«Давайте следующий»: Образцовые казанские музыканты слушают новую русскоязычную музыку


«Дом Кукол», «Прогульщики», «Хитобои», коллекционер винила и директор «Школы рока» смотрят клипы «Антохи МС», «Не твое дело», «СБПЧ», «Буерака», Pharaon и других русскоязычных исполнителей.

Популярный стриминговый сервис Spotify выяснил, что молодая аудитория до 30 слушает исключительно новую музыку, следит за рейтингами, хит-парадами и ходит на концерты любимых исполнителей. Если верить исследованию, то после 33 люди перестают интересоваться новыми направлениями взрослая аудитория становится гораздо более консервативной в своих взглядах и неохотно меняет вкусы, сформированные ранее.

Enter собрал за одним столом представителей образцовой казанской музыкальной сцены: среди них оказались солисты популярных местных групп, директор «Школы рока» и коллекционер виниловых пластинок. Мы услышали их мнения о молодых русскоязычных исполнителях, любимцах современной публики и героях летних музыкальных фестивалей. Взгляд наших героев, не замутненный фанатскими пристрастиями и средствами массовой информации, заставил задуматься о собственных музыкальных вкусах, и местами получился довольно неожиданным: вокалистку группы «Не твое дело» сравнили с французской актрисой, совместный трек Mujuice и Земфиры — с дуэтом Олега Нестерова и Маши Макаровой, зато Сергей Сироткин покорил всех.


Участники круглого стола:

Дмитрий Сычев — вокалист группы «Дом Кукол»
Роман Кузнецов и Наиля Галиева — группа «Хитобои»
Владимир Жирнов и Илья Захаров — группа «Прогульщики»
Сергей Насекин — дизайнер, коллекционер виниловых пластинок
Айрат Яруллин — директор «Школы рока»

img_3250-1


«Антоха МС» — «Родина»

Жирнов: Сразу план красивый.
Захаров: Танец плохо поставили ему.
Галиева: Наоборот, ему в шоу «Танцы» надо.
Жирнов: Честно говоря, не мое.
Галиева: Видно, что чувак старался, патриот своей родины.
Кузнецов: Это популярно среди молодежи? А сколько просмотров у клипа?
Яруллин: Действительно собрал здесь весь русский набор: березы, избушки, поношенное пальтишко.
Сычев: Прям Сергей Есенин.
Кузнецов: Ни музыки, ни текста, ни харизмы.
Яруллин: По музыке есть интересные моменты, цепляет.
Кузнецов: Не знаю, для меня — мимо.
Жирнов: По-моему, хрень какая-то.
Кузнецов: Полнейшая. Теряем молодежь.
Захаров: Трудно такое комментировать.


«Не твое дело» — «Ложь»

Насекин: А, я видел это видео. Под «Мираж» закос.
Галиева: А это не клип получается?
Кузнецов: Клип, идея просто такая.
Жирнов: Первый чувак мне больше понравился.
Галиева: Мне тоже. Я вообще не поняла, в чем тут задумка.
Кузнецов: Идея клипа хороша первые 15 секунд, а дальше ничего интересного не происходит.
Насекин: На самом деле все понятно. Люди поют на русском, пытаются работать с нашими культурными и бытовыми кодами, что лично меня радует.
Жирнов: Это же сделано откровенно плохо.
Галиева: Какая-то идея же должна цеплять — тут вообще ничего не цепляет!
Сычев: А мне понравилось.
Насекин: Слушать я это не буду, но идея и посыл, по-моему, очень правильные: каждый из нас сидел в таком занюханном кафе, видел, как тетенька в пуховике собиралась и уходила.
Сычев: Если убрать цвет из клипа, будет напоминать новую волну французского кинематографа, Жан-Люка Годара, например. И в девушке что-то французское есть.
Жирнов: Но ведь можно снять лучше в техническом плане, с хорошей картинкой.
Насекин: А зачем лучше снимать? С точки зрения стиля — здесь все на месте.

img_3262-1


«Луна» — «Грустный дэнс»

Галиева: По сравнению с предыдущими, видно, что хоть какая-то работа будет проведена.
Яруллин: Здесь материал музыкальный слабее, мне неинтересно слушать.
Насекин: Материала вообще никакого нет, срез всех попсовых штампов.
Жирнов: Сделано, по крайней мере, лучше всех остальных.
Яруллин: Вообще не цепляет, а те цепляли.
Насекин: Ну, девочка в юбочке, ножки у нее неплохие, а о чем она поет? Набор штампов.
Жирнов: Я «Не твое дело» тоже не понял: о чем она поет, для чего, кому. Слышал только слово «ложь».
Кузнецов: Хотя правильно говорить: «Клади».
Жирнов: По смыслу первый клип мне больше понравился, там хотя бы про Россию поется.
Захаров: Лучше из этого всего вообще ничего не смотреть.
Кузнецов: Пока все одинаково.
Яруллин: Это была наименее интересная работа.


«Самое большое простое число» — «Люба»

Насекин: Персонаж достаточно известный — в Казань в прошлом году приезжал.
Жирнов: Музыка мне понравилась.
Насекин: Это состоявшийся исполнитель, давно выступает, с ним все ясно. Хотя с его текстами я не согласен.
Кузнецов: Опять же, на любителя.
Жирнов: Я всех этих исполнителей вижу впервые. По-моему, эта работа сделана качественнее, чем все остальные.
Насекин: Для клипа набрали достаточно узнаваемые лица, хотя идея не нова. У New Order было что-то похожее, только у них моделей снимали — понятно, откуда ноги растут (New Order — Round and Round, — прим. Enter).
Кузнецов: Вряд ли бы я досмотрел даже до середины.
Яруллин: В плане музыки — это более профессиональная работа.
Жирнов: Дома такое я бы не слушал.
Галиева: Где вы вообще нашли этих музыкантов?
Захаров: По крайней мере, не отталкивает.

img_3204-1


«Наадя» — «Далила»

Галиева: Здесь уже появляются какие-то эмоции.
Насекин: Такая русская Кейт Буш.
Сычев: Припев понравился.
Кузнецов: Это все не мой плейлист. Но сюда хотя бы какие-то деньги вложены.
Насекин: Да, деньги видно.
Жирнов: Мне все понравилось, но эти пакеты на лице….
Сычев: Пакеты уже были — у Тома Йорка.


Mujuice / Zemfira — «Возвращайся домой»

Насекин: До этого он выпускал отличное техно: когда запел, все стало хуже.
Кузнецов: Олег Нестеров со своим «Мегаполисом» все это уже сделал. И так же он с Машей Макаровой пел, как Mujuice с Земфирой.
Насекин: Зачем он поет? Я не понимаю. Голос жутко неубедительно звучит, на концерте в этом убедился.
Кузнецов: Клип, по-моему, профессионально сделан.
Яруллин: Музыкальный материал очень интересный, эмоционально насыщенный. И видеоряд хорошо подобран.
Сычев: Припев Земфира пела?!
Яруллин: Хорошая музыка.
Насекин: По-моему, скучно.


Sirotkin — «Герои»

Кузнецов: Красиво поет.
Жирнов: Мне нравится.
Насекин: Отличная песня. Эта, пожалуй, лучшая на мой вкус.
Галиева: Простенько, и со вкусом.
Насекин: Да, во всяком случае хочется вслушиваться.
Кузнецов: Одухотворенное лицо, красивая гитара.
Сычев: Слова только не разобрать, хотелось бы понять, о чем поет.
Насекин: Сейчас во всем мире реннесанс фолк-музыки. Бобу Дилану недавно Нобелевскую премию дали.
Яруллин: Гитара интересно звучит.
Галиева: По-моему, все нормально — пусть поет.

img_3191-1


«ГШ» — «Получеловек»

Кузнецов: Аукцион.
Галиева: Тут я могу поверить, что это может быть популярным.
Кузнецов: А у них в Казани тоже группа была?
Насекин: Да, вроде девичья какая-то группа — не помню, как называлась. У них хорошие рецензии на новый альбом, и сделано все нормально, но ничего своего нет.
Кузнецов: Здесь даже что-то от русских попсовых групп вроде Pep-See.
Насекин: Они играют в модные штучки, хотя этой моде — «30 лет в обед». Как в принципе у всей современной молодежной музыки одна проблема — ничего своего, все это было.
Жирнов: Если это продается, почему бы не быть вторичным.
Насекин: Не думаю, что это продается.
Кузнецов: Здесь все некоммерческое — все, что нам пока показывали. Как я понимаю, эти проекты постоянно появляются и исчезают на страницах каких-то журналов типа «Птюч» — не знаю, как они сейчас называются.
Насекин: «Птюч» лет 15 уж как нет.
Кузнецов: Я понимаю, что сейчас называются они по-другому, но концептуально ничего не изменилось: все хотят показаться шибко умными, и хватает их на года 1,5-2.
Насекин: Они лет 7-8 играют, у гитариста проект Narkotiki был.
Кузнецов: Аааа, это из «Наркотиков». Он был в тысячу раз интереснее.
Насекин: Не спорю, а это просто модненько. Солистку еще с Агузаровой сравнивают.
Кузнецов: Мне тоже напомнило, когда она еще в самом начале «Браво» была.
Насекин: Я бы еще одну проблему выделил: этим молодым артистам нечего сказать своему поколению. Условно говоря, Цою, Майку Науменко, раннему Гребенщикову было, что сказать. А эти артисты просто играются: кто-то более успешно, кто-то менее, а сказать-то им, за исключением фолкового молодого человека Сироткина, нечего.


«Буерак» — «Страсть к курению»

Насекин: На мой вкус, это намного сильнее, чем предыдущие клипы, и это стоило им в раз 20 дешевле.
Кузнецов: Пародия какая-то.
Жирнов: Мне не понравилось.
Захаров: Давайте следующий.


«Грибы» — «Копы»

Сычев: Олигофрены какие-то.
Кузнецов: По картинке — это лучшее видео.
Жирнов: Движовенько. Если бы мы с друзьями на улице грызли семечки, то это зашло бы.
Кузнецов: Неужели все это действительно слушают?
Сычев: Наверное, и миллионы просмотров набирают.

img_3318-1


Pharaoh & Boulevard Depo — «5 Минут назад»

Сычев: Это точно показатель, диагноз на лицо. И у этого сколько? 13 миллионов просмотров?
Галиева: Тачки, деньги, наркотики.
Кузнецов: Видно, что рэперы богатые .
Жирнов: Клип, на самом деле, прикольный.
Насекин: Все плохо. Текст плох, читает плохо, но народ хавает.
Жирнов: Я тоже схавал. Песня говно, конечно, но клип прям огонь.


«Скриптонит» — «Стиль»

Галиева: О, я слышала про него.
Насекин: Интересно звучит.
Жирнов: Вообще не «рублю» в рэпе, ребята.
Насекин: Он, по-моему, достаточно популярен.
Галиева: Тут, видимо, нет любителей рэпа.
Жирнов: Я это от предыдущего даже не отличу.
Галиева: Ты что? В прошлом была тачка.
Жирнов: А здесь фон за окном квартиры прикольно движется.
Сычев: Мы посмотрим в конце Muse или Radiohead?
Жирнов: Да, чтобы немного расслабиться.
Насекин: Может Radiohead будет бонусом?


Бонус-видео: «Ленинград» — «Очки Собчак»

Насекин: Я так и не осилил это видео.
Кузнецов: Это Гай Ричи и Тарантино на отечественный лад.
Насекин: Песней это трудно назвать.
Кузнецов: Это кино — мини-фильм. Он менее популярен, чем последние работы «Ленинграда».
Жирнов: Я скажу свое мнение: мне нравится, когда работы приносят исполнителю доход. А вторично это или нет — другой вопрос.
Насекин: Торговля наркотиками или оружием тоже приносит доход.
Жирнов: Но это же незаконно, а делать такие клипы — законно.
Насекин: Приносит доход или не приносит, круто или не круто — это не предмет обсуждения.
Жирнов: А что тогда предмет?
Насекин: Предмет обсуждения — действительно ли тот или иной исполнитель делает что-то ценное для российской музыки.


Постскриптум

Сергей Насекин, дизайнер, коллекционер виниловых пластинок

Мой контекст: сколько бабла зарабатывают эти артисты — вообще неинтересно. Как меня мама учила не считать чужие деньги, так я этим и руководствуюсь. Меня больше всего интересует, какие сейчас тенденции в музыкальной культуре нашей страны. Больше половины этих песен я слышал. Не был знаком только с казахстанским рэпером, который произвел на меня самое большое впечатление, и исполнителем Sirotkin. Для меня это две галочки.

Мне интересно, что происходит в современной музыке и чем живет молодежь. Это же голос поколения, и важно понимать, что этот голос может сказать.

Владимир Жирнов, группа «Прогульщики»

Мне понравилось узнавать что-то новое для себя. Как бы ни пытался меня Сергей поддеть, что я говорю про бабло, я объясню, почему я так говорю. В любом случае песни и клипы делаются, чтобы тебя услышали, но большинство музыкантов заточены на то, принесет ли твоя музыка прибыль. Это важный момент. Я считаю, что в России, чтобы быть музыкантом, нужно быть бизнесменом. Одно без другого у нас не работает. Я оценивал клипы с точки зрения, нравится мне это или нет, и принесет ли это артисту прибыль. Может быть, в первых видеороликах, которые очень плохо сделаны, был расчет сделать их вирусными и заработать больше просмотров. Многие видео понравились, где-то есть свежие идеи.


Илья Захаров, группа «Прогульщики»

Я практически не слушаю русскую музыку и никак ее не воспринимаю. Здесь понравилась одна-две композиции. Я очень субъективен в этом вопросе. Это все на любителя: некоторые клипы были откровенно плохие, было противно просто смотреть.

img_3246-1


Дмитрий Сычев, группа «Дом Кукол»

Подборка очень своеобразная. Меня настораживает отсутствие морального здоровья во всем, что было спето. Этот крайне ограниченный набор слов, который из всех клипов на полстраницы будет. Эта подборка отражает общую дебилизацию общества. Но есть и другие исполнители, которые не только одно слово всю песню повторяют под прямую бас-бочку. Как-то грустно все.


Роман Кузнецов, группа «Хитобои»

Мне не понравилось ничего. Неприятно ощущать себя динозавром, который не понимает вкусы современной молодежи. Это не из моего плейлиста, я такую музыку не буду слушать никогда. Есть куча молодых групп, которые я слушаю, и при этотм не смотрю на цифры просмотров клипов. Сегодня мы слушали плейлист аудитории бара «Соль». Мне не очень нравится такая музыка и такие клипы. Не то, что бы я слушаю только «Ленинград» и музыку на трех аккордах — просто этот хитрый срез не для меня.


Наиля Галиева, группа «Хитобои»

Я считаю, что творчество не имеет границ, и все мы люди разные, и музыка нам нравится разная. Не могу сказать, что мне понравилось или не понравилось, — у каждого исполнителя найдется свой слушатель.


Айрат Яруллин, директор «Школы рока»

Были очень интересные работы. Первое видео даже напомнило раннего Шуру, второй клип тоже стилистически правильно выдержан, дуэт Mujuice и Земфиры очень интересен в плане музыки. Сейчас появляется все больше молодых, талантливых клипмейкеров, которые делают интересные работы. Могу сказать, что российская музыка движется в правильном направлении, и у нее есть перспективы. Как директор «Школы рока», сам вижу много талантливых ребят, и у них есть большой потенциал.


Редакция Enter выражает благодарность в подготовке материала Школе шитья и моды WW_ school

Текст: Павел Вдовин
Фото: Анастасия Шаронова

Смотреть
все материалы