, Kengo Kuma & Associates из Токио, Werner Sobek AG из Штутгарта и персональной творческой мастерской архитектора Германа Бакулина из Казани победил с отрывом всего в 0,7 балла. Что примечательно, Рустам Минниханов принял решение о строительстве нового здания после посещения «Электротеатра» в Москве, который проектировала компания-лидер. Узкое здание бывшего кинотеатра превратилось в современную театральную площадку, где можно использовать каждый уголок.
В Казани московское архитектурное бюро занималось реконструкцией парка «Черное Озеро». Тщательно проанализировав его состояние и изучив ценности горожан, архитекторы зонировали парк и сделали так, чтобы он вернул себе статус городского центра. Это благодаря ним в парке появились амфитеатры у воды, пергола, яркая детская площадка и удобные пешеходные тропы.
Отдельного внимания достойно бюро Кэнго Кумы. Громкие непохожие друг на друга проекты поставили его в ряд великих архитекторов мира. Здания Kengo Kuma & Associates создают ощущения легкости и прозрачности, их формы естественно вытекают из окружающей среды и образуют тесную связь с природой и сообществом местных жителями. В 2021 году Кума попал в список самых влиятельных людей по версии TIME — как считается, за работу над Японским национальным стадионом в Токио, где проходили Олимпийские игры-2020. В нем Кэнго Кума отстаивает идеал «теряющейся архитектуры» — замысловатой, но растворяющейся в окрестностях.
Основатель Werner Sobek AG получил известность благодаря зданиям, которые способны обеспечивать всей необходимой энергией сами себя. Бюро разработало проект строящейся Grand Tower в «Москва-Сити» — это здание может стать первым в России небоскребом, получившим сертификат LEED «Gold» (высшая оценка в системе сертификации зданий, относящихся к зеленому строительству, — прим. Enter). Еще Вернер Зобек спроектировал новаторский променад для Expo в Дубае, которая проходит до конца марта. При его создании использовался инновационный материал, разработанный в итальянской компании i-Mesh — так на свет появился первый навес, у которого в отходы превратились всего 3% первичного материала (по сравнению со стандартными 25%).
О том, что в состав консорциума войдет ПТМ казанского архитектора Германа Бакулина, стало известно в октябре 2021-го. Это было важным шагом, ведь Бакулин уже спроектировал в Казани много знаковых зданий, в числе которых Галерея современного искусства ГМИИ РТ, Высотный корпус швейной фабрики №3, получивший неформальное название Башня Бакулина, и что особенно ценно — нынешнее здания Театра Камала на улице Татарстан, 1.
Какая задача перед стояла перед архитекторами?
Важная миссия конкурса — бережная работа и переосмысление в архитектуре той части национальной культуры, которую хранит и транслирует труппа театра. «Значение театра сложно переоценить не только для Казани, но и для всего татарского мира. Именно поэтому президент Республики Татарстан Рустам Минниханов поставил задачу подойти к реализации проекта нового здания театра с максималистских позиций», — отметил мэр Казани Ильсур Метшин.
Кроме того, авторам концепции нужно было ответственно отнестись к проектированию Театра с большой буквы. Прежнее здание, как говорили артисты в интервью Enter, в чем-то было похоже на дворец культуры, и этим было неудобно. По словам директора театра Камала Ильфира Якупова, встречи с каждой компанией шли четыре месяца, во время которых им объясняли всю внутреннюю систему и много раз обращали внимание на детали.
Театр Камала как наследник и хранитель традиций татарского театрального искусства известен далеко за пределами татарского мира. На протяжении многих десятилетий он так же популярен и востребован русскоязычной аудиторией города Казани и других городов России, вызывает безусловный интерес представителей тюркоязычной цивилизации и любителей этнического искусства самых разных стран. Именно поэтому так важно, чтобы у театра появился новый современный дом.
Вообще, театральные здания с нуля в России строят редко, и в этом состоит еще один вызов. Обычно их реконструируют или достраивают, из-за чего работа застывает, но у Театра Камала есть все, чтобы продолжать ставить спектакли, пока новое здание находится на этапе строительства. Тот факт, что архитекторам можно было не придумывать, а создавать заново, дает возможность новому театру стать эталоном театральной архитектуры на постсоветском пространстве и встать в один ряд с последними знаковыми проектами во всем мире.
На защите Герман Бакулин отметил, что новый театр Камала может стать еще и отправной точкой для формирования единого культурного кластера в Казани, куда войдут театры Тинчурина, Кариева, «Экият», Филармония, КазГИК и старое здание Театра Камала. Помимо прочего новое здание должно аккуратно вплетаться в городскую ткань. Как и прежнее, оно будет расположено на берегу Кабана, но уже на пересечении улиц Назарбаева и Хади Такташ. Кабан особенно ценен для татарской культуры тем, что его берег занимает Старо-Татарская слобода, которая всегда была исторически важным «казанским» местом. Раньше этот район отражал Казань старую, а теперь — формирует новую.
За последние годы Казань прошла уникальную архитектурную трансформацию, которая сильно повлияла и на качество общественных пространств, и на повседневную жизнь горожан.
Сильная, открытая и конкурентная стратегия, ориентированная на будущее, сыграла важную роль в этих достижениях. Этот процесс требует больших усилий, но уже приносит свои плоды. Ведущие архитектурные бюро конкурируют за лучшие идеи, нанося Казань на карту мира современной архитектуры.
Мы постарались создать проект в гармонии с озером, а также с казанской культурой и татарскими традициями; перевести татарскую традицию на современный архитектурный словарь и создать то, что может стать достойным памятником как этого места, так и татарской традиции. Я всем очень благодарен и с нетерпением жду личной встречи с вами в скором будущем.
Концепция и архитектура
Новый театр будет построен на пустыре. Площадь его территории составит 2,3 гектара, а само здание займет полтора.
По задумке авторов, оно продолжит историю Театра Камала. Его архитектура отдаленно напоминает старое здание: у нее тоже треугольная геометрия, но более легкая за счет стекла. Заостренная крыша одновременно похожа на наконечники стрел татарских воинов и ледяные цветы на озере Кабан, высокие башни к тому же воссоздают образ леса. Треугольные ультрафиолетовые панели, внешне похожие на стекло, должны фильтровать и пропускать в здание солнечный свет, а чтобы птицы не сталкивались с фасадом, на них нанесут специальное покрытие или принт, незаметный для людей.
Силуэт театра вписан в окружающую среду и существующее благоустройство набережных, так что новое здание рассматривается как продолжение естественного рельефа. Бережное отношение к экосистеме озер подчеркивается тем, что на территории сохранят насаждения и дополнительно высадят дерен, березу, облепиху, клен, иву и полуводные растения. В концепте задумано, что зелень будет и на крыше здания — она займет более 2 000 м² кровли.
Архитекторы хотят, чтобы главными материалами при строительстве стали природные — дерево, камень и бумага. В их планах обратиться к традициям и возродить техники и материалы, которые служили человечеству на протяжении тысячелетий.
Акцент в планировочной структуре делали на проницаемость объекта. Важно было сохранить связь города и набережной, поэтому в нашем здании несколько входов, а само пространство фойе просторное и прозрачное. Также хотели сохранить баланс с природой — у нас появляется озелененная кровля, на которую можно попасть как из фойе, так и по двум пандусам-лестницам, которые подхватывают пешеходные потоки с улицы Хади Такташа и с набережной.
В основе концепции три основных слоя, формирующих восприятие здания театра. Первый слой занимают главные залы, второй слой — общественное пространство вокруг театра, встроенного в естественный ландшафт, а третий — стеклянный фасад, отражающий город и окрестности. Так театральный комплекс предлагает разнообразные способы восприятия окружающего пространства.
Освещение должно углубить впечатление посетителя от атмосферы театра. С заходом солнца в фойе, которое заметно еще снаружи, зажигается теплый свет. Он подчеркивает отражения и силуэты треугольных крыш, создавая градиентную связь с окружающей средой.
Первая сложность в нашей работе — сделать так, чтобы идея соответствовала ее восприятию. Проектирование — это своеобразный путь от тени замысла к его реализации. Пройти его сложно, но это реализуемая задача, и решать ее надо плотно, в одном технологическом графике, не отвлекаясь, что требует серьезного качественного подхода команды единомышленников.
Вторая сложность — географическая. Грунтовые воды в этом месте близки, и нужно было разместить здание так, чтобы минимизировать проблемы с защитой от них и от атмосферной агрессии. Ну и конечно, имеет место практическая сложность, а именно выбор квалифицированного подрядчика, чтобы идею можно было воплотить в жизнь.
В новом театре будет три этажа, в двух из которых предусмотрены общественные пространства. На первом этаже помимо театральных залов будут главный репетиционный зал, комната ожидания для артистов, выставочное пространство, кафе или бар, книжный магазин, буфет, VIP-лаунж, мастерские, инвентарная, комнаты хранения и склады. Антресольный второй этаж расположен на высоте 4,6 метров. Он вмещает в себя как служебные, так и общественные пространства фойе. Третий этаж соединяет все залы и создает удобную среду для жизни и работы артистов: там находятся гримерные, кабинеты администрации и детская комната.
Концепт предполагает удобный доступ и большое техническое пространство на уровне крыши. Все необходимое оборудование, включая адиабатические охлаждающие системы, дополнительные вентиляционные установки и другие технические помещения Большого зала, будут расположены на уровне театральной башни.
Восточный зал
Декоративные элементы этого зала напоминают женский калфак, украшенный позолоченными серебряными монетами. В его устройстве отразилось видение режиссера Театра Камала Фарида Бикчантаева. Главная особенность площадки — круглая сцена, на которую падает естественный свет с отверстия-фонаря на крыше. Одна из стен мобильная, что дает возможность использовать водную гладь озера в качестве декорации. Сам по себе зал очень гибкий и может превращаться из освещенного дневным светом пространства в контролируемую среду благодаря системам затемнения. Когда мобильный потолок и стена закрыты, сцена становится местом действия.
Круглый зал можно использовать по-разному: для драматургических постановок и читок, проведения небольших мюзиклов, концертов и танцевальных выступлений, мастер-классов, театральных фестивалей и пресс-конференций. Архитекторы предусмотрели и коммерческую сторону — помещение подойдет для экспериментальных иммерсивных театров, выставок, кабаре, модных показов, и даже для банкетов и свадеб. В зависимости от конфигураций здесь могут разместиться до 200 человек, причем ряды можно регулировать.
Большой зал
Большой зал остается торжественным, но не очень формальным. Открытая атмосфера достигается за счет использования балконов и колоннад вместо давящих стен. Еще одним дизайнерским решением стали арки, которые напоминают татарские святилища и интерьер мечети как места, где объединяется народ.
Основным материалом оформления зала выбрали дерево, поэтому дизайн выполнен в пастельных тонах, что позволяет акцентировать сцену. Во время проектирования Большого зала архитекторы поставили перед собой задачу «сделать пространство для общения», поэтому сцена и 600 зрительских места расположены достаточно близко, чтобы зрители видели актеров и друг друга. С той же целью дальние балконы расположили вертикально.
Сцена Большого зала многофункциональна. Здесь могут проходить драматургические постановки, мюзиклы, танцы, концертные и оркестровые выступления, театральные фестивали, мастер-классы, пресс-конференции и церемонии награждения. Система подъемников и подвижных сидений позволяет создавать оркестровые ямы и сцены, окруженные зрителями с трех сторон. Между колоннами по периметру встроены акустические элементы, позволяющие подстроить звук для каждого конкретного случая.
Универсальный зал
Универсальный зал — это многослойная двухуровневая площадка, где разные тканевые панели, спускаемые с потолка, меняют пространство. Во время разработки концепции зала архитекторы хотели создать яркую и уютную атмосферу татарской юрты, поэтому при его оформлении вдохновлялись узорами и фигурами традиционных национальных тканей и коврами. Когда необходимо, можно сдвинуть одну из стен и тем самым открыть большое окно, которое впустит естественный свет, но при желании зал можно превратить в строгий блэкбокс, чтобы все внимание было сконцентрировано на самом представлении.
Эта сцена предназначена для драматических постановок, читок, музыкальных выступлений, мастер-классов, театральных фестивалей и пресс-конференций. Пространство вмещает от 130 до 220 зрителей, причем сиденья находятся в пределах 15 метров от сцены, а в большинстве случаев это расстояние не больше 10. Фиксированные и подвижные элементы позволяют размещать посадочные места для зрителей в разных точках, и один и тот же спектакль за счет этого может быть воспринят зрителями совершенно по-разному.
Акустика представляется архитекторам естественной. Стены ниже уровня балкона в сочетании с карнизами балкона обеспечивают ранние отражения, которые очень важны для дополнения прямого звука, особенно когда исполнители обращаются в противоположном направлении от части аудитории.
Общественные пространства
Новый Театр Камала по задумкам авторов концепции станет уникальным общественным пространством с широким спектром просветительских и досуговых программ, местом встречи сообществ и основой развития современной культуры. Внутри театра будет много площадок, доступных для посетителей — это открытая театральная лаборатория, пространство для выставок, кафе, книжный и сувенирный магазины и театральные мастерские с возможностью проведения мастер-классов.
Все здание может стать местом для прогулок по лестницами или лифтам, расположенным с разных сторон театра. Так, с набережной и с улицы Хади Такташ можно подняться на террасу на крыше. На террасе в проекте располагается видовой ресторан, театральные мастерские, открытая площадка для йоги и места для отдыха.
Благоустроенную территорию вокруг тоже не обошли вниманием. На плавучей сцене, окруженной амфитеатром, могут проходить уличные спектакли, а на самом озере — кинопоказы (в таком случае зрители находятся на лодках или катамаранах, а экран располагается на плавучей сцене). Кроме того, возле театра можно просто гулять, изучать растения и наблюдать за птицами.
Мы оценили глубину проекта и лично Кума-сан, его деликатное отношение к национальной идентичности. Но главное, пожалуй, что этот консорциум выполнил каждую букву нашего функционального задания. Wowhaus, Kengo Kuma & Associates и Герман Алексеевич [Бакулин] сумели «вместить» в это пространство все наши технические пожелания, такие как параметры залов и рабочих пространств, и все мечтания. Вы только посмотрите на Восточный зал в их проекте! Чтобы архитекторам было проще ответить на наш запрос, я написал о нем целое эссе, и Кэнго Кума очень хорошо его понял.
Нельзя не отметить и вовлеченность этой команды. Мы провели ряд предварительных консультаций со всеми желающими консорциумами. Команда под лидерством Wowhaus всегда очень внимательно относилась к нашим предложениям, тщательно работала над всеми правками. Я уверен, что мы, жюри, выбрали лучшего партнера для театра.
Нам будет очень интересно работать. Это только начало большого пути, надеюсь, в 2025 году мы встретимся на берегах озера и все вместе откроем наш прекрасный театр. Это будет долгий, трудный, но счастливый путь. Спасибо за доверие, мы с нетерпением ждем начала работ.
Текст: Тимур Идиатуллин, Настя Тонконог
Визуализации предоставлены участниками консорциума
все материалы