Арт-менеджер Ксения Протосевич — о диалоге и новой аудитории


9, 10 и 15 ноября в Резиденции креативных индустрий «Штаб» пройдет семинар «ENGAGE: Новые модели работы с аудиторией» для менеджеров культуры и креативных индустрий, организованный арт-менеджерами Ксенией Протосевич и Айгуль Давлетшиной.

Enter поговорил с Ксенией Протосевич о причинах возрастания интереса к локальным культурам и национальной идентичности, о том, как YouTube, Facebook, Instagram меняют нашу модель поведения и новых функциях культурных пространств как мест для высказывания гражданской позиции.


Ксения Протосевич

Арт-менеджер

Ксения Протосевич — специалист по теме брендинга города через культурные проекты и арт-маркетинга. В 2014 году закончила Южный Федеральный университет по специальности «Связи с общественностью». Спустя два года получила дополнительное образование в области театрального продюсирования в Школе театрального лидера при Центре им. Вс. Мейерхольда в Москве. В 2019 году благодаря стипендии Chevening окончила магистратуру по курсу Arts Policy and Management колледжа Birkbeck, который является частью University of London.

Начинала свою карьеру Ксения с должности PR-менеджера, в 2016 году стала заместителем директора по развитию независимого Театра «18+» в Ростове-на-Дону. Спектакль «Волшебная страна» в стиле сайт-специфик, исполнительным продюсером которого она выступила, в 2019 году получил «Золотую маску». В настоящее время Ксения Протосевич продолжает работать в области фандрайзинга, управления проектами, а также привлечения и развития аудитории в качестве независимого консультанта.

— Почему вы выбрали область культуры для работы PR-менеджером?

— Взаимодействие с искусством помогает нам переживать проблемы воображаемого мира и благодаря этому справляться со своими реальными конфликтами. Такую функцию искусства отмечает, например, американский эстетик Морс Пекхам. А композитор Брайан Ино добавляет, что с помощью искусства мы можем переживать радости и свободы воображаемого мира и переносить их в свой реальный. Мне нравится эта идея. Поэтому быть частью мира культуры и искусства для меня очень интересно и важно.

— Вы работали в Театре «18+». Какие особенности арт-менеджмента в независимой организации вы можете отметить?

— Независимые площадки в России не получают регулярной поддержки от государства. Менеджерам приходится постоянно задумываться о том, как поддерживать устойчивость проекта и искать методы привлечения дополнительных источников финансирования. Например, в 2016 году, когда я работала в Театре «18+», мы запускали краудфандинг-проект, чтобы труппа смогла поехать на фестиваль «Неделя Словенской драматургии». «18+» тогда стал единственным приглашенным участником из России. Организаторы оплатили нам проживание и питание, но доехать до Словении участники должны были за свой счет. Сумма получилась внушительная — 300 тысяч рублей. Тогда мы организовали сбор средств на платформе Planeta.ru. Это был уникальный опыт: зрители помогли нам собрать 252 тысячи. Взамен мы предлагали билеты в театр, сувенирную продукцию, какие-то символические услуги, например, именной стул в зале. Но большинство людей поддержали нас безвозмездно. Откликнулись и местные СМИ: активно распространяли информацию о проекте. Поддержка местного сообщества была невероятная.

Если же говорить о государственной поддержке, то одно из редких исключений — Республика Татарстан. Насколько мне известно, ваше Министерство культуры активно поддерживает любые, даже независимые, инициативы.

При этом частные фонды, которые поддерживают культурные проекты, можно по пальцам пересчитать: фонд Михаила Прохорова, фонд Владимира Потанина, Посольство Великобритании. Они делают огромное дело. Но на всех их, конечно же, не хватает.

С другой стороны, в России независимые площадки более открыты к экспериментам, активнее реагируют на изменения и события в мире. На мой взгляд, именно в независимых проектах сейчас происходят самые интересные вещи. Но из-за того, что им не хватает поддержки, важные аспекты этих проектов провисают: продвижение, составление стратегий развития, ведение документооборота, достаточное количество сотрудников и их актуальное образование. Соответственно, многие инициативы, которые появляются «снизу», к сожалению, быстро угасают.

— Расскажите о сайт-специфик проекте «Волшебная страна», который получил «Золотую маску» в этом году.

— Это проект, инициированный Театром «18+». Режиссером выступил Всеволод Лисовский. Я была исполнительным продюсером спектакля: искала финансирование, контролировала бюджет, занималась продвижением и дальнейшей презентацией на фестивалях и конференциях.

Я очень люблю этот спектакль. Сева создал максимально ростовскую историю, своеобразный трибьют альтернативной арт-тусовке города 80-х годов, частью которой был сам. Сообщество называлось «Искусство или смерть» и объединяло художников, музыкантов, поэтов и писателей. Некоторые из них стали известными за пределами города, например, Авдей Тер-Оганьян или сам Сева. А многие давно ушли, оставив память о себе в маленькой книге Максима Белозора «Волшебная страна». Проект как раз о последних. Действие спектакля проходит, как высказался один из наших зрителей, «через эрогенные зоны города». Показывать его вне Ростова невозможно. Здесь город — один из главных героев, поэтому члены жюри «Золотой маски» в полном составе специально приезжали в Ростов, а не спектакль ездил в Москву, как это принято. В 2018 году «Волшебная страна» также стала «Лучшим проектом в области развития и продвижения территорий» премии «Серебряный лучник»-Юг.

Сайт-специфик проект «Волшебная страна», режиссер Всеволод Лисовский, исполнительный продюсер Ксения Протосевич, 2017 год. Спектакль получил премию «Золотая маска» в 2019 году.

— Какие проекты вы считаете своей визитной карточкой?

— До проекта Engage я обычно упоминала три: кросс-медиа проект «Код города», работа в Театре «18+» и фестиваль сайт-специфик театра «Трансформация».

Авторами и кураторами «Кода города» были продюсер Анна Селянина и режиссер Евгений Григорьев. На мой взгляд, это пример совершенно уникальной истории для России, когда участники выступают соавторами творческого продукта — в нашем случае документального фильма «Напротив Левого берега», включающего короткометражки жителей города про Ростов. Для западных стран модель такого вовлечения аудитории становится все более распространенной. На подобные инициативы часто выделяется финансирование. К тому же, если проект выполняет еще и функции создания бренда или идентичности места, интерес удваивается, а если работает с проблемами локального сообщества — утраивается. На премьеру фильма в Ростове-на-Дону три года назад нам удалось собрать два самых больших кинозала в городе по 600 мест. Команда проекта до сих пор получает сообщения от зрителей, которые ждут, когда фильм выйдет в открытый доступ.

Второй проект в моем портфолио — это в целом работа в Театре «18+»: сначала в качестве пиарщика, а после — в роли заместителя директора по развитию. «18+» — это визитная карточка культурной жизни Ростова: небольшой арт-центр в колоритном районе Нахичевань, которому удается объединять все творческие силы города в одном месте, отражать его эстетику, дух и идентичность. На мой взгляд, культурные площадки не должны забывать о местном сообществе и вовлекать его в свою деятельность, особенно в регионах.

Третий — фестиваль «Трансформация», который мы делали в июне этого года. Наша задача вместе с кураторами заключалась в том, чтобы организовать резиденцию, в рамках которой в течение двух недель режиссеры, хореографы, музыканты и художники создавали уникальные работы в разных локациях Ростова-на-Дону. При этом главным героем фестиваля опять же выступал город и его мифология. Это был наш первый опыт работы с выходом в открытое пространство в таком масштабе. Проект показал, что работа с заявленными темами требует более глубокого предварительного исследования местной культуры, легенд и людей. У нас на это было, к сожалению, только две недели.

— Как вы можете объяснить возрастающий интерес к локальным культурам и национальной идентичности?

— Мне кажется, это последствия глобализации. Все стали друг на друга похожи. Когда ты приезжаешь в Лондон, в Казань, Москву, то видишь одинаковые кофейни, магазины, одинаково выглядящих и одетых людей. С одной стороны, это удобно для человека, который все больше передвигается по миру. Но с другой, однообразие приводит к тому, что у него теряется связь со своим местом, которое формируется через ощущение идентичности: через историю, язык. Поэтому, на мой взгляд, учить татарский сейчас становится модно в Татарстане, например. Во-первых, так возникает коммуникация и тесная связь между членами местного сообщества, которая помогает существовать ему более эффективно, без внутренней вражды. К тому же, приятным бонусом местности с ярко выраженной национальной идентичностью является его туристическая и экономическая привлекательность.

— Чем культурные проекты могут быть полезны своему городу?

— У них может быть несколько разных задач. Во-первых, какие-то мероприятия проводятся для того, чтобы сформировать и развить бренд местности, сделать город более событийным. Например, как в случае с Эдинбургским фестивалем.

Во-вторых, культурные проекты выполняют функцию организации местного комьюнити и выступают определяющей платформой для развития и общения этого сообщества. Такую миссию заявляет фестиваль LIFT в Лондоне.

В-третьих, такие мероприятия способны регенерировать свои города, например, работая с заброшенными пространствами. Например, международный фестиваль в Манчестере, один из самых известных в мире, как раз задумывался для того, чтобы восстановить местную экономику. О том, какие возможности культурные инициативы открывают перед городом и его жителями расскажет на своей открытой лекции восьмого ноября спикер нашего семинара Елена Юань, у которой большой опыт сотрудничества с такими крупными организациями как Artichoke, LIFT, Arts Council и так далее.

Фестиваль-лаборатория сайт-специфик театра «Трансформация», кураторы проекта Юрий Муравицкий и Всеволод Лисовский, исполнительный продюсер Ксения Протосевич; 2019 год.

— Чему посвящен ваш семинар Engage, который пройдет в Казани в ноябре?

— Семинар организован в первую очередь для менеджеров культуры и креативных индустрий, а также для всех, кто хочет узнать, как в условиях современного, постоянно меняющегося мира сохранить свою организацию актуальной и устойчивой. Для нас важно не просто показать участникам примеры удачных кейсов знаковых арт-институций, а разобрать, почему это так происходит. Все чаще арт-институции превращаются в многофункциональные центры, которые объединяют культурные жанры и разные направления деятельности. Они становятся площадкой для диалога со зрителем, а не местом трансляции своей позиции.

Прием заявок уже завершен — мы получили больше ста анкет от различных организаций и проектов: от больших театров и крупнейших российских фестивалей до маленьких независимых организаций и экспериментальных музыкальных клубов. Это невероятно круто! А еще волнительно и очень ответственно. Одной из наших целей является создание пространства, где участники смогут познакомиться, поделиться опытом, наладить контакты и, возможно, обсудить варианты дальнейшего сотрудничества.Мы очень надеемся, что это у нас получится.

Первые два дня семинара, 9 и 10 ноября, пройдут в формате интенсива под руководством приглашенного спикера из Великобритании Елены Юань: индивидуальные задания, работа в группах и лекционные материалы. 15 ноября состоится заключительная встреча, где участники смогут обсудить информацию, полученную на семинаре, идеи стратегий и проектов, а также трудности и возможности их воплощения на практике в рамках собственных организаций.

— В рамках семинара вы будете рассматривать новые методы взаимодействия культурных институций с аудиторией. Расскажите, почему старые больше не работают?

— Появление интернета кардинально изменило то, как мы друг с другом общаемся, как воспринимаем информацию и работаем с данными. YouTube, Twitter и Instagram превратили нас из пассивных реципиентов в активных создателей контента. Мы не только получаем информацию, но и делимся, обсуждаем, производим. Совсем недавно Netflix выпустил интерактивный фильм «Брандашмыг» от «Черного зеркала». Каждый зритель мог оказывать влияние на сюжет, выбирая тот или иной исход событий в некоторые моменты фильма.

В современном мире зритель стремится быть соавтором, а не просто пользователем. Это не значит, что нет публики, которая предпочитает пассивное участие: спокойно посидеть в зале и посмотреть спектакль или в тишине насладиться своими любимыми произведениями искусства в музее. Кстати, именно эта аудитория до сих пор превалирует. Но появляется новая, которую нельзя игнорировать, просто потому, что ее становится все больше. И эти люди — будущее.

Есть классный кейс о взаимодействии людей между собой — When Pixels collide. Художники решили провести эксперимент и выложили черный холст на сайте Reddit. Любой человек мог нарисовать свой рисунок с помощью пикселей. Буквально за сутки холст превратился в безумное произведение искусства. Изначально люди просто исследовали территорию, потом стали взаимодействовать, затем у них началась война, потому что одни стирали изображения других и рисовали свои. Через какое-то время участникам удалось наладить коммуникацию и взаимодействовать так, чтобы никто друг другу не мешал. Похожие ситуации наблюдаются в самых разных сферах общества. В современном мире у каждого из нас есть свое мнение, которое мы хотим высказывать публично — в Twitter и на других онлайн-платформах. И нам всем нужно пространство, чтобы договориться. На мой взгляд, в этом и есть роль культурных центров в современном мире.

— Ваш спикер Елена Юань будет рассказывать о концепции audience engagement в британской практике. Как вы оцениваете возможности ее применения в российских условиях?

— Британия — это страна, где культура встречается и тесно пересекается с коммерческим сектором. Арт-институции начинают перенимать модели, по которым работает бизнес, и все больше фокусируются на аудитории и ее развитии. Мне кажется, явления, вызвавшие эти изменения в Британии, легко обнаружить и в нашей стране: сокращение финансирования, развитие интернета, старение постоянной аудитории многих форм культуры и др. Организациям приходится пересматривать свои модели взаимодействия и все больше обращаться к новым методам построения долгосрочных и крепких отношений с аудиторией — это «соучастие», «эмпатия», «риск», «развлечение» и «креативное обучение». В России эти методы активно используются в работе крупнейших арт-институций.

Из недавних кейсов мне очень понравилась коллаборация «Гаража» с Иваном Дорном в поддержку проекта музея про экологию. Еще сотрудничество Пушкинского музея и такси «Ситимобил»: машины покрыли репродукциями работ с выставки «Щукин. Биография коллекции». Главным примером работы с сообществом и формирования будущей лояльной аудитории в российской практике для меня является фонд современной культуры V-A-C. Сейчас фонд строит крупнейший арт-центр в Москве на месте бывшей электростанции ГЭС-2. Кстати, это еще и очень важный пример регенерации места. В преддверии открытия команда проводит насыщенную работу с местным сообществом. В октябре, например, прошло чаепитие для жителей местных районов, где кураторы поделились планами и познакомились со своими будущими соседями. Складывается впечатление, что часто проекты в России выглядят интереснее и звучат смелее, чем во многих странах Европы.

Кросс-медиа проект «Код города», режиссер Евгений Григорьев. В его рамках сняли документальный фильм «Напротив Левого берега». PR-менеджером была Ксения; 2016 год.

— В каком смысле звучат смелее?

— Если в России арт-институции выступают площадкой для высказывания гражданской позиции или формирования гражданского общества, это выглядит более значимо, чем в Европе. Там эти темы для обсуждения привычные. На Западе арт-институции становятся не просто мультикультурными и мультижанровыми, а превращаются в пространства, где зритель может поделиться своей позицией. Чаще всего это происходит так: вокруг основного события, например, выставки, формируется дополнительная программа мероприятий, которая косвенным способом связана с событием.

У британской галереи Tate Modern есть серия событий Uniqlo Tate Lates, которые проходят раз в месяц. Галерея в эти дни открыта допоздна, а программа включает лекции, обсуждения, короткие разговоры с экспертами, концерты, выступления диджеев. Недавно такое мероприятие было посвящено проблеме «брекзита»: художники, представители арт-сообщества и зрители обсуждали, как эта ситуация может повлиять на их сектор и общество в целом. Мне кажется, в такие моменты в стенах музея формируется безопасное пространство. Таким образом современный музей расширяет свои функции с сохранения и презентации искусства до создания диалога в обществе. А главное, что может объединять людей сейчас, на мой взгляд, — это диалог.

Фото: Предоставлены Ксенией Протосевич

Смотреть
все материалы