Просто сумка: Что такое it-bag и почему ее все хотят


Мода постоянно меняется, трендовые силуэты, материалы и цвета каждый сезон вытесняют ультратрендовые решения. Но даже в быстрой фэшн-индустрии остаются вечные позиции, как например, сумки it-bag — аксессуары, которые одинаково актуальны и желанны в любое десятилетие.

Как сумки становятся культовыми и почему не теряют популярность десятилетиями, из чего делают Birkin и сколько на самом деле она стоит, в чем секрет успеха Diesel и зачем Coperni сумка из воздуха — на вопросы о самом важном аксессуаре ответил основатель концепт-стора Studio Slow Владимир Янчевский. В конце — подборка молодых брендов, сумки которых скоро могут стать it-bag.


«Это не сумка — это Baguette!»: Как появились статусные сумки

Мода на статусные аксессуары в XX веке постоянно менялась: в 1920-е годы все мечтали о жемчужной нитке, в 1950-е — о норковой шубе, в 1970-е — о золотых украшениях ориентального стиля, как у моделей Yves Saint Laurent. В 1990-е годы святым Граалем модной индустрии и индустрии роскоши стала сумка Baguette от Fendi, которую Vogue назвал «тотемным аксессуаром, который делает вас обладательницей всего желанного в мире». Багет стала одной из первых it-bag (дословно с английского «этой сумкой» — прим. Enter) и положила начало культу сумок вне времени и моды.

Даже те, кто не разбирается в фэшн, точно видели it-bag. Это невероятно популярные сумки, которые постоянно мелькают у инфлюенсеров, в глянцевых журналах и фильмах: «Это не сумка — это Baguette!», — знаменитая фраза из «Секса в большом городе». Культовые силуэты выдержали испытания временем и не утратили актуальности спустя 30, 50 и даже 100 лет. Это вечная классика, которая отличается премиальным качеством, бесконечным спросом и статусностью.

Та самая сумка той самой девушки: Почему it-bag так называются

Термин появился как продолжение понятия «it girl». «Этими девушками» в начале XX века британский прозаик и журналист Редьярд Киплинг назвал женщин с «it», которое заставляет влюбляться мужчин с первого взгляда. Проще говоря, под «этим» Киплинг имел в виду харизму. It girl обладают особенным магнетизмом и притягательностью femme fatale — «роковой женщины».

Современных it girl называют трендсеттерами, они находятся в центре внимания фотографов и публики, влияют на мнение аудитории и диктуют правила моды. К it girl можно отнести Хейли Бибер, Кайли и Кендалл Дженнер, Беллу и Джиджи Хадид, Дженну Ортегу, Зендаю, Ким Кардашьян. Так как за it girl постоянно следят, они стремятся всегда безупречно выглядеть и выбирать лучшие модели, которые впоследствии становятся it-bag — теми самыми сумками тех самых девушек.

Speedy, Chanel 2.55, The Jackie и Birkin: Культовые модели вне времени

«It-bag является it-bag только в том случае, если маловероятно, что она у вас будет», — Плам Сайкс для Vogue.

It-bag можно разделить на две категории: сумки с историей и от дизайнеров новой школы. На популярность первых повлияли именитые создатели и история: модели XX века успели поносить знаменитости разных десятилетий. Благодаря этому у покупателей есть некоторая эмоциональная привязка, которая делает силуэт желанным даже спустя много лет.

Louis Vuitton Speedy. С появлением общественного ж.-д. транспорта в конце XIX века женщины стали независимо передвигаться по стране и миру. Кроме чемоданов, дамам понадобилась небольшая сумка для билетов, документов и денег. Louis Vuitton, который к тому моменту прославился чемоданами Trianon Trunk, предложил утилитарную Keepall со знаменитым шахматным орнаментом.

На то, что сумка из дорожной стала городской, повлияла актриса Одри Хепберн. Она попросила Гастона-Луи Вюиттона уменьшить новую версию Keepall Speedy до 25 сантиметров. Как только Хепберн появилась с аксессуаром на публике, в Louis Vuitton стали обращаться за повтором. Миниатюрная версия отлично вписывалась в повседневную жизнь, поэтому бренд запустил массовое производство.

Почти 100 лет спустя Louis Vuitton Speedy остается актуальной как дорожный и городской вариант. За это время произошли некоторые изменения: в 2011 году бренд выпустил версию Speedy Bandoulière в четырех размерах со съемным ремнем и двусторонней молнией. В 2015 году появился внутренний карман на молнии.

Владимир Янчевский

основатель концепт-стора

Studio Slow

У культовых моделей есть удачное дизайнерское решение, которое работало 100 лет назад и работает сейчас. Это стиль вне времени. Конечно, у конгломератов есть стремление сделать что-то свежее и футуристичное, но, с точки зрения бизнеса, им это не так уж и нужно.

Если сумка хорошо себя показывает и находит покупателя, то можно заниматься сезонными итерациями и маркетингом вокруг одного силуэта очень долго. Размер, фурнитура, детали, кожа могут быть разными от сезона к сезону, главное — сохранить считываемый узнаваемый силуэт.

Chanel 2.55. «Я устала носить ридикюли в руках, к тому же я их вечно теряю», — заявила Коко Шанель и в феврале 1955 года представила маленькую стеганую сумку на длинной цепочке Chanel 2.55. Новая модель навсегда определила дом CHANEL даже без логотипа — зеркальны буквы СС появились только в 1980-х годах, когда в модный дом пришел Карл Лагерфельд.

Коко Шанель вложила в сумку свое представление о практичности. У Chanel 2.55 семь карманов: на задней стороне снаружи и шесть внутри. Два больших отделения были задуманы для писем, в трех помещались визитки, деньги и пудреница, один карман секретный на молнии и один для помады. При Карле Лагерфельде и Виржини Виар появились Chanel 2.55 из зернистой кожи, твида с вышивкой, бархата, денима и с бисерным плетением. Почти каждый сезон дом представляет новые версии культового силуэта, например, в коллекцию осень-зима 2024/25 вошли модели в оттенке 13-1023 Peach Fuzz (от английского «персиковый пушок» — цвет 2024 года по версии Pantone — прим. Enter), из коричневой кожи и молочного меха в цвет дубленки.

Gucci Jackie. Появилась в 1950-х годах и называлась Constance — кто такая Констанс и кем приходилась Альдо и Родольфо Гуччи, до сих пор неизвестно. В 1961 году модель переименовали в The Jackie в честь ее главной поклонницы — бывшей первой леди США Жаклин Кеннеди. Она так сильно любила эту сумку, что однажды купила сразу шесть штук. Джаки ходила с Gucci везде: на светские мероприятия, неофициальные встречи и прогулки.

Классическая форма хобо сильно изменилась при Томе Форде и Фриде Джаннини в 1990-х—2010-х годах. Последний силуэт появился благодаря Алессандро Микеле, который выпустил на подиум Gucci Fall 2020 почти всех моделей с разноцветными варианта The Jackie 1961. Новая версия более структурирована, у нее появился регулируемый ремешок и поршневая застежка.

Hermès Birkin. Однажды актриса и модель Джейн Биркин летела из Парижа в Лондон напротив нового директора бренда Hermès Жана-Луи Дюма. Их беседу прервал шум: из багажа девушки все вывалилось. Джейн пожаловалась, что много лет не может найти удобную сумку, поэтому ходит с корзиной. Это стало инсайтом для Дюма: он попросил актрису нарисовать на бумажном пакете идеальную, по ее мнению, сумку и в 1984 году презентовал Hermès Birkin.

Сегодня это самая известная сумка в мире. Цена может достигать 400 000 долларов, а очередь на покупку — десятилетия. Двести французских мастеров отшивают Birkin вручную из кожи теленка, аллигатора, каймана и даже страуса. Материал проходит специальную обработку, поэтому со временем не появляются заломы и вмятины. Дом производит не более 10 000 экземпляров в год, что делает модель редкой и еще более желанной.

1DR, Le Chiquito, Swipe Bag и Le Cagole: It-bag, которые стали статусными недавно

В кризисный 2008 год критики похоронили феномен it-bag, так как культовые модели пропали из коллекций брендов, а кичиться статусными символами стало неприлично. Но радикальное мнение было ошибочным: в 2010-х годах активно развивался стритстайл, стагнирующие конгломераты потеснили молодые бренды и дизайнеры, которые предложили новые силуэты.

Философия сильно изменилась: желанность сумок больше не связана с высокой ценой, длинной историей и личностью. Отныне статус — не про дороговизну и недоступность, а про идеи и ценности, которые покупатель стремится поддержать. Модели старой школы по-прежнему актуальны: на то они и культовые, чтобы если не навсегда, то надолго остаться на подиуме и в стритстайле. Тем не менее, к 2024 году понятно, что у каждого поколения свои it-bag.

Diesel 1DR. Diesel появился на подиуме в 1990-х–2000-х годах. Бренд полюбили за провокационный маркетинг и потертый деним. Но насколько быстро Diesel ворвался в индустрию, настолько же быстро потерял популярность. Чтобы вернуть бренду былую узнаваемость, в 2020 году в модный дом пригласили креативного директора Гленна Мартенса. И понеслось.

Первым делом Мартенс вернул на сумку Diesel 1DR логотип The Big D, который несправедливо забыли и не использовали с 2004 года. Дизайнер уменьшил размер, предложил больше цветов и материалов, подчеркнул гендерную независимость и Y2K (аббревиатура от «Year 2000» — эстетика и тренды конца 1990-х — начала 2000-х годов — прим. Enter) стиль, традиционная прочная ручка осталась неизменной. «Мы никогда не будем претендовать на роль роскошного дома. Мы — альтернатива роскоши», — прокомментировал дебютную коллекцию весна-лето 2022 Гленн Мартенс.

Бренд скоро появится в Studio Slow, следите за обновлениями на сайте и в Telegram-канале концепт-стора.

Jacquemus Le Chiquito. «Le chiquito» переводится как «крошечная», и это точно отражает особенность Jacquemus: в коллекцию La Bomba 2017 вошли аксессуары размером 12 на 9 сантиметров, в сезон осень-зима 2019 — 8,5 на 5 сантиметров. Несмотря на миниатюрный размер, модель мгновенно стала вирусной.

Часто сумки желанны из-за своей эксклюзивности, а не функциональности и практичности. Пустая Chloé Paddington с замком весит около 1,5 кг. Несмотря на это, в 2005 году 8 000 экземпляров продали еще до того, как они появилась в магазинах. В миниатюрные Jacquemus Le Chiquito помещается несколько банковских карт и помада, но это не останавливает девушек по всему миру — сумку носят как декоративный аксессуар и дополнение к тоут.

Coperni Swipe Bag. Круглая Coperni Swipe Bag является самым известным айтемом бренда с первого дня ее появления в коллекции осень-зима 2019. Она стала отражением футуристических идей Себастьена Мейера и Арно Вайана. Дизайн вдохновлен формой функции «свайп вверх для разблокировки» на iPhone — отсюда название Swipe. Сумка стала любимой не только из-за узнаваемой формы, но и из-за доступной цены: в зависимости от модели и материалов Coperni Swipe Bag стоит от 390 до 790 долларов.

Еще одна причина популярности — грамотный PR. Swipe Bag постоянно в фокусе внимания: стоит затихнуть новостям о коллаборации бренда с Мэйси Уильямс и веганской коллекции из яблочной кожуры в 2021 году, как Coperni презентует сумку из стекла. Вот уже все обсудили хрупкие прозрачные аксессуары с рожками на ручке, и бренд делает Mini Meteorite Swipe Bag из метеорита. В начале марта 2024 года Coperni выпустил сумку на 99% из воздуха и на 1% из стекла. Эту новость обсуждают модные критики, экономисты, блогеры — бренда на слуху и в повестке у всех.

Мейнстримный сумки используют для пиара разные бренды. Например, в Studio Slow вдохновились Coperni и 1 апреля представили свой креативный вариант — первую в мире съедобную Swipe Bag. 12 экземпляров сделаны из мармелада в разных цветах. Со сладким аксессуаром навряд ли получится прогуляться по Профсоюзной, зато сумку можно съесть сразу после фотосессии.

Balenciaga Le Cagole. Максимализм новой версии Balenciaga Le Dix доведен до крайности: заклепки, ремешки, зеркальный брелок-сердце и форма-полумесяц делает сумку еще одной моделью из 2000-х годов. Кажется, что каждый элемент, начиная с названия — на провансальском диалекте «cagole» означает «крутая», и заканчивая шнурком на замке, складывается в ДНК новой it-bag. Об этом свидетельствуют и цифры: после кампейна Balenciaga с Ким Кардашьян количество запросов с указанием названия модного дома за сутки увеличилось на 54%, а Le Cagole — на 22%.

От ничего до много: Сколько стоит it-bag

Hermès Birkin на вторичном рынке стоит около 3 млн рублей, новая Gucci Jackie — около 300 000 рублей, Diesel 1DR — 70 000 рублей. На ценовую политику бренда влияют разные факторы, из очевидных — премиальность материалов, качество пошива, страна производства, имя и история. Но если в случае с одеждой high-end сегмента почти любую наценку можно объяснить, с сумками так работает не всегда.

У Diesel отличные производственные возможности, это большой бренд с многоуровневой линейкой. Благодаря налаженным бизнес-процессам Diesel удается удерживать цены на сумки, которые по качеству не отличаются от традиционного люкса. Плюс, цена для новых моделей — логичный ход. Чтобы сумка стала узнаваемой, она должна быть как можно у большего количества людей.

Владимир Янчевский

основатель концепт-стора

Studio Slow

Жакмюс проложил дорогу для молодых дизайнеров с точки зрения продвижения, интересных решений, подсветки коллекций, сотрудничества, цитируемости. Сейчас сумка Le Chiquito одна из самых узнаваемых и желанных. При этом, по моим наблюдениям, бренд не хочет перенасыщать рынок, поэтому сменил фокус, чтобы чуть уменьшить продажи силуэта Le Chiquito.

Я думаю, это нужно для того, чтобы сделать модель более недоступной в цене и наличии. По этому пути идут Diesel и Coperni — пока самые недорогие сумки в категории it-bag. Это силуэты с хорошей историей, поддержкой и дизайном, они не уступают в качестве и практичности культовым моделям — в общем, отличная инвестиция.

Люксовые бренды находятся примерно в одном ценовой нише и работают на рыночных условиях. Хотя неожиданные и не всегда понятные индексации происходят: за 2021 год дом Chanel повышал цены трижды, каждый раз на 12–15% — это плюс 1 000 долларов за сумку. Эксперты назвали дефицит искусственным, а сдерживающий ценовой фактор неэффективным и объяснили поведение бренда стремлением занять место в одной тройке с Hermès и Louis Vuitton, сегментировать аудиторию и закрепить стереотип о недосягаемости люкса — иначе о чем будут мечтать девушки?

Birkin с каждым годом становятся дороже и желаннее. Владимир Янчевский объясняет, что обязательная история покупок, очереди в бутиках и лимитированные продажи являются инструментом отстройки элитарного бренда. Это рискованная стратегия, которая у Hermès удалась во многом благодаря любопытству покупателей: если бы Birkin была доступной, как Gucci и Dior, о ней бы не говорили — просто шли и покупали. Hermès хотели сделать свои вещи объектами вожделения, и у них это получилось. При этом целевая аудитория бренда выбирает сумки не за мейнстримность, а все-таки за практичность. Birkin вместительная, с ней удобно путешествовать, она выполнена из качественных материалов, которые прослужат десятилетия.

Пять брендов сумок для тех, кому наскучили аксессуары как у всех

Если вы не гонитесь за it-bag, рекомендуем обратить внимание на альтернативные аксессуары молодых брендов. Смелые не обремененные традициями модных домов дизайнеры предлагают новые футуристические силуэты, которые скоро могут стать культовыми. Сумки сделаны из качественных материалов, вписываются в городской гардероб и выделяются среди привычных моделей.

ABRA

Маленький бренд сумок из Испании покорил индустрию эксцентричной эстетикой. Дизайнер ​​Абрахам Ортуньо Перес дополняет классические багет и кэри острыми шипами и ремешкам — модели выглядят понятно и в то же время дерзко.

Sunnei


Основатели и дизайнеры бренда Симон Риццо и Лорис Мессина против сезонности коллекций и рассуждений категориями трендов. Они видят свою миссию в том, чтобы создавать качественные вневременные вещи. У бренда есть узнаваемая Sunnei Labauletto. Сумка представлена в нескольких цветах и размерах, отличается необычной неструктурированной формой и контрастным решением.

Coperni

Кроме узнаваемой Swipe Bag у бренда есть другие не менее запоминающиеся модели. Например, у U.F.O. Bag более классический офисный силуэт. Объем по бокам увеличивает вместительность сумки, так что в нее поместится все нужное для работы.

nana-nana

Бренд экспериментирует на тему форматов бумаги: универсальные модели из нейлона и ПВХ делают в размерах от А6 до А3. Из-за прочных материалов и классических дизайнов сумки выглядят актуально в любом сезоне. У производителя много коллабораций. Среди интересных — nana-nana x Hello Kitty x PSG и nana-nana х Porter-Yoshida&Co.

gu_de

В сумках соединены мода 1970-х годов и современность. Благодаря такому решению классические аксессуары выглядят по-новому. На выбор — сумки-багет, сэдл на длинном ремешке и торба с короткой ручкой.

Больше сумок разных силуэтов, размеров и цветов смотрите на сайте концепт-стора Studio Slow.

Текст: Ксения Монастырская
Изображения: Марина Никулина

Смотреть
все материалы