Диана Авхадиева: «Первые полгода во ВГИКе мне пришлось доказывать мастеру, что я не обманщица»
На красной дорожке Казанского кинофестиваля режиссера Диану Авхадиеву легко можно было принять за одну из моделей. Однако эта молодая и очень красивая девушка приехала с собственным фильмом «Кукла», который весь этот год собирал награды на фестивалях по всему миру. Кроме того, сейчас она – один из самых модных московских фотографов. С ней сотрудничают известные дизайнеры, актрисы и модели.
О том, как ей пришлось доказывать свой талант во ВГИКе, о магии на съемках фильма и о том, куда приводит вдохновение, Диана рассказала корреспонденту Enter Ольге Гоголадзе.
О фотографии и «Хулигане» Симачёва
Я фотографирую с 15 лет. Начала благодаря моему дяде, Рамису Назмиеву. Как-то он проводил фотосессию со мной и показал очень интересную локацию в Казани, которую я впоследствии стала использовать для своих съемок. Первыми моими моделями были подруги, я и сейчас часто их снимаю. Хотя в основном работаю с профессиональными моделями и актрисами.
Я часто слышу, что в моих работах есть некий мистицизм, магия. Наверное, потому что мне хочется передать в фотографиях какой-то другой мир. Я снимаю те предметы, тех людей, которые вызывают у меня внутри отклик, говоря просто — вдохновляют. А дальше, при сложении разных элементов: модели, локации, костюма, определенного света и цвета, атмосферных элементов типа дыма или снега, получается нечто совсем другое. Далее следует обработка фотографий, и это путь проб и поисков, потому что я никогда не знаю, что получится в итоге.
Сейчас я зарабатываю на жизнь фотографией. Недавно мы начали сотрудничать с дизайнером Денисом Симачевым. Две моих фотографии размером практически во всю стену представлены в его ночном клубе «Хулиган» в Москве. Сейчас мы обсуждаем следующий проект.
Уже второй год я преподаю ремесло фотографии во ВГИКе. За последние шесть месяцев у меня прошло несколько персональных фотовыставок, экспозиция называется «Из воды. Из земли. Из воздуха. Женщины». Самая первая состоялась в баре моего друга. Куратором выставки стала моя близкая подруга и однокурсница, актриса Ирис Иванова. Мы планировали сделать это «выставкой одного дня», параллельно устроив выступление музыкальной группы, аукцион и кинопоказ. Но один из владельцев бара предложил продлить ее еще на неделю. Потом о выставке узнал Московский Дом Национальностей и предложил перевезти ее туда. Далее выставка отправилась в Дом Кино, где находится и сейчас. В данный момент есть несколько новых интересных предложений от других выставочных залов.
О новой жизни в Москве и первых трудностях
Мне всегда было интересно придумать некий художественный образ и воплотить его. Перед тем, как заняться фотографией, я очень много писала: рассказы, стихи, очерки, сказки. Со страниц бумаги эти образы перешли в фотографию, а кино стало следующим этапом. Поэтому я решила поехать в Москву и поступить во ВГИК на режиссерский факультет. Конечно, я отдавала себе отчет в том, что просто не будет. Но в 17 лет — тебе море по колено, и ты еще не осознаешь до конца, с чем реально придется столкнуться.
С первого раза во ВГИК я не поступила. Но у меня были высокие баллы по ЕГЭ, и я поступила в РГСУ на факультет теологии по специальности «преподаватель православной культуры». Не потому, что я была такой религиозной — мне просто нужно было остаться в Москве, чтобы ходить на подготовительные курсы во ВГИК. С учебой на теолога у меня не заладилось и после первой же сессии меня отчислили. Пришлось уехать из общежития и снять комнату.
В тот момент я была в растерянности. Конкурс во ВГИК был около 100 человек на место, я боялась снова не поступить. Постоянной работы не было, ведь у меня еще не было профессии, которая могла бы приносить мне стабильный доход. Тогда у меня начались сомнения, стоит ли этим заниматься. С чего я вообще взяла, что я смогу стать режиссером? Но вокруг меня были потрясающие люди: бойцы, воины со стальным внутренним стержнем, которые своим примером постоянно подсказывали мне, что руки нельзя опускать ни в коем случае. Именно тогда я начала брать заказы на коммерческие фотосъемки.
Об учебе во ВГИКе и неопровержимых доказательствах таланта
Мое поступление во ВГИК было довольно нестандартным. Я мало знала о фотографии и об искусстве в целом, очень многое делала интуитивно. На собеседование с Сергеем Соловьевым я принесла свои работы, и он просто не поверил, что эти снимки сделала я. Когда он стал спрашивать, какие у меня были настройки и какая диафрагма, я ничего не смогла ответить. Это ещё больше убедило его в том, что фотографии я где-то скачала. Тем не менее, снимки ему понравились, и он предложил провести тестовое задание. Мне предоставили модель, с которой я должна была провести фотосессию. Когда Соловьев посмотрел на эти фотографии, он сказал: «Видно, что ты что-то соображаешь, но это не тот уровень, с которым ты пришла». Тем не менее, меня приняли в мастерскую. Первые полгода пришлось доказывать мастеру, что я не обманщица. Поскольку у меня не было рецепта успешной фотосессии, и я все делала на вдохновении, то просто не понимала, как отснять так, чтобы ему понравилось. Более того, Сергей Александрович как раз приехал в Казань на кинофестиваль, встретился с моим дядей Рамисом и поделился с ним сомнениями на мой счет. Что мне оставалось делать? Я взяла фотоаппарат, собрала весь наш актерский курс, мы снимали несколько дней подряд. В итоге, появилась огромная стопка фотографий, которую я принесла Соловьеву. Только тогда он наконец-то поверил.
Когда учишься во ВГИКе, ты 100% времени проводишь в институте. Занятия, репетиции, поиски творческих решений. Это непросто, потому что важно найти себя, учитывая и мнение мастера, и опыт искусства в целом. Что-то тебе близко, что-то нет, но в итоге ты все равно остаешься один на один со сценарием, актерами и с тем кино, которое ты делаешь. И нужно просто идти и делать. Не знаю, как у других это происходит, но в моем случае огромное значение имеет вдохновение. Это могут быть лица, места, вещи — в основном, визуальные образы.
Конечно, родители говорили: «Получи нормальное образование!», поэтому я параллельно училась и во ВГИКе, и на журфаке КГУ. Здесь мне также повезло с группой — я училась с очень талантливыми людьми. Например, одна из моих однокурсница, известная вам Дина Гарипова.
О режиссуре, кино и капризных операторах
Я хотела заниматься только кино. Надо сказать, это довольно жесткая профессия, особенно когда ты на съемочной площадке. Но у режиссера всегда есть помощники, которые берут на себя самые «жестокие» части этого процесса.
Больше всего мне нравится подготовительный период создания фильма, когда мы работаем с художником: разрабатываем и создаем предметный мир. Фактически, мы творим новую реальность.
Найти общий язык с оператором для меня сложно. Я — визуал и часто точно знаю, как должен выглядеть каждый кадр. Первая моя учебная работа не получилась, просто потому что мы разругались с оператором на третий съемочный день. Очень важно быть «на одной волне», уметь договариваться, стараться прояснить все нюансы на подготовительном этапе. Именно так было в процессе работы над фильмом «Кукла». Мы детально прорабатывали все: характер и температуру света, блики, связь цвета с драматургией фильма, и, конечно же, предметный мир — костюмы, интерьер, вплоть до камушков с орнаментом.
На съемках «Куклы» было много волшебства. Часто все складывалось настолько удачно, что никто не мог в это поверить — если возникала какая-то проблема, то она устранялась в кратчайшие сроки, если что-то было нужно, оно появлялось непонятным образом. Так что работа над фильмом была по-настоящему чудесной. А потом картина нашла отклик в фестивальном прокате.
В этом году мы были на 12 фестивалях в 5 странах. Очень символично, что наш фестивальный год завершился показом именно здесь, в Казани. Приятно возвращаться домой с работой, которая тебе самой нравится. К тому же, Казанский кинофестиваль для меня совершенно особенный. Я ходила на него, когда училась в школе, тогда он еще назывался «Золотой Минбар».
Сейчас я думаю о новой полнометражной картине. Наверное, это снова будет фестивальный формат. Но я не хочу снимать фильм, который будет интересен только режиссеру и очень узкой группе людей. Сейчас есть такое течение, как арт-мейнстрим — авторское кино, которое понятно большинству. Может быть, получится снять нечто подобное. Посмотрим.
О принципах жизни и маленьких чудесах
Я стараюсь жить здесь и сейчас. Думаю, что в занятии творчеством важно выражать то, что чувствуешь в данный момент, а то, во что это выльется предугадать невозможно. Когда мы снимали «Куклу», то не представляли, какой она вызовет отклик на фестивалях. Мы просто придумывали и делали. Или вот пример с фотографией. На первом курсе мы с подругой Дашей отдыхали на даче у ее родителей. Она была в какой-то домашней футболке со стразами, и я начала их отдирать — просто захотелось. Дальше мы решили провести фотосессию. Наклеили эти стразы ей на лицо, пошли на второй этаж, налили воду в джакузи и поместили Дашу под воду. И пока ее папа готовил нам ужин, я фотографировала. И через несколько лет именно эту фотографию выбрал Денис Симачев, чтобы повесить у себя в клубе. Чуть позже эти фотографии попали на страницы журнала GQ.
Человеку очень важно найти свое место в жизни. Понять, для чего он здесь и чем ему необходимо заниматься. Иногда на это уходят годы. У меня моменты такого осознания были дважды. Первый — во время работы над фильмом. Я понимала, что нахожусь там, где должна быть. Второй момент был на фотовыставке, где были представлены фотографии, сделанные в течение десяти лет. Я получила большое количество искренних слов от самых разных людей. Некоторые из отзывов потрясли меня. Тогда я поняла, что стоит продолжать линию фотографии в своей жизни.
Больше всего меня радуют процессы, когда все чудесным образом складывается хорошо. Собираются правильные люди, создают что-то интересное, им благоприятствуют обстоятельства. Мне бы хотелось, чтобы в жизни происходило больше событий, которые идут на благо всем. Актеры начинают дружить друг с другом, у кого-то возникает любовь, кого-то приглашают в другие картины. В какой-то момент понимаешь, что ты закладываешь фундамент для чего-то большего, и твой проект становится большим созидательным делом.
Текст: Ольга Гоголадзе
Фото: Анастасия Шаронова
все материалы