Девушки в хиджабах — о профессии в немусульманской среде
Пока мир встречает процесс глобализации с распростертыми объятиями, а компания Nike разрабатывает хиджабы для тренировок, женщины в платках, встречаемые в спортивных залах до сих пор сталкиваются с недоуменными взглядами.
Косметолог, психолог и инструктор рассказали Enter о том, как они пришли в свою профессию, с какими стереотипами столкнулись и какие современные тенденции являются грехом, несмотря на технологический процесс.
«Людям порой сложно сопоставить мой активный образ жизни с вероисповеданием»
Я встала на горные лыжи в восемь лет: каждые выходные мы с семьей ездили на горнолыжную базу, расположенную за городом. Во время обучения в университете я стала задумываться, что было бы прекрасно превратить свое хобби в профессию, и вот уже 13 лет я работаю в этой сфере, получая от нее и удовольствие, и отдачу. Быть тренером по горным лыжам особенно в выходные дни зимой — высокооплачиваемое занятие, совмещающее приятное с полезным.
Горные лыжи — прекрасный вид спорта для мусульманок: во время тренировок на мне надеты свободный костюм и шлем поверх завязанного платка, а в помещении я надеваю шапку или завязываю бандану. Мой внешний вид не привлекает внимание окружающих на горнолыжном курорте, поскольку почти все инструкторы одеваются так. Вообще, для мусульманок разработали спортивные теплые юбки для занятия зимними видами спорта, но, мне кажется, в них невозможно кататься на горных лыжах, а вот на сноуборде вполне удобно.
Я была близка к исламу с детства, знала суры (главы Корана, — прим. Enter), но не покрывала голову и не читала намаз. Когда я постепенно начала приходить к религии, меня мучал вопрос: «Возможно ли читать намаз, носить хиджаб и при этом вести активный образ жизни: кататься на горных лыжах и выезжать в походы летом?». В 2010 году, перед месяцем Рамаданом, я надела платок и начала практиковать ислам.
Людям сложно сопоставить мой активный образ жизни с вероисповеданием. Как-то раз я проезжала мимо мечети Аль-Марджани на велосипеде, оттуда выходили два студента медресе и воскликнули: «Смотри, мусульманка едет на велосипеде!». Это было довольно странно — подобные вещи уже давно должны восприниматься как норма. Ни на одной из моих работ — а я также являюсь преподавателем химии и английского языка — никогда не возникало никаких проблем из-за того, ношу я или не ношу хиджаб.
Ни вероисповедание, ни возраст не являются противопоказанием для занятия спортом. Однако до сих пор встречаются случаи, когда девочки-мусульманки сидят на скамейках на уроках физкультуры по собственному желанию или из-за запрета родителя. Своим детям я стараюсь привить любовь к спорту с самого детства: мы вместе проводим время и выезжаем кататься на горных или беговых лыжах. Надо показывать на личном примере, что существует альтернативное, активное времяпрепровождение по сравнению с регулярным использованием гаджетов. Что касается социальных сетей, здесь все так же неоднозначно: я знаю тех, кто против открытых аккаунтов и публикации своих фотографий. Но технологический прогресс берет свое, и, на мой взгляд, необходимо идти в ногу со временем.
«Увеличение губ, груди или ягодиц, изменение формы носа и скул — грех»
Хирургические манипуляции с собственным телом — такие как увеличение губ, груди или ягодиц, изменение формы носа и скул — грех, так как являются проявлением недовольства к Творцу. Как косметолог-эстетист я предлагаю услуги по уходу за лицом: чистки, пилинги, биоревитализация, мезотерапия и массаж лица, и в скором времени начну практиковать косметическую хиджаму (кровопускание, совершаемое в лечебных целях, — прим. Enter). А вот процедур по контурной пластике не провожу принципиально. Здоровое питание, регулярные занятия спортом, ухоженные волосы, красивые ногти, посещение косметолога с целью профилактики старения в виде массажа лица, пилингов, чисток, аппаратных методик омоложения — естественный способ ухаживать за своей внешностью.
Ко мне часто приходят мусульманки, переехавшие в Казань из других регионов России, и делятся своими историями о дискриминации со стороны работодателя. Я, в свою очередь, ни от одного из своих клиентов или арендодателей не слышала ни одного провокационного вопроса о хиджабе. Наша республика — благоприятное место для жизни и работы мусульман. Татарстан всегда был сосредоточением исламской культуры: здесь ежегодно проводится множество мероприятий в поддержку ислама — как небольшие встречи, так и крупные события.
В исламе не приветствуется, чтобы женщина выставляла себя напоказ, однако, среди мусульманок мнение относительно социальных сетей разделилось. В Instagram можно встретить массу регулярно обновляющихся аккаунтов, тогда как есть и закрытые страницы, где только девушки подписываются друг на друга. Лично я сохраняю нейтральную позицию, и, в основном, использую свою страницу в Instagram для работы, выкладывая свои фотографии лишь с целью, чтобы пациенты знали, к кому они записаны на процедуру.
«Те простые истины, которые я изучаю в психологии, есть и в религии»
Я работаю в творческом коллективе «Бэхет ачкычы» педагогом-психологом и методистом, составляю программы для концептуальных лагерей, как психолог консультирую детей и родителей и веду уроки нравственности. Еще работаю в образовательном центре «Хакима», где провожу вебинары, семинары, тренинги, курсы по детской и семейной психологии. Третья область моей занятости — это Федеральный ресурсный центр КФУ, куда меня пригласили проводить курсы по повышению квалификации для педагогов, работающих в религиозной структуре при мечетях и медресе. Также часто приходится выезжать в другие города в командировки.
Мое первое образование религиозное, именно благодаря ему я открыла для себя целый мир ислама. Я проходила обучение в Российском Исламском Университете, в центре подготовки хафизов Корана (хафиз — хранитель Корана, запоминающий его наизусть, — прим. Enter). На протяжении 10 лет я преподаю исламские дисциплины взрослым и детям при мечетях и в детских лагерях. В этой деятельности я не сталкивалась с проблемами, так как она напрямую связана с исламом.
Те простые истины, которые я изучаю в психологии, есть и в религии. Я провожу лекции по семейной психологии для матерей и жен, делая отсылки к исламу и цитируя высказывания Пророка, поэтому меня называют исламским психологом. Ко мне обращаются за консультациями и мусульмане, чтобы проанализировать свои отношения с богом. Например, частый случай: в семье был суровый отец, который не уделял достаточного внимания ребенку. Безусловно, этот факт оставляет отпечаток в виде детской травмы, и приходящий в религию человек начинает видеть этот недостаток заботы и любви в боге.
Ситуации бывают еще печальнее: люди воспринимают бога как фигуру наказания из-за неправильной психологической проекции, возникшей в прошлом. Я помогаю пациентам бороться с этими неправильными убеждениями. Помимо этого, ко мне приходят по разным запросам, связанным с поведением ребенка или супружескими отношениями: детская агрессия, непослушание, регулярные истерики, психосоматические заболевания и конфликты между мужем и женой, отсутствие взаимопонимания, желание развестись, сильная ревность, непринятие многоженства.
В исламе глава семейства — муж, имеющий особые полномочия: что-то разрешать или запрещать жене, но, конечно, в рамках разумного. Работа женщины делится на два понятия: саморазвитие и занятость ради дохода. Но второе (даже с точки зрения психологии) — больше мужская прерогатива. Рассмотрим классическую систему семейной психологии, если роль главенства и финансирования берет на себя женщина. В семье происходит смена ролей, а это может послужить причиной для разрыва отношений или изменения поведения ребенка. В исламе мужчина вправе сказать: «Нет, зарабатывать деньги — не твои обязанности, этим буду заниматься только я». Что касается саморазвития: муж не должен препятствовать получению новых знаний и навыков, скорее наоборот — он должен обеспечить возможность развиваться.
В каждой стране есть свои традиции и мировоззрения — культура региона или страны накладывает отпечаток на религию. Мусульмане в Татарстане добавляют свои национальные особенности в ислам, а на Северном Кавказе и Ближнем Востоке интерпретируют религию по-своему из-за воспитания. Существует мнение среди татар, что младший ребенок должен остаться жить с родителями, аргументируя это тем, что рай под ногами матерей (отсылка к Корану, согласно которой «врата рая открыты для тех, кто ценит и уважает матерей», — прим. Enter), и нужно проявлять уважение к родителям. Хотя у любой молодой семьи есть право на отдельное жилье.
Например, на Кавказе считают так: жена — это тень мужа, если она высказывает свое мнение, то с ней не все в порядке. В исламе отсутствует такая трактовка, а у некоторых представителей тех наций она лежит в основе традиций. Необходимо разделять национальные устои и настоящие религиозные догматы. На Ближнем Востоке женщины сталкиваются с домашним насилием, тогда как в исламе запрещено нарушение личностных границ, и тем более мужчины не имеют права поднимать руку на женщину. Побои, которые совершают мужчины в тех странах, как акт действия не относится к религии. Такие люди лишь прикрываются ею и совсем не обладают внутренней духовностью, богобоязненностью и истинными знаниями об исламе.
Фото: Анастасия Шаронова
все материалы