qul eşe: Как школа рукоделия из Казани возрождает традиционное татарское ремесло


Концептуальная школа татарского ремесла qul eşe — осознанная попытка возродить национальное рукоделие, которое несправедливо забывается в мире современных технологий. За четыре месяца основательница студии Мира Рахмат и ее команда преподавателей обучила почти сотню людей вышивать, делать кожаную мозаику и ткать, вдохновляясь ремеслом прошлых веков.

Enter совместно с «Мастерами» поговорили с основательницей qul eşe и узнали об истории развития школы. Рассказываем, как продвигать старинное ремесло среди зумеров, почему в XXI веке заниматься татарским традиционным рукоделием классно и при чем тут медитация.


Партнерский материал

qul eşe в цифрах: 

2022

запуск школы


100 000

стартовые инвестиции


5

преподавателей в школе


3

направления рукоделия


90

человек посетили мастер-классы


1 800

средняя цена мастер-класса

Быть ремесленником в семье военных — с чего начинался qul eşe

Основательница студии Мира Рахмат отучилась на конструктора-модельера в Уфимском колледже технологии и дизайна. Еще тогда в ее работах присутствовали национальные мотивы. До открытия школы Мира успела создать свой бренд и поработать с известными московскими дизайнерами, такими как Вика Газинская и Алена Ахмадуллина. Но все же девушка вернулась в Казань — в какой-то момент она охладела к индустрии моды, но не к творчеству. Первые мысли о создании школы татарского рукоделия у Миры появились во время путешествия в Париж. По ее словам, там подобные мастерские уже набирали большую популярность.

«Во время путешествия в Париж в 2017 году я увидела, как в городе развивают направление мастерских. На мастер-классы по рукоделию собирались парижанки, которые в процессе создания предметов обсуждали интересующие их темы и просто классно проводили время. Мне это так понравилось, я сильно вдохновилась атмосферой и самой идеей о рукоделии. Именно после этой поездки я всерьез задумалась о создании собственной школы татарского рукоделия в Казани», — делится Мира Рахмат.

Создать свою школу Мира решила в 2019 году, но идею реализовать получилось только в январе 2022 года, поскольку два года приоритетом для девушки было воспитание ребенка. К тому же отложить открытие мастерских пришлось из-за наступившей пандемии.

Мира признается, что точно не помнит, как ей завладела татарская культура. Да, она родилась в татарской семье, но ее родители — военные родом из Башкирии. И у юной Миры на тот момент было понимание, что именно башкирская культура — это ее культура. Но когда девушка впервые приехала в Казань, сразу прониклась национальной культурой Татарстана. Основательница рассказала, что ее зацепило то, как казанские жители ждали и были готовы потреблять продукцию с национальным колоритом.

«Я часто задумываюсь, откуда во мне заинтересованность к национальной татарской культуре, мои родители с этим никак не связаны: мама — подполковник, папа — полковник, а сестра имеет юридическое образование. Единственное, что могу вспомнить, мой прадедушка обшивал всю деревню и был портным, мне говорили, что у меня талант от него. Также моя бабушка работала швеей — были задатки в модной индустрии, но почему именно в национальной тематике сказать сложно», — рассказывает Мира.

Слева направо: Екатерина Куратова, Ирина Козлова, Мира Рахмат, Ильсияр Габитова

Продвигать идею: Запуск студии за 100 тысяч рублей без окупаемости

Когда было принято решение открыть школу, Мира решила проконсультировалась с экспертами. Главная проблема заключалась в том, что подобного бизнеса не было в Казани, а в России похожих студий — единицы. Примером служили европейские мастерские, но конкретной стратегии не было. В итоге, составленный бизнес-план проекта получился не прибыльным, знакомые эксперты говорили, что проект не сможет отбиться ни через пять лет, ни через десять. По словам Миры, такое дело не воспринимали всерьез, но она решила воплотить мечту. И когда начались мастер-классы, появился поток людей, а с ними и надежда, что все получится. Первый мастер-класс в школе рукоделия прошел 31 января 2022 года.

На сегодня вместе с Мирой в школе работают еще четыре преподавателя. Два по кожаной мозаике — Екатерина Куратова и Ирина Козлова, по тамбурной вышивке — Ильсияр Габитова, объемную вышивку бисером преподает Гульфия Шайдуллина, а ткачество сама Мира. Она решила, что в школе будут заниматься именно этими тремя видами рукоделия, поскольку Мира считает, что они являются наиболее традиционными и популярными, а кожаная мозаика — визитная карточка Татарстана, поскольку больше ни в одном народе мира не сохранилась эта техника. Каждый вид рукоделия имеет свой прайс, например 1 600 рублей будет стоит урок тамбурной вышивки, 1 800 рублей — объемная вышивка бисером и по 2 000 рублей за кожаную мозаику и ткачество. Любые расходники школа предоставляет.

Всеми процессами Мира руководит самостоятельно, в том числе бухгалтерией, маркетингом и пиаром. Начальный капитал для создания студии был около 100 тысяч рублей. Эти деньги до сих пор вкладываются на закупку материалов, аренду помещения и зарплаты преподавателей. Основательница школы рассказывает, что даже если деньги приходят, на этом зарабатывать не получается. Выход в плюс еще идет. Пока нет четких прогнозов, когда удастся получать прибыль.

Персональная работа с учениками и привлечение молодых студентов

За время существования студии на классы пришло более 90 человек. На каждом занятии присутствуют не более 10 учеников, а на кожаной мозаике их число сокращается до пяти. Небольшое количество студентов Мира обосновывает сложной техникой, которая требует большого внимания. По мнению Миры, это уважение и к клиенту, и к преподавателю. В студию приходят люди, которые разделяют идейные принципы школы и действительно хотят научиться национальному рукоделию, поскольку только интересующиеся готовы уделять одному уроку около трех часов в день. А именно столько идет занятие. Кстати, Мира и преподаватели считают, что рукоделие — своего рода медитация, когда можешь отвлечься от бытовых проблем и сосредоточиться на созидании.

Принято считать, что рукоделием занимаются только люди старшего поколения, а молодым это не интересно. Мира вспоминает, что при работе со своим брендом одежды ей нужна была ручная татарская вышивка, но она понимала, что мастера в этом деле только взрослого поколения, а нужны были молодые кадры, чтобы создавать современные проекты. Она захотела решить эту проблему и в своей школе, сделав ставку именно на молодых преподавателей. Конечно, найти их не так просто, тяжело понять, как строить карьеру в ремесленничестве, да и индустрия не так развита. Но зато когда находятся те самые, Мира точно уверена в их навыках и в желании развиваться.

Мастерская работает четыре месяца и в основном люди приходят с помощью сарафанного радио. Мира считает, что традиционное татарское рукоделие нужно уметь правильно транслировать и показывать, поскольку у аудитории есть множество стереотипов относительно ручного труда. И если рассказывать все на своем примере, учитывая интересы молодых людей, можно создать крутое комьюнити. Так, целевая аудитория qul eşe оказалась более широкой, чем предполагалось — это люди от 25 до 40 лет.

Актуальность ручной работы и возрождение татарской культуры в рукоделии

Основательница студии рассказала, что на занятия приходят как обычные люди с интересом к ручному труду, так и потомки ремесленников, чтобы прикоснуться к своим корням. Например, у одной ученицы прапрадед делал изделия из кожи. Но первых, конечно, намного больше — тех, кто хочет интересно провести свой досуг, познакомиться с ремеслом в новом прочтении и в по окончании трех часов получить реальный результат работы.

Помимо активного включения национальной культуры в повестку, школа также служит местом снятия стресса и нетворкинга. Например, Мира проводит выездные занятия на природе совместно с психологами. На первой подобной встрече главной темой обсуждения стало «Материнство».

Говоря о будущем, Мира представляет, что это будет большая школа, куда будут приходить как горожане, так и туристы. Планируется на базе qul eşe запустить франшизу и развить ее дальше региона, чтобы популяризировать татарскую культуру вне республики. Но сейчас девушки заняты поиском подходящего и постоянного помещения для мастер-классов. На данный момент школа работает четыре месяца, арендуя по часу чужую студии, но уже в ближайшее время Мира закончит ремонт для qul eşe в собственном пространстве.

Мира Рахмат

основательница школы qul eşe

Изначально я представляла, что у меня сразу будет свое помещение, где люди могли почувствовать, что пришли в настоящий дом ремесла. Мне важно, чтобы человек, переступивший порог школы, не только смогу обучиться новому, но и погрузиться в атмосферу. На начальном этапе это было сложно сделать, но сейчас мы готовы арендовать свою площадку. Во мне живет миссия — сделать что-то важное для культуры. Возможно это говорит мое эго, но мне хочется, чтобы о нас писали в учебниках по истории татарской культуры, как о важных деятелях, сумевших поднять рукоделие на новый уровень. Мне хочется, чтобы как можно больше людей узнали о ремеслах, погрузились в историю, нашли для себя вдохновение и умиротворение в процессе.

«Мастера» — бесплатная образовательная платформа для молодых предпринимателей в сфере новой экономики. Проект поможет как тем, кто уже добился успеха, так и тем, кто только планирует начать свое дело.

Проект «Мастера» реализуется фондом «Креативные практики» при поддержке компании «Газпром нефть» в рамках программы «Родные города».

Фото: Андрей Соловьев

Смотреть
все материалы