10 казанских художников до 35 лет, за которыми стоит следить
Кажется, что в последнее время интерес к новому искусству в Казани возрастает. Об этом говорит количество материалов в медиа, все чаще проводящиеся аукционы и выставки. Редакция Enter проанализировала, что происходит на молодой художественной сцене города и рассказывает об активных участниках процесса, которых, учитывая текущие обстоятельства, не всегда можно увидеть на выставках.
Художник, который ― в это трудно поверить ― занимался граффити еще в начале десятых и остается одним из хранителей истории казанского уличного искусства. Однажды мы расскажем и эту историю, а пока обратимся непосредственно к работам Димы. Если проследить за его проектами последних пяти лет, то может показаться, будто он перепробовал все возможные медиумы и темы ― от световых инсталляций, вдохновленных опытами Малевича и Ласло Мохой-Надя, до звуковых экспериментов с полевыми записями и документальных исследований ― однако все работы Димы Nomer объединяют две узнаваемые составляющие: кропотливость подхода на грани с научной точностью и интерес к маргинальным социальным явлениям. Например, художник рассказывает, что для него за разными бытовыми процессами ― будь то теггинг или взаимоотношения сотрудников общественного транспорта ― всегда скрывалось нечто большее. Свой потенциал исследователя Дима Nomer раскрывает в инсталляции «Ритуалы увольнения» (2019), в которой детально воссоздает коробку с вещами человека, решившего покинуть работу.
Художница получила академическое образование в КХУ им. Н.И. Фешина на отделении ДПИ, что помогло ей обратиться к не распространенному в локальной художественной среде языку декоративного орнамента. Зухра «рисует» нитками балы насекомых и цветов, свой внутренний сад и мистический инсектарий на всем, что попадется под руку. Что-то из всей этой живности не покидает пределов пяльцев, а что-то уползает на одежду и аксессуары друзей и шоурумов. Также художница шьет маленькие игрушки-броши в виде насекомых и животных, которые вполне сгодятся для языческих ритуалов. Так что если вы ищете оберег от коронавируса или являетесь поклонником Кафки, советуем обратить внимание на творчество Зухры. Одна из последних работ мистической художницы — вышитый в трех частях сказочный сад, где сияет дневная Луна и дневная Венера, а животные с цветами тянутся к месяцу.
Художница-график, Варвара училась в КХУ на отделении живописи, в настоящий момент ― в МГАХИ им. В.И. Сурикова на факультете графики. В классическом рисунке ценится быстрая и точная рука художника, взвешенные пропорции линии и пятна ― и именно это присутствует в работах Обшивалкиной.
При этом графика, оставаясь древнейшим видом искусства, как известно, легко адаптируется ко времени, и работы Варвары хороший тому пример ― стоит хотя бы посмотреть ее недавнюю серию коллажей с людьми в метро. Это одновременно и штудии ― потому что сложно представить еще более быстро меняющееся место, чем метро, ― и рутинное исследование привычной среды.
До 19 лет Мария верила, что пойдет по стопам мамы-математика, и даже окончила мехмат с красным дипломом. Но в один момент в руки Марии попал журнал с комиксами и все пошло не так, как планировалось. Сейчас художница рисует комиксы пером и тушью. Будучи поклонницей традиционной графики, художница в своих работах использует старомодные приемы, особое внимание уделяет тщательной штриховке. Помимо математики, Мария увлекается изучением анатомии. С 2018 года она рисует серию «100 скелетов»: пока остановилась на шестидесятом.
Помимо этого художница издает черно-белый зин «Инкстории», ведет клуб для желающих научиться рисовать комиксы в «Циферблате», в 2018 году участвовала в сборнике «Комикс из Будущего» на «БигФест», а также проиллюстрировала пару книг, одна из которых вышла в издательстве «ХЭТЕР». Сейчас Мария закончила сценарий полицейского детектива «Ведьмин Отдел», действие которого происходит в стране, напоминающей современную Россию, где полиция разбирается не только с преступниками, но и с разной нечистью: упырями и ведьмами. Совсем скоро художница начнет рисовать эту историю и выкладывать к себе в Instagram — подписывайтесь.
Вместе с Полиной Сверхновой, Аськой и другими художниками входит в свежее творческое объединение «Самолетик». В этом году открыл персональную выставку «Я научился говорить» в «Штабе».
Занимается живописью и графикой. Персонажи живописного мира Phill Peace хоть и эволюционируют с годами, но все еще тянут, скорее, на героев комиксов с редуцированным диапазоном эмоций, чем на типажей психологического портрета. Парализованные собственным немым криком, они могли бы померещиться в бэд-трипе, а если отвлечься от изобилия цвета в рисунках, при беглом взгляде в них чувствуется тревожность экспрессионистской графики (больше всего ― Отто Дикса), помноженная на инфантилизм поп-арта. Передаем привет страхам и ждем дальнейшего развития личной мифологии Phill Peace.
Эвелина ― художница-самоучка. Начала активно рисовать год назад. Свои работы называет «потоком сознания», через который она пытается выплеснуть моментально посетившую ее эмоцию с помощью определенного цвета и характера линий. Спонтанность и размашистая манера письма художницы напоминает технику ташистов 50-х: белые и красные экспрессивные линии на темном фоне как с холстов Жоржа Матье, а абстрактные персонажи с четкой контурной обводкой вполне могли бы подружиться с персонажами Жана Дюбюффе. Вполне в духе ташизма художница использует смешанную технику и обращается к различным материалам: акрил, сангина, уголь и маркеры.
Эвелина выделяет свою первую работу, которая, на ее взгляд, ярко демонстрирует то, к чему художница стремится ― отражение чувства душевного беспокойства и попытка разобраться в себе. Экзистенциальные мотивы и мрачная атмосфера первой, принципиально безымянной работы вполне укладываются в эстетику Фрэнсиса Бэкона.
В произведениях Эвелины присутствуют сюжеты, хоть они и не выходят на первый план. Например, в последней работе, сделанной месяц назад, художница изобразила маленького человека в мире больших информационных и чувственных потоков, который пытается фильтровать информацию, окружение и свои чувства.
Закария знаком многим казанцам прежде всего музыкальными проектами (Zakary Tuktarov, Сикамор и Melan!) и сторис-перформансами в своем Instagram. Тем не менее его потенциал этим не исчерпывается. На творческое становление Закарии повлиял его отец-художник, сочинение Малевича «Мир как беспредметность», творчество композитора Джона Кейджа и дуэта отечественных художников Комара и Меламида. Преподаватель теории государства и права по образованию создает саунд-дизайн по визуальной партитуре (видео, фотография, текст), делает зарисовки забавных жизненных ситуаций маркером, создает световые инсталляции и звуковые перформансы. В графике художник уделяет большее внимание концепции, нежели исполнению. Из всех своих работ Закария выделяет световую инсталляцию «Окно»: она состоит из четырех ламп для Армстронга, на которых нарисована картина, иллюстрирующая теорию построения сознания. Картина включает в себя небольшие абстрактные сюжеты и текст, и в конечном итоге имеет форму человеческой головы. Этим художник хотел выразить идею, что сознание для него ― это временное окно.
Вдохновившись творчеством акционистов и художников перформанса, Закария принимал участие в забавных действиях арт-группы «ВШЫ». Подобно Брэду Дауни, художники захватывали рекламные щиты, заменяли афиши на картины, созданные всеми участниками. Некоторое время назад Закария организовывал и участвовал в квартирных выставках, но сейчас он предпочитает работать «в стол»: большинство его работ хранятся у знакомых и друзей. Произведения отличаются странным юмором и открытой структурой.
Последние два года мы наблюдаем всплеск активности среди художников до 23 лет, и деятельность Аси укладывается в это явление: в течение этого времени ее работы появляются в баре Fomin, граффити ― на стенах города, а рисунки и кастомизированные вещи расходятся среди молодой художественной тусовки.
Художница работает с неудобными темами ― сексуальные фантазии, телесные мутации, соотношение человеческого и животного, бранная лексика ― и делает это то с юмором лубочного творчества, то с серьезностью древнего ритуального искусства. Ее продуктивность выглядит многообещающей, поэтому ожидаем от художницы еще более масштабных высказываний о вещах, которые многим до сих пор кажутся стыдными.
Полина переехала из Ульяновской области, чтобы учиться на востоковедении, но последний год полностью посвятила художественным практикам. Начинала с графических работ, а сейчас работает с живописью и фотографией. Ее фотографии — дань символистам; в полотнах присутствует мистическое сияние в духе Климта; все это освежает панковский подход к тому, как Полина смешивает нью-эйдж, гламур, эротизм и религиозные мотивы. Хотя иногда сложно отделаться от ощущения, что имеешь дело, скорее, с тетрадными черновиками, чем с законченным произведением. Кстати, среди молодых художников Казани эксплуатация христианских мотивов не так популярна, и это могло бы сыграть Полине на руку.
Художница работает в нескольких направлениях: книжная графика, коллаж, объемные арт-объекты, инсталляции, фотография. В 2013 году в День музеев казанцы могли увидеть в парке «Черное озеро» инсталляцию Алии «Внутри». Руководствуясь свободой выбора материала для творчества, она отдает предпочтение бумаге. Художница чувствует бумагу во всех ее формах и проявлениях: будь то гладкий лист, мятые комки, рваные кусочки или отходные коробки и упаковки. Алие нравится лепить из нее, буквально создавая из ничего живые и неживые объекты и инсталляции.
Одними из заслуживающих особого внимания работ являются «Дикие» — бумажные скульптуры животных из яичных упаковок. По словам художницы, выбросить использованные яичные упаковки легко, но гораздо интереснее придумать им вторую жизнь. Во время обучения в КХУ Алия особенно любила рисовать портреты, так что до сих пор реалистичные образы животных оживают в ее голове и руках. В другой технике, но тоже из бумаги и старых пакетов, художница создает объемные скульптуры, например, динозавров.
Помимо работы с пространственными видами искусства, Алия занимается иллюстрацией. В прошлом году художница проиллюстрировала книгу «Октябрь һәм бәләкәй тылсымчы» для татарского издательства «Юлбасма».
Текст: Алиса Маркелова, Луиза Низамова
Изображения: Саша Спи
все материалы