Plastic Monster. Бренд, который шьет сумки из баннеров
Бренд одежды и аксессуаров Plastic Monster изначально был просто шуткой: идея пришла перед первой вечеринкой «Изоленты» два года назад. Все началось с бумажников из ненужных рекламных баннеров, а спустя два года проект обзавелся собственными шоперами, минибэгами и рюкзаками из тентовой ткани, кофейных упаковок и материалов, которые непременно должны были оказаться на свалке.
Enter совместно с «Мастерами» узнал, в чем состоит концепция Plastic Monster, связана ли она с экологичным образом жизни и как шоперами из баннеров заинтересовались казанские художники.
Партнерский материал
Plastic Monster в цифрах:
Первые бумажники и отсутствие эко-инициативы
В 2018 году архитектор и художник Тимофей Зверко помогал в организации первой вечеринки «Изоленты» в пространстве Cube. Во время работы над ней один из основателей сообщества Руслан Чижов предложил Тимофею сделать небольшие сувениры. Первая идея, которая пришла в голову — бумажники из больших баннеров с мероприятий, фестивалей и других событий. Изделия сшили, но не успели продать, поэтому остатки решили выставить в книжном магазине «Смена».
«Первые бумажники были плохи. Я продавал остатки в книжном с остальной сувениркой за символическую цену в 100 рублей. Бюджет на всю партию составил около 85 рублей: 30 рублей на катушку ниток и 55 рублей на лезвия для резака. Тогда самого бренда, как и названия, еще не существовало», — вспоминает Тимофей.
Год назад проект возродился, когда Тимофей вместе с фотографом Сашей Гром пофантазировали о своем бренде и о том, какие аксессуары могли бы создавать. Тогда появилось название. На первых этапах помогала София — дочь общих друзей, которая иногда оставалась в гостях. Она рисовала логотипы и другие изображения, в шутку став полноценным членом команды.
Несмотря на очевидную экологичную пользу проекта, Тимофей говорит, что корни растут не из желания меньше мусорить и практиковать zero waste. Ему как архитектору просто жалко, когда материалы расходуются бесполезно. «Моя работа — заниматься облагораживанием среды вокруг себя. И когда мне в руки попадаются материалы, которые кто-то хочет выбросить, внутри поднимается протест. Отработанным баннером максимум накроют доски на каком-нибудь огороде», — делится Тимофей.
Однако создатель проекта понимает, что переработав несколько баннеров и упаковок от кофе, он никак не поможет экологии. В обычной жизни под влиянием информационной волны он старается разделять отходы и жить осознанно, но через бренд предпочитает только популяризировать экологичный образ жизни без активной пропаганды.
Идеи для аксессуаров и домашнее производство
После бумажников Тимофей стал придумывать идеи для других аксессуаров с новыми конструкциями и выкройками. Основная идея такая: сшить изделие в максимально короткие сроки, чтобы покупатель при этом остался доволен.
«Так как мы делаем аксессуары из бросового материала, покупатель должен понимать, что вещь не прослужит долго. Поэтому для меня важно, чтобы процесс изготовления не занимал много времени. Бумажники делать удобнее всего, они дольше изнашиваются. Но пришлось добавлять что-то еще и мы попробовали сшить шопер. Создавать его чуть дольше, но стоит он в два раза дороже. Обычные тканевые продают за 600 рублей, наши примерно за ту же сумму», — рассказывает Тимофей.
Материалы для производства Тимофей приносит с основной работы. Часто ему приходится что-то проектировать и шить руками, например, тентовые конструкции. От них всегда остаются обрезки, прозрачный мягкий пластик или ткань ПВХ. Из последней обычно делают тенты, шатры, основу для водонепроницаемой облицовки. Весь этот «мусорный мешок» он уносит домой, где шьет свои изделия в свободное время. Для производства иногда сам покупает пластиковую фурнитуру, нитки, липучки и молнии.
На процесс производства влияет сезон. Дело не в том, чтобы угодить покупателю, а в том, что баннеры на морозе твердеют, поэтому приходится искать другой материал. В том числе поэтому Тимофею приглянулась ткань ПВХ, из которой в том числе делает сумки немецкий бренд Freitag. Сейчас на создание рюкзака уходит четыре часа, бумажника и шопера — полчаса, минибэга — час, балаклавы и сумки — два часа.
В процессе работы появлялись новые идеи, например, использовать кофейные упаковки. По словам Тимофея, они красивые, износостойкие и приятно пахнут. Бренд пробовал делать коллаборации с кофейнями, например, продавал свои изделия в «Гудини», а Skuratov сами приносили пустые упаковки. Не получилось только с Surf Coffee из-за того, что их логотип был виден на вещах. Поэтому пару партий пришлось снять с продажи.
А вот с индивидуальными заказами Тимофей старается не работать. «У нас было несколько таких заказов, это не очень удобно. Вещь по индивидуальному эскизу требует новых выкроек, конструкции, другого формата шитья и больше времени. Это слишком хлопотно. Недавно я выпустил подшлемники (балаклавы), первые были грубыми, неприятными на ощупь, с плохими швами. Постепенно я раздумываю над тем, как усовершенствовать уже существующие модели. Для балаклав планирую использовать флиски из секонд-хендов, которые отлично подходят для изготовления головных уборов. Так что лучше я доведу до ума одну модель и запущу ее в серию», — рассказывает Тимофей.
Примеры зарубежных брендов и коллаборации с художниками
Помимо Plastic Monster существуют десятки похожих иностранных и российских производителей одежды и аксессуаров из мусора. Например, московская марка Banements тоже дает вторую жизнь баннерам, а TURBO YULIA studio представляет моду будущего и продается на Aliexpress.
С мусором работают не только дизайнеры, но и самобытные художники. Например, скульптор Игорь Галкин делает из него игрушки и арт-объекты, а Николь Маклафлин демонстрирует остроумный ресайкл уличных вещей. С кем-то получается делать мини-коллаборации. К примеру, Тимофей сшил минибэг с принтом знакомой и еще один из баннера, предоставленного издательством No Kidding Press.
Сейчас аксессуары Plastic Monster постепенно превращаются в арт-перфоманс и Тимофей планирует коллаборации с казанскими художниками. Он уже сшил несколько изделий из вывернутого баннера для Werk. Планировалось, что участники «Коммуникации» нарисуют на них свои картины. Пока проект заморозили, но идет работа над минибэгами с двумя другими казанскими художниками. Также планируется сотрудничество с крупной европейской компанией. Недавно «Смена» презентовала свой ребрендинг, с мероприятия осталось несколько баннеров и Тимофей уже к ним присматривается.
За время существования бренда концепция почти не изменилась, трансформировалось только отношение к деталям и производственному процессу. Например, Тимофей уже подготовил упаковки от кошачьего корма, но пока не научился из них шить. В планах добавить вещам больше художественной дичи, частичку арта и «непонятного бреда».
«Сейчас все продажи и позиционирование завязаны на Instagram, поэтому я думаю над концепцией аккаунта. Возможно, начну рассказывать в нем про своего кота, чтобы придать душевности», — делится Тимофей.
Команда, доход и отношение к офлайну
Сейчас команда Plastic Monster состоит из Тимофея, который шьет, продает и занимается соцсетями, и двух его дочек — Лолиты и Маргариты. Они выступают моделями для съемок и первыми тестируют продукцию. Саша Гром занималась фото и текстами, а сейчас начала учебу в школе современной фотографии, поэтому пока отошла от проекта.
До пандемии вещи продавались в «Смене», но постепенно бренд пришел только к онлайн-продажам. Для покупателей из других городов, которых пока немного, оформляют доставку через СДЭК — заказчик оплачивает ее сам. А с казанцами Тимофей может встретиться лично где-нибудь в центре. В маркетах бренд тоже не участвует. Изначально он задумывался как шутка со смешными текстами в соцсетях и не обладал достаточным количеством позиций. Тимофей решил, что стоять за столом на ярмарке целый день было бы неинтересно и за это время он мог бы сшить еще несколько вещей.
Бренд существует исключительно как хобби, поэтому заработок не имеет значения. По грубым подсчетам на бумажниках и шоперах за первые полгода удалось заработать около 25 тысяч рублей. Как архитектор Тимофей зарабатывает столько же за две недели, выполняя индивидуальный заказ. Все платежи проходят по системе самозанятости, так что формально это бизнес, за который уплачиваются налоги.
«Это веселый проект, мне нравится проектировать вещь, придумывать ее конструкцию и дизайн. Чтобы время не уходило впустую, я продаю продукцию за символические деньги своим друзьям. Хотелось бы, чтобы люди покупали вещи, которые транслируют уличный дух и молодежную эстетику, которая мне очень нравится», — рассказывает Тимофей.
«Мастера» — бесплатная образовательная платформа для молодых предпринимателей в сфере новой экономики. Проект поможет как тем, кто уже добился успеха, так и тем, кто только планирует начать свое дело.
Проект «Мастера» реализуется фондом «Креативные практики» при поддержке компании «Газпром нефть» в рамках программы «Родные города».
Фото: Андрей Соловьев
все материалы