Сооснователь ЦСК «Смена» — о просвещении, краудфандинге и итогах пятилетки


В декабре Центру современной культуры «Смена» исполняется пять лет. За это время проект провел девять книжных фестивалей — зимних и летних — и больше 400 мероприятий, начиная с выставок и кинопоказов, заканчивая концертами и вечеринками.

Enter совместно с брендом одежды из Японии UNIQLO поговорил с сооснователем ЦСК Робертом Хасановым о неизменном костяке команды, просвещении молодых горожан и месте силы.


Партнерский материал

На Роберте:
Ультратеплое пальто — 12 999 ₽
Водолазка из мериносовой шерсти — 2 999 ₽
Брюки до щиколоток EZY — 2 999 ₽
HEATTECH шарф — 1 499 ₽

«Смена» — это абсолютный эксперимент

Когда я в первый раз попал в окрестности железнодорожного вокзала, здесь было самое настоящее гетто. Раньше здесь располагались в основном дома-призраки и грязные улицы. А сейчас это вполне приятный городской район. Заметно, что Казань развивается, инфраструктура растет. За последние пять-семь лет столица Татарстана сильно изменилась благодаря большим спортивным мероприятиям — это видно невооруженным глазом. В «Смену» часто приходят иностранцы, которые сравнивают Казань с немецкими городами, а наш ЦСК — с аналогичными европейскими площадками.

«Смена» — это проект, созданный командой единомышленников, основная цель которых — преодолевать себя, расти и создавать что-то новое. Мы уже пять лет занимаемся тем, что нам нравится, в какой-то мере даже находимся в зоне комфорта. Вообще, изначально мне хотелось сделать просто площадку, которая взаимодействовала бы с современным искусством. Это была не какая-то задача сверху, а скорее внутренняя потребность создать свой мир, в котором будет интересно жить. Собралась команда с такими же мыслями и желаниями — так все и началось. На самом деле «Смена» — это абсолютный эксперимент без жесткого планирования. Я вообще отношусь к планированию настороженно, потому что часто любые планы могут завести в никуда.

Центр современной культуры «Смена» менялся на протяжении всего своего существования. Мы варимся внутри этого и взгляд так или иначе замылен, поэтому нам сложно фиксировать эти изменения. Да и в целом, мы не гонимся за оценками и результатами — попросту не успеваем. К примеру, Cosmoscow — ярмарка современного искусства — выделила нас как лучшую независимую региональную институцию. Можно сказать, в Москве и в России в целом у нас уже сложился определенный имидж: к нам с удовольствием приезжают лекторы, художники. Тем временем мы даже не успеваем сделать нормальное портфолио для галереи, поэтому все общение со спикерами происходит на личном уровне. Для институций вроде нашей действительно важны имидж и доверие. А мы в свою очередь следим за тем, что происходит в сфере искусства и культуры, стараемся выхватывать все самое интересное, но при этом не забываем и про местный контекст.

Освоение территории и сравнения с лофтами в Англии

Само здание на Бурхана Шахиди мы осваивали поэтапно. Изначально на первом этаже была автомойка, а второй мы самостоятельно приводили в порядок, чтобы открыть там галерею. Первое время пытались найти общий язык с собственником, объясняли, почему мы не сможем платить коммерческую аренду. В конечном итоге пришли к компромиссу — арендной плате сильно ниже рыночной. Я так или иначе занимался всем зданием, курировал реконструкцию. И вот результат — через несколько лет нам удалось из обычного склада, где находилась автомойка, сделать административное здание и арт-институцию.

У нас не было амбиций захватить все помещения сразу. Поначалу мы просто осваивались, справлялись с шумами автомойки. Если честно, это даже добавляло индустриальной атмосферы — «Смену» сравнивали с лофтами Англии и Нью-Йорка в их лучшие времена. Или с местами, куда только начинала забираться джентрификация.

В России много похожих на «Смену» государственных или коммерческих проектов, но практически нет независимых арт-институций. Наш формат больше похож на европейский — гости об этом часто говорят. А из российских проектов нас сравнивают с «Ельцин-центром» в Екатеринбурге. Или с краснодарской «Типографией», которую делают участники группировки «ЗИП». Последних мы в марте привозили в «Смену» с выставкой. А еще вместе с «ЗИПами» участвовали в одной программе поддержки региональных арт-институций от московского Garage. В течение года музей всячески нас поддерживал, мы проводили много совместных мероприятий. Например кинопоказы Garage Film Festival при поддержке московской институции и бренда одежды UNIQLO.

В 2017-м у «Смены» открылся вход со стороны Чернышевского, а книжный магазин переехал на первый этаж. Таким образом, закончился основной этап работы со зданием. По инфраструктуре мы утверждали с собственником абсолютно все, но нам не пришлось убеждать его, что ЦСК необходим городу. Просто само здание медленно, но верно уничтожалось автомойкой. Собственник здания инвестировал деньги в реконструкцию, а я все это курировал.

На Роберте:
Свитер из кашемира — 7 999 ₽
Ветрозащитные утепленные брюки — 2 999 ₽

Привлечение и просвещение молодежи

Что касается программы, то ей в большей степени занимается арт-директор «Смены» Кирилл Маевский. 99% контента строится на взаимодействии с партнерами — это неотъемлемая часть нашей деятельности. Программа во многом формируется сериями и циклами, причем некоторые из них мы запустили еще несколько лет назад и продолжаем до сих пор. Могу сказать только, что мы ограничены в подборе контента, потому что многое завязано на бюджетах.

Все лекции, выставки и прочие мероприятия мы всегда организовывали так, как сами это видели — но нам часто не хватало ресурсов, чтобы популяризировать — доходчиво объяснить людям — что мы делаем. Поэтому можно сказать, что иногда в чем-то мы сильно опережали нашу публику. На первых выставках у нас вообще не было молодежи. Приходила взрослая публика, например, друзья Ильгизара (Хасанова — художник, отец Роберта, — прим. Enter) или аудитория из Союза художников, которая просто имела привычку ходить на выставки.

Молодежь на вернисажах начала появляться только через пару лет после открытия ЦСК — я считаю это одним из главных достижений «Смены». Следующий этап — развивать среду самих художников. Сейчас, к примеру у нас проходит выставка казанского Alesha Art (проходила на момент интервью, — прим. Enter). Надеюсь, в будущем будем открывать для горожан больше местных художников. На самом деле мы много кого привозим из других городов России, но татарстанских по пальцам можно пересчитать. И это необходимо изменить.

Компромиссная субаренда и проведение корпоративов

Помимо выставок, лекций и кинопоказов, в «Смене» проводятся и частные мероприятия. По сути, субаренда — это единственное, что приносит нам понятные деньги. К примеру, почти все лекции сейчас у нас со свободным входом. Конечно, есть платные выставки, но собранные средства, как правило, редко позволяют окупить даже элементарный привоз и монтаж конструкций. Поэтому мы сдаем площадку под различные мероприятия.

В основном у нас проводят презентации, конференции, фестивали и корпоративы. Дело в том, что в Казани не так много интересных площадок, где можно провести мероприятие. К тому же многим просто нужен лофт, а у нас как раз что-то похожее. Бонусом идут наши свободные возможности по застройке: деревянный пол и потолок — как в галерее, так и в лектории.

Субаренда для нас — это своего рода компромисс. Мы занимаемся ей на остаточном уровне: сами никого не ищем, объявления не размещаем — только принимаем входящие заявки. Мы не можем пренебречь субарендой, хотя и не очень хотим ей заниматься. Разумеется, нам больше нравится, когда у нас идут лекции, а не свадьбы. Но не могу сказать, что мы от этого сильно страдаем.

Неизменный костяк и отсутствие стабильности

Основной костяк команды вообще никак не менялся за эти пять лет. К тому же не так давно мы начали привлекать молодых ребят, чтобы передавать им накопленный опыт. Сейчас «Смена» — это одно из немногих мест в Казани, где можно научиться менеджменту в сфере культуры. Это относительно новая область не только для Казани, но и для России в целом. В ней нет протоптанных дорожек — все происходит на личном опыте и в рамках эксперимента.

Все ребята в команде «Смены» параллельно занимаются другими проектами, поскольку ЦСК — некоммерческая институция: редко бывает возможность платить какие-то адекватные зарплаты. Я одновременно с этим занимаюсь еще несколькими проектами: создаю музеи и экспозиции. Например, помогаю с открытием музея чайной культуры в Татарской слободе, делаю реэкспозицию музея МВД. Видимо, в Казани мало специалистов в этой сфере. Вообще, так или иначе у каждого есть какая-то финансовая или моральная отдушина. Когда нет стабильности и четкого зарплатного фонда очень сложно не выгореть. Но здесь всем как-то удается балансировать.

Приход к монетизации и краудфандинг

Книжный магазин — это отдельный проект, который к экономике ЦСК никакого отношения не имеет. Но, да, в нем работают те же люди, что и в «Смене». Что касается дохода институции — есть гранты: именно они позволяют сформировать какой-то минимальный зарплатный фонд в проектах, на которые мы их получаем. К тому же скоро планируем запускать краудфандинговую кампанию. Сейчас пытаемся направить свои силы на какую-никакую монетизацию проекта, потому что нам хочется удержать формат, который есть сейчас и дальше его масштабировать. А без стабильной финансовой базы невозможно планировать ничего.

Дружественные проекты и работа как место силы

Культура в целом — неотъемлемая часть городской среды, но чтобы оценить все нужен взгляд со стороны. Я вижу людей, которые приходят к нам, но мне сложно понять, что у них в этот момент в голове происходит. Еще в Казани из классных проектов есть Творческая лаборатория «Угол» и фонд «Живой город» в целом. Я в театре не очень ориентируюсь, но они делают вещи федерального масштаба.

До «Смены» мне не хватало пространства в Казани, где я мог бы чувствовать себя комфортно. А для этого мне нужно просто заниматься делом, которое приносит результат. Поэтому можно сказать, «Смена» — это мое место силы.

Что касается одежды, то в основном я заказываю ее в интернете. Если честно, у меня суперограниченный гардероб, который я время от времени обновляю, на большее попросту не хватает времени. В основном в него входят толстовка и джинсы, либо деловой формат — пиджак и рубашка без галстука. Что касается оттенков, их выбор ограничен — от черного к серому.

К тому же я не очень люблю крупные изображения лейблов на одежде. В этом плане мои потребности полностью удовлетворяет UNIQLO — здорово, что можно прийти в магазин и, не особо заморачиваясь, приобрести какую-то повседневную вещь, которая скорее всего мне подойдет. Во всяком случае я так уже несколько раз делал. Просто у этого бренда понятная концепция, и она многим близка.

Во время съемки мы использовали одежду бренда UNIQLO, который недавно представил коллекцию ультратеплых пуховиков для сильных морозов. Модель создавалась под руководством команды из России и состоит из тщательно продуманных деталей. Пуховики обладают устойчивыми водоотталкивающими свойствами — именно они защищают материал от снега и дождя; а подкладка с алюминиевым слоем позволяет удерживать тепло тела под одеждой — что действительно актуально для российской зимы.

Пуховик ULTRA WARM DOWN представлен в мужской и женской коллекции в нескольких странах мира — в Европе, США, Китае, Южной Корее, Сингапуре и Канаде. Женский модельный ряд также представлен удлиненным стеганым пальто. В Казани коллекция доступна в магазине UNIQLO в ТЦ «Мега».

Материал подготовлен
при поддержке

Фото: Мария Куканова
Стилист: Татьяна Черногузова
Продюсер: Камиль Шоф

Смотреть
все материалы