Коламбия Пикчерз не представляет: Как развивается индустрия музыкальных клипов в Казани


Говоря о креативной среде, в Казани часто рассуждают о кино и музыке, а про индустрию на стыке между ними незаслуженно забывают. То ли производство клипов в городе еще не вышло на должный уровень, то ли развитие сферы волнует только людей, находящихся внутри нее. Журналистка Enter Мария Наумова разобралась, как снимают клипы в Казани и можно ли вообще назвать происходящее индустрией.

Вместе с сооснователем «Громких рыб» Тимуром Исмаевым, основателем Yummy Music Ильясом Гафаровым, режиссерами Арсением Кузнецовым и Айдаром Гайнуллиным рассказываем, как контент связан с емкостью рынка, кто сегодня двигает сферу вперед и почему нам стоит равняться на тусовку Энди Уорхола.


Индустрия, которой нет

Прототипы современных клипов появились в Казани в 1990-х. Часть из них была довольно примитивна и строилась на проходке артиста в кадре под фонограмму, другая представляла собой нарочито театральные и карикатурные сцены, которые разыгрывали актеры. В 2000-х сюжеты стали усложняться, а звезды эстрады начали выделять на съемки большие деньги. Яркий пример — клип певицы Асылъяр на песню «Карлыгачлар», с которой она участвовала в отборочном туре «Евровидения-2008». По тем временам это был очень качественный ролик с огромным бюджетом, сделанный по стандартам кино.

К современному формату начали приходить в 2011-2012 годах, когда в республике появилось два музыкальных канала, продвигающих татарскую культуру — «Майдан» и TMTV. Необходимость заполнять эфир привела к формированию конвейерной системы съемки роликов с минимальным бюджетом. Например, клип для TMTV мог стоить около 30 000 рублей, а на телеканале «Майдан» показывали даже студенческие работы. Попасть в сетку вещания можно было, просто оплатив ротацию, — никаких отборочных комиссий, оценивающих художественную составляющую видео, не было.

Качественный скачок в индустрии произошел в середине 2010-х, когда представители творческого комьюнити и любители инди начали объединяться для экспериментов. Так, первой работой лейбла Yummy Music в 2015 году стал клип Ильшата Рахимбая с применением компьютерной графики на песню Ochabiz проекта Starship Z с участием Зули Камаловой и O.M.F.O.

Следом Yummy Music создал первый татарский клип, снятый одним кадром, на песню Gauga — Grapefruit. По воспоминаниям Ильяса Гафарова, бюджет ролика составлял около 50 000 рублей. При этом вся команда работала бесплатно, за идею, а расходы шли в основном на аренду техники и декорации.

С тех пор в индустрии мало что изменилось. «Майдан» и TMTV до сих пор крутят ролики, по уровню съемки застрявшие в 2010-х, клипы для инди-музыкантов по-прежнему снимаются силами комьюнити, а артисты, которые имеют возможность тратить на продвижение большой бюджет, идут к профессиональным командам — и все чаще находят их за пределами Казани. Из-за слабо развитой индустрии молодые авторы, как и 10 лет назад, уезжают за возможностями в Москву. Например, оператор-постановщик Айдар Шарипов, начинавший в Казани, сейчас снимает клипы для звезд уровня Моргенштерна (внесен в реестр иностранных агентов, — прим. Enter) и мелькает со своими работами на Каннском кинофестивале.

Тимур Исмаев

сооснователь креативного агентства «Громкие рыбы»

На локальном уровне все существует в виде творческой инициативы и почти не носит индустриальный характер. Появление интересных клипов у нас — не тренд, а редкое явление.

Все упирается в рыночный баланс и определяется емкостью рынка — количеством людей, говорящих на одном языке. Например, русскоговорящих около 260 млн, вот мы и ограничиваемся этой емкостью. А западные исполнители обладают большей емкостью рынка и большим потенциалом к тому, зачем вообще снимать клип.

Клипы — для романтиков

Казанские клипы могут сильно отличатся друг от друга размеру бюджета и затрачиваемым ресурсам. Например, ролик на трек Sarman Bakir лейбл Yummy Music снял за день командой из трех человек, а для создания клипа ОММАЖ x ILGIZ «Татар кызы» агентство «Громкие рыбы» привлекло около 50 специалистов разного профиля. Тем не менее общей проблемой в индустрии остается отсутствие бюджета и поддержки. По словам представителей сферы, стоимость производства среднего клипа начинается от 300 000 рублей. Верхней границы нет — конечная сумма зависит не только от уровня оборудования и класса привлеченных специалистов, но и от количества смен. При этом такой контент практически не монетизируется и приносит исполнителям, скорее, имиджевый фидбэк.

С одной стороны, отсутствие денег объединяет творческое комьюнити и формирует ситуацию, в которой команды работают вместе не из-за выгоды, а по-любви. С другой, чем скромнее бюджет ролика, тем меньше вероятность привлечь к его съемкам специалистов высокого класса и обеспечить контенту полноценное продвижение. В результате получаем дефицит предложений и отток молодых авторов. Помимо этого, съемочным группам часто не хватает представителей «ремесленных профессий». Если режиссеры и операторы готовы работать с музыкантами бесплатно ради портфолио и возможности экспериментов, то монтажеры, художники-постановщики, продюсеры и так далее редко соглашаются участвовать в проектах за идею.

Ильяс Гафаров

основатель лейбла Yummy Music

По качеству производства клипов Казань не уступает Москве. Другое дело, что у нас нет платежеспособных артистов, которые могут позволить себе высокий уровень продакшена. В целом кинорынок в столице развит лучше, а значит, и способы монетизации работают по-другому.

Недавно я был на вечеринке одного московского продакшена и встретил там всех своих казанских друзей операторов и режиссеров, которые уехали работать в Москву. Так что думаю, удержать специалистов можно только экономически, создавая лучшие условия работы.

По мнению Ильяса, качество клипов во многом зависит не только от бюджета, но и от готовности артистов создавать что-то интересное. А еще от насыщенности музыкальной среды в целом. На современной казанской сцене клипы чаще всего релизят исполнители, продвигающие татарскую культуру, вышедшие на федеральный уровень поп-музыканты и андеграундные артисты, вроде групп «Ликенс», «Неоль» или «Амперметр». Причем в Казани довольно распространена практика, когда режиссеры сами пишут артистам с идеями для клипов и даже вкладывают в съемку свои средства.

Арсений Кузнецов

режиссер

Съемка клипов — это про возможность синергии кинематографистов и музыкантов. К сожалению, многие талантливые исполнители на начальном этапе не имеют внешнего финансирования, и им приходится долго откладывать деньги на съемки первого ролика.

Но если все сделать правильно, клип станет визитной карточкой — материалом, который даст хороший буст. Так, например, было с первым клипом певицы Стереополины на песню «Последнее свидание», в который я инвестировал свои деньги на начальном этапе.

Зачастую сложности возникают и после завершения съемок: клип может просто не дойти до аудитории из-за слабого продвижения. Даже с большим количеством творческих энтузиастов городу не хватает профессиональных продюсеров, способных грамотно распределить бюджет и заложить в него средства на пиар. Поэтому, как правило, артисты продвигают ролики своими силами среди уже сформировавшейся группы слушателей и друзей и никак не увеличивают охваты. В условиях, когда формат крупного музыкального канала по типу MTV выродился, а инструменты продвижения в соцсетях стали платными, локальным исполнителям особенно не хватает возможностей сделать свое творчество более узнаваемым.

В чем сила?

Позитивные прецеденты в казанской индустрии тоже есть. Музыканты все чаще выпускают оригинальные ролики и развивают локальную культуру, а имена местных режиссеров и операторов становятся известными за пределами города и страны. Например, клип Арсения Кузнецова на песню Стереополины «Солнечный мальчик» не получил большого фидбэка от нашей аудитории, так как был выпущен во время начала СВО, зато вошел в шорт-лист международного фестиваля Berlin Music Video Awards. А режиссерская короткометражная работа «Подснежники» Айдара Гайнуллина, который сейчас активно сотрудничает с андеграундной сценой, прошла в полуфинал каннского фестиваля Indie Shorts Awards Cannes. Крупные российские звезды тоже нередко доверяют съемки клипов выходцам из Казани. Например, кроме уже названного Айдара Шарипова в Москве хорошо зарекомендовал себя выпускник КазГИКа Юрий Данилов — он снимает клипы артистам лейбла Black Star и не только.

Развивать индустрию клипов важно не только для поддержки локальной музыкальной сцены, но и для продвижения татарской культуры. Казани сложно предложить что-то уникальное на русскоязычном рынке, зато город может привлечь внимание к национальной идентичности и использовать уникальный культурный код как базу для творческих проектов. И в этом смысле удачные кейсы у нас тоже появляются. Например, клип на песню «Син әзерме?» УСАЛа и Malsi Music, снятый Байбулатом Батуллиным, и ролик режиссера Егора Зайцева на трек Дышать «Шулай».

Айдар Гайнуллин

режиссер

Возможно, в целом между креативными индустриями в Казани есть небольшой дисконнект — они как будто не готовы взаимодействовать. Например, я недавно читал про тусовку Энди Уорхола и удивлялся тому, что все варились в одном котле и подталкивали друг друга. Кто-то играет музыку — все идут к нему на концерт, кто-то делает показ — все идут на показ… Вот такого единения нам не хватает.

Текст: Мария Наумова
Иллюстрации: Саша Спи

Смотреть
все материалы