Как студия Florissimo воссоздает атмосферу Парижа и учит казанцев искусству жить


Студия Florissimo Анэлии и Даниэля Беляловых появилась 10 лет назад — задолго до «расцвета» флористической индустрии в Казани. Брат с сестрой начали вести бизнес интуитивно в крохотном полуподвальном помещении и со временем выросли до собственного пространства в центре с уникальной концепцией и множеством клиентов по городу.

Редакция Enter совместно с «Мастерами» поговорили с основателями бренда. Рассказываем, почему концепция Florissimo строится на французской эстетике, какие кризисные моменты помогают команде устранить недочеты и как вера в свое дело помогла построить успешный бизнес без опыта.


Florissimo в цифрах: 

2014 — год открытия

700 000₽ — сумма вложений на старте

1 год — время окупаемости проекта

3 800₽ — средняя стоимость букета

15-30 минут — скорость выполнения заказа

60 000₽ — стоимость одного из самых дорогих букетов

От бизнеса по наитию — до «парижской квартиры» в центре Казани

Проект Florissimo появился в 2014 году, когда Даниэлю было 20, а Анэлии всего 15 лет. Брат с сестрой хотели обрести финансовую независимость и запустить свое дело на стыке бизнеса и творчества — так и возникла идея студии. В то время цветочная индустрия в Казани была развита слабо, и основатели Florissimo вовремя увидели в ней потенциал. Плюс отталкивались от возможностей имеющегося у семьи полуподвального помещения на Толстого: на 16 м² мало что умещалось, но их это не испугало. В пространстве сделали ремонт, прорубили дверь на улицу и открыли цветочный, в котором первые несколько лет даже не было наемных сотрудников. По словам Анэлии, в 10 классе ей приходилось совмещать учебу с работой — готовиться к выпускным экзаменам и параллельно собирать букеты в студии.

На начальном этапе у брата с сестрой не было никакого представления о маркетинге, выстраивании бизнес-процессов, системе найма и работе с финансами. Задачи между собой практически не разделяли и решали все вопросы по наитию. Анэлия в детстве ходила в художественную школу и позже прошла базовые курсы флориста, поэтому работа с цветами была на ней. А Даниэль среди прочего занимался их доставкой.

Как вспоминают основатели, учиться приходилось на своих же ошибках: например, вместо холодильной камеры сначала попробовали обойтись холодильником для напитков, — в итоге продали его в два раза дешевле и на практике узнали, что такое «бизнес по-русски». Сейчас Анэлия и Даниэль уверены, что «выстрелить» проекту помогла не столько их интуиция, сколько искренняя вера в значимость своего дела.

Даниэль Белялов

сооснователь Florissimo

Florissimo — не просто дело ради дела или бизнес ради денег, это неотъемлемая часть нашей жизни. Когда начинаешь малый бизнес с нуля и строишь его кирпичик за кирпичиком, во многом отвечаешь за все своей репутацией. Поэтому мы уже 10 лет лично пытаемся развивать культуру заботы о клиенте, и с некоторыми гостями у нас действительно очень тесные отношения. Как и в коллективе, в котором мы стараемся создать теплый микроклимат.

2021 год стал поворотным в развитии Florissimo. Тогда Анэлия вернулась из Франции, где во время учебы познакомилась с феноменом «парижской квартиры» — ее высокими потолками, паркетом елочкой, большими окнами, зеркалами и камином. Парижская эстетика отразилась не только на концепции бренда и стилистике букетов, но и на желании основателей обзавестись просторным местом и воссоздать в нем атмосферу Франции.

Новое помещение на Большой Красной нашли довольно быстро и сразу занялись переездом. Вторая локация позволила отразить весь накопленный за семь лет опыт: здесь сделали вместительную камеру для цветов, установили техническую мойку прямо рядом с рабочим столом и разместили в центре зала большой стол для проведения мастер-классов. Студию наделили функциями своеобразного креативного пространства, в котором гости могут встречаться и проводить время в легкой домашней атмосфере. А стилистика букетов получила определение: Франция с нотками татарской теплоты.

Ошибка выжившего, общие ценности и проверка взаимосвязи

На старте у Анэлии и Даниэля было около 700 тысяч рублей. Самых больших вложений потребовал ремонт старого помещения. Зато помогло то, что оно находилось в собственности и не нужно было платить за аренду. Плюс не было расходов на сотрудников: по словам брата и сестры, они сами одновременно работали и бухгалтерами, и кассирами, и курьерами, и уборщиками, и SMM-специалистами. Поэтому в ноль студия начала выходить примерно через полгода, а начальный капитал окупился через год. С переездом в центр ситуация изменилась — добавились постоянные расходы на аренду, но команде проекта стало уже легче покрывать их, так как объем заказов, как и оборот, за 10 лет вырос примерно в 10 раз.

Как объясняет Анэлия, они только со временем поняли, что в подобных проектах очень важно разделять творческую и коммерческую составляющие и делегировать обязанности соответствующим сотрудникам. Поэтому постепенно команда Florissimo разрослась до 10-12 человек: несколько флористов и администраторы работают в штате, а курьеры, дизайнеры и контент-менеджеры подключаются к задачам как фрилансеры. С поиском новых мастеров у студии проблем нет: чаще всего они устраиваются во Florissimo после курсов основательницы и подтягивают навыки на практике. При этом для Анэлии важно чувствовать, что сотрудник разделяет с ней общие ценности: потому что взять человека без опыта и научить его работать с цветами можно, а вот нанять профессионала с другими взглядами и быть в нем уверенным — нет.

Анэлия Белялова

соосновательница Florissimo

«Цветочный» праздник — идеальный момент, чтобы понять, есть ли в системе недочеты и шероховатости. 8 марта и 14 февраля мы делаем месячный объем за два-три дня. Количество нагрузки увеличивается и сразу становится ясно, насколько все процессы отлажены и есть ли в команде взаимосвязь или, наоборот, недопонимание. Причем с каждым годом количество заказов у нас растет примерно на 20%, и иногда мы даже вынуждены останавливать прием заявок.

За годы существования студии подходы к продвижению тоже изменились. В начале все работало по принципу сарафанного радио. Основатели считают, что отсутствие бюджета на маркетинг стало их «ошибкой выжившего» — люди приходили во Florissimo не из-за прогревов в Сети, а потому что им рекомендовали знакомые. Так и получилось добиться доверия аудитории. Сейчас основным способом рекламы являются коллаборации. Florissimo сотрудничает со многими проектами в городе — например, в 2023 году студия запустила совместную акцию со «Смородиной». Ко дню рождения заведения все точки кондитерской украсили цветами и проводили для гостей мастер-классы. Примерно тогда же в «Мае» сделали цветочное меню и каждую неделю обновляли декоративную инсталляцию в особой стилистике.

Аксакалы цветочного бизнеса и их искусство жить

Florissimo сотрудничает с двумя главными поставщиками в городе — «Крокусом» и «Апрелем», и периодически обращается к более мелким базам. По словам Даниэля, в Казани цветочная ниша намного уже, чем в Москве и Санкт-Петербурге, поэтому многое держится на доверии партнеров к друг другу и человеческих факторах. Зато благодаря налаженным связям поставщики могут экстренно выручить команду и, как вариант, отгрузить им товар раньше остальных, если произошел форс-мажор.

В основном цветы приезжают во Florissimo из-за границы — Голландии, Кении, Эквадора, Колумбии и так далее. При этом Анэлия и Даниэль по возможности стараются заказывать и местные фермерские растения. Например, многие сорта высокого качества получают в Краснодаре, а под Казанью выращивают красивую зелень — ее можно заказать накануне и уже утром выставить в магазине прямо «с грядки». Работа с местными поставщиками помогает сохранить свежесть товара и сократить время доставки — ведь из-за рубежа цветы приходится ждать около недели, плюс могут быть задержки.

Каждые несколько месяцев в студии обновляется сезонный ассортимент. По словам Анэлии, это как со свежими фруктами в магазине: при желании персики можно найти и зимой, но стоить они будут в разы дороже, а по вкусу проиграют сезонным. Поэтому летом во Florissimo появляются свежие пионы и подсолнухи. Ближе к осени идут хризантемы, астры и циннии, потом — ранункулюсы и анемоны. Зимой наступает время ягод и елок, а весной — гиацинтов, тюльпанов и ирисов. Помимо сменяющихся позиций в магазине есть базовые виды растений, формирующие стиль букетов вне сезона — например, эустомы. А еще основатели стараются пополнять витрину экзотикой: амарантусами, антуриумами, пионовидными лилиями, диантусами и другими более капризными цветами.

Стоимость букета определяется его размером и составом и в среднем составляет в салоне 3 800 рублей. Как объясняют основатели, в последнее время на ценообразование сильно влияют скачки курса и другие внешние факторы — вроде увеличения ценника поставщиком. Рынок развивается и диктует команде свои правила, поэтому, естественно, сохранять цены из года в год невозможно. Для наглядности: если 10 лет назад в среднем по городу эустома стоила 80-120 рублей, то сегодня — это уже 500 рублей.

Основатели Florissimo стараются развивать студию уникальным образом и в том числе поэтому не хотят превращать проект во франшизу. Вдохновение черпают, например, у коллег из Москвы: Анэлия особенно выделяет магазины «Собран в саду», Lacy Bird и Sicilia Flowers. Команда перенимает некоторые лайфхаки, адаптируя их под локальный рынок. Из интересных услуг, которые недавно пришли в Казань, — цветочная подписка. Во Florissimo ее развивают несколько лет и в последнее время стараются сделать опцию максимально индивидуальной. Особенно популярность набирает цветочная подписка к свадьбе: гости могут оформить заказы без точной даты и молодожены будут получать цветы в течение долгого периода в удобное время.

Анэлия Белялова

соосновательница Florissimo

Очень хочется развивать образовательную часть в формате мастер-классов и курсов. Мы, так сказать, аксакалы казанского цветочного бизнеса и за 10 лет видели многое. В том числе, как цветы из предмета роскоши превратились в элемент повседневной жизни. И мы как раз стремимся к тому, чтобы красота становилась ближе к людям. Чтобы цветы чаще покупали домой и знали, как с ними обращаться. Чтобы они были частью искусства жить.

Текст: Мария Наумова
Фото: Александр Копылов

Смотреть
все материалы