8 казанских альбомов начала 2021-го: синти-поп, эмбиент и другое


Казанская сцена в 2021-м находится в любопытном положении. С одной стороны, выходит немало яркой и своеобразной музыки, которую начинают замечать за пределами республики. С другой стороны, есть и проблемы. Как отметил в недавнем интервью организатор грядущего фестиваля AWAZ Степан Казарьян, сцена в Казани — «ограниченная» и «держится буквально на нескольких людях, которые играют одновременно в нескольких группах».

Один из активных участников этого ядра местной сцены — соавтор Telegram-канала о музыке и культурной жизни Татарстана «Казанализация» Айдар Хуснутдинов. Мы попросили Айдара разобрать девять самых любопытных альбомов, выпущенных казанскими музыкантами за первые три месяца 2021 года.


Vanya Limb — Eschatology

Рецензенты в разное время слышали в музыке Вани Лимба голоса «подземных существ» и воплощение «страхов и чаяний далеких дремучих предков». «Эсхатология» подарит вам сладко-пугающие ощущения от прикосновения этих сущностей и познакомит с новыми. Это альбом-путешествие — через внутреннее толкиеновское Лихолесье, где шевеление неведомого пугает и убаюкивает одновременно.

ОММАЖ — Хис Ит

Трио «ОММАЖ» играет приятный уху синти-поп, ориентируясь, по собственному признанию, как на MGMT, так и на раннюю Пугачеву. На коротыше «Хис Ит» вас ждут летящие как аргамаки мелодии, переливающиеся, как серьги с красным камнем, синтезаторы и крепкие, как хватка борца корэш, тексты. Слабое место ансамбля — вокал фронтмена Динуса Ягафарова, а именно узость его эмоционального спектра. По четырем трекам пластинки размазана одна и та же сладкая интонация. С другой стороны, их коллега по лейблу Ильгиз Шайхразиев всю карьеру на таком построил — и ничего.

TRIPPY TRAXX, Vol. 1

В первой посылке от лейбла близких к комьюнити Werk электронщиков Kitobwoy, GetCosy и Buwalda к вам летит в меру заводной холодноватый хаус, похожий на замаскированное техно. Мини-альбом TRIPPY TRAXX, Vol. 1 — это Владимир Познер от мира музыки: появляется на радарах ночью, интеллигентно проговаривает прописные истины на уместный в 2021-м лад, по-старомодному внимателен к деталям, а кричащему диско-пиджаку с леопардовым принтом предпочитает не всякому заметные, но тщательно выбранные цветные носки лефтфилд-хауса.

Саша Кош — Нереально

Царицынские каменно-деревянные джунгли вскормили не только уважаемого шансонье Рустема Жигу, но и скромного труженика пауэр-попа Сашу Коша. В свободное от прокладки интернет-коммуникаций и разведения перепелов время Саша замешивает в музыкальном котле дворовую песню, Барыкина и Savage Garden. Получается нормально — по-пригородному романтично, по-родному кринжово и до головной боли привязчиво.

Сикамор — Песни о Родине

Альбом Сикамора сыгран и записан нарочито сыро, а спет с доверительной интонацией, от которой становится то тепло, как у бабушки за пазухой, то некомфортно — как будто кто-то поделился секретами, о которых ты не просил. При этом «Песни о Родине» — очевидно постмодернистский альбом. Его автор Закария Туктаров признается, что в текстах «намешал ключевые слова из песен различных исполнителей», а список вдохновивших пластинку артистов занимает целый абзац. Однако главное в альбоме — не эти влияния, а чуткость Закарии к себе и глухо поющим подземным водам Родины, которую бард пишет с большой буквы и называет «местом, куда хочется вернуться, но не получается».

YaineYa — Антитела

Проект Семена Метелькова YaineYa начинался с мат-рока — нишевого жанра, индуцирующего тяжелые формы музыкально-религиозного фанатизма. Всю карьеру Семен выстраивал вокруг себя небольшое, но преданное комьюнити близких по духу слушателей. Но всякий гуру знает — иногда приходит время решительных жестов. После них ряды паствы редеют, но преданность тех, кто остался, уже не вызывает сомнений.

«Антитела» — тот самый шаг без оглядки на прошлое. Презентуя альбом, Семен обратился к слушателям с просьбой посоветовать близких пластинке артистов, чтобы грамотно настроить таргетинг. Он сам не понимал, что напоминает запись, а мнение части слушателей выразил гитарист группы «Витамин Роста» Юрий Юсим: «Альбом похож на плинтус, капусту и вертолет». Мне же кажется, что самая близкая аналогия — это питерская группа KIROV, описывающая собственный стиль так: «Сложновато для инди, простовато для прогрессива, сладковато для андеграунда, но точно именно так, как мы любим».

AIIID — Помехи

В музыке Айдара Гайнуллина всегда чувствовалась беспримесная радость творчества. На первых треках создавалось ощущение, будто я — слушатель — сопровождаю музыканта в захватывающем путешествии-исследовании программы Ableton. От релиза к релизу мастерство артиста росло, словно экспа у героя компьютерной игры. AIIID балансировал на грани между экспериментом и поп-музыкой, чередуя шумовые переливы с поп-вокалом знакомых артистов.

Новый альбом Айдара называется «Помехи», и это название — хорошая метафора для его музыки. В более ранних релизах поп-элементы приходилось расслушивать через слои экспериментальщины, испытывая извращенное удовольствие, словно чистишь диковинный плод. В новом же альбоме помехи заняли центральное место на звуковом полотне, а поп-мякотка еле виднеется. Как концепция это, наверное, хорошо, но вот переслушивать альбом вам вряд ли захочется.

J-SET — Третий том

Старательно и не без драйва сыгранный и спетый батя-рок. Однако драйв этот не сырой и бьющий через край, а облагороженный и стерильный — такой хранится за стеклом в отсеке рок-н-ролла Парижской палаты мер и весов. Тексты тоже написаны складно и с любовью, но напоминают, конечно, не размещенного на обложке альбома Гоголя, а усредненный советский хард-рок 1980-х. Вроде ребята щекочут своими гитарами все рекомендованные учебниками по киданию козы места, но ни смешно, ни даже неловко от их тщания, к сожалению, не становится.

Изображение: Саша Спи 

Смотреть
все материалы