AXL Custom Garage: Как казанская мастерская создает кастомные мотоциклы


Кастомизация мотоциклов в России набирает обороты — в 2018 году представитель московского ателье Zillers Garage победил на всемирном чемпионате по кастомайзингу. В Казани эта культура тоже находит свое место и развивается по канонам американских мастерских. Уже шесть лет в городе работает кастом-студия мотоциклов AXL Custom Garage.

Enter совместно с «Мастерами» рассказывает о том, как из детского увлечения вырос бизнес на грани механики и искусства и почему кастомайзинг — это образ жизни.


Партнерский материал 

AXL Custom Garage в цифрах: 

2015

год основания мастерской


200 000

вложения в открытие мастерской


150 000 

средняя стоимость кастомизации одного мотоцикла


250 000 

стоимость самой дорогой кастомизации в студии


3

месяца средняя длительность одного проекта


2

человека в команде мастерской

Как подростковая мечта превратилась в бизнес

Основатель мастерской Антон Мустафин в детстве проводил много времени в гараже своего отца в Набережных Челнах. Там они постоянно чинили автомобили, мопеды и даже катера. Параллельно с этим Антон учился работать с инструментами и разбираться в устройстве транспорта.

«Большое влияние на меня, как и на многих кастомайзеров моего возраста, оказало шоу “Американский Чоппер” по Discovery. Тогда я узнал о культуре кастомайзинга и понял, что каждый мотоцикл может стать произведением искусства в единственном экземпляре», — вспоминает Антон.

С того момента парень перестал относиться к ремонту мотоциклов как к простому ремеслу. Его заинтересовал процесс преображения и создания уникальных моделей. Сначала Антон тренировался на мопедах и дедовском «Иже», потом купил свой первый «Урал» (советский и российский тяжелый мотоцикл, — прим. Enter) и кастомизировал его так, что от «Урала» осталось только название. Этот мотоцикл прослужил Антону целых девять лет. Мастер понял, что было бы здорово трансформировать занятие для души в бизнес, который будет приносить деньги. И встретив единомышленников в Казани, открыл первую кастомайзинг-мастерскую.

«Когда мы открывались, у нас был гараж и самое необходимое оборудование — сварочный аппарат, набор инструментов, тиски, дрель, болгарка и стол. Все вместе обошлось нам примерно в 200 тысяч рублей», — делится Антон.

Творческие проекты и выбор клиентов

В кастом-студии не просто делают ремонт — мастера полностью видоизменяют старые мотоциклы, чтобы выделить их из общего потока. Иногда клиенты просят исправить какую-то деталь ради безопасности — сделать другую посадку или добавить дуги для защиты. Но в большинстве случаев проекты создаются с нуля.

«Когда мы начинали, думали, что нашими клиентами будут байкеры в возрасте, ведь для кастомайзинга нужны довольно крупные вложения. Но постепенно поняли, что клиенты больше похожи на нас: им 25-35 лет, они уже могут позволить себе купить мотоцикл, но в них все еще играет детство и желание выделяться из толпы», — рассказывает Антон.

Обычно заказчики приходят в мастерскую с какой-то идеей, а мастера совершенствуют ее. Например, один клиент захотел фару в форме человеческого черепа. В студии решили довести этот концепт до абсолюта: на бензобаке сделали объемные формы скелета с помощью 3D-печати и покрасили весь корпус в черный цвет.

Сейчас в мастерской постоянно работают Антон Мустафин и Георгий Гурьянов. Для сложных проектов привлекают специалистов на аутсорсе, для работы с кожей сотрудничают с кожевенной мастерской, а некоторые детали заказывают у специалиста по 3D-моделированию. В среднем, на кастомайзинг одного мотоцикла требуется около трех месяцев. Количество вложений зависит от исходного состояния транспорта, пожеланий клиента, а еще вида мотоцикла: стоимость начинается от 150 тысяч и доходит до 250 тысяч рублей.

«Мы готовы на любые творческие проекты, но при этом соглашаемся работать не со всеми клиентами. Если человек считает стоимость завышенной, предлагает сэкономить на деталях, мы вряд ли найдем общий язык. Кастомайзинг не может быть дешевым, поскольку это ручная и индивидуальная работа», — говорит Антон.

Фото: Сооснователи мастерской AXL Custom Garage Антон Мустафин и Георгий Гурьянов

Реставрация Yawa, кастомайзинг топливного бака и трансформация Harley Davidson

У мастеров одновременно в работе находятся не более трех мотоциклов в месяц — такое количество позволяет делать проекты уникальными. В AXL Custom Garage считают, что в работе нет неинтересных задач: мастера с одинаковой гордостью рассказывают о масштабных изменениях и переделках деталей мотоцикла. Также они занимаются полной реставрацией, например, сейчас Георгий собирает по частям и восстанавливает Jawa 1969 года.

Еще один новый проект мастерской — кастомизация Harley Davidson Softail 1992 года. Это классический чоппер, который заказчик захотел переделать в олдскульный боббер. С мотоцикла снимут лишний обвес, уменьшат крылья и сделают одинарное сиденье. Этот заказ обойдется в 250 тысяч рублей, поскольку Harley Davidson требует особого отношения к деталям: даже болты к нему нельзя купить в обычном магазине.

Также кастомайзеры берутся за техническе изменения в отдельных элементах байка. К примеру, изготавливают топливный бак для спортивного мотоцикла. Главная трудность работы заключается в том, что бак полностью состоит из алюминия — с этим металлом сложно работать вручную. Поэтому Антон для подобных задач использует английское колесо, которое позволяет придавать листовым материалам нужную форму.

Авторские мотоциклы как предмет искусства

Изначально Антон хотел создать мастерскую, чтобы воплощать самые смелые идеи на базе старых мотоциклов. Однако с коммерческими заказами нужно держать себя в рамках, оглядываться на заказчика и помнить про бюджет. Поэтому AXL Custom Garage иногда находят время для свободных проектов — сами придумывают концепт, воплощают из доступных материалов и выставляют на продажу.

«Уникальные мотоциклы часто можно увидеть на фестивалях “Кастом Конвенция”, “Мотовесна”, “Мотолето”. Самые яркие проекты участвуют в чемпионатах по кастомайзингу, например, московская кастом-мастерская Zillers Garage дважды становилась чемпионом AMD World Championship of Custom Bike Building. В будущем мы тоже планируем выступать на таких крупных мероприятиях», — делится Антон.

Пока авторские мотоциклы не выставляются на конкурсы, а продаются любителям байков и коллекционерам через соцсети, «Авито» и с помощью привычного сарафанного радио. Работа окупается в несколько раз: вложения составляют 30% от финальной цены.

Образ жизни кастомайзера мотоциклов

Цель AXL Custom Garage — развивать культуру кастомайзинга в стране. В США этот вид искусства существует уже более 50 лет, однако в России он появился в 90-х годах и сейчас только набирает обороты. Мастера видят, что спрос на кастомные мотоциклы есть, но он не настолько большой, чтобы резко расширять производство.

Начинающим кастомайзерам Антон советует задуматься, хотят ли они переделывать только один байк или заниматься этим делом постоянно. В первом случае, лучше обратиться к профессионалам и заказать готовый проект. Во втором — посоветоваться с работающими кастомайзерами и попроситься в подмастерье. Начинать можно с легких задач, и если процесс затянет, погружаться в трансформацию мотоциклов полностью, изучая историю, культуру и технические особенности байков.

«Самый главный совет — понять, что кастомайзинг становится образом жизни. Обычные люди, выбирая дом, обращают внимание на комнаты, стены, окружение. Кастомайзер же в первую очередь будет искать большой гараж, а уже потом смотреть на состояние дома. И это работает во всех сферах жизни — мотоциклы и их трансформация в центре всего», — рассказывает Антон.

Фото: Андрей Соловьев, предоставлены AXL Custom Garage 

Смотреть
все материалы