Экс-главред The Village Юрий Болотов: «Нет ничего важнее и интереснее людей»


О важности журналистского образования, генерации идей, переломном моменте для креативных индустрий и своем уходе из The Village.

В прошедшие выходные в резиденции креативных индустрий «Штаб» прошёл фестиваль «Вместе медиа. Приволжье». В качестве спикеров на мероприятии выступало множество журналистов, в числе которых были специальный корреспондент «Медузы»* — Илья Жегулев и главный редактор The Village — Юрий Болотов. Главред популярного интернет-издания, принадлежащего крупному медиахолдингу Look At Media, занимал эту должность с сентября 2015 по ноябрь 2016 года (Юрий покинул пост главного редактора во время подготовки этого материала, — прим. Enter).

Enter встретился с Юрием и расспросил его о проблемах российских медиа, команде The Village и архитектуре Казани.


— Как вы пришли к журналистике, что стало отправной точкой?

— Совершенно случайно. По образованию я математик, учился в СПбГУ на математико-механическом факультете, но в какой-то момент это все мне стало казаться немножко скучным. В 2010-2011 годах вместе с друзьями — Ильей Клишиным и Ромой Федосеевым — мы делали молодежный блог о политике и обществе Epic Hero. Со временем этот блог стал частью WOS, Илья и Рома ушли работать туда. А я стал писать для сайта Forbes, попал в «Слон», а оттуда — в Hopes&Fears. Летом 2014 года Hopes&Fears влили в The Village, а через год я стал главным редактором. Многие попадают в журналистику случайно, разве нет?

— Насколько важно в современных реалиях иметь высшее журналистское образование, чтобы работать в хорошем издании?

— У меня нет высшего журналистского образования, поэтому я не могу рассуждать о нём. Однажды, правда, у меня был неприятный опыт, когда человек с красным дипломом журфака МГУ просто не мог написать «вводку» к материалу. Для меня это что-то немыслимое, это очень плохо, так нельзя. Но, конечно же, по одному случаю ни о чем судить нельзя.

Вообще, медиа — это не высшая математика, это ремесло, тут нужно набивать руку. Если ты хочешь писать классно, то садись и пиши до тех пор, пока не получится, и не так важно, какое у тебя образование. И если ты хочешь работать в хорошем издании, тебе в первую очередь нужно быть адекватным и неглупым человеком, которому интересно рассказывать истории.

— Команда The Village — кто они?

— Хорошие, классные, адекватные люди, кто же еще.

В московском The Village 10 пишущих редакторов и спецкоров, включая самого главного редактора, — они занимаются большими материалами. И еще четыре новостных редактора. В Петербурге всего пять человек, включая великого фотографа Виктора Юльева. Кроме того, есть дизайн-отдел с арт-директором, двумя дизайнерами и двумя фоторедакторами. И еще недавно появился отдел дистрибуции контента, который занимается аналитикой и социальными сетями. Отличная команда, всех очень люблю.

Насколько я понимаю, региональные городские издания делает от силы человек пять, и это очень маленькие медиа. Но и The Village на самом деле маленький. Мой друг, Даня Туровский, недавно рассказал мне о том, как они вместе с Иваном Колпаковым (спецкор и главный редактор «Медузы», — прим. Enter) во время отпуска в США зашли побеседовать в офис к коллегам из Vox Media (издания Polygon, The Verge, Vox, — прим. Enter). Колпаков спросил: «Слышал, что у вас недавно штат вырос до 200 человек». А ему ответили: «Вы что, у нас давно 700». Может, в мой пересказ вкрались какие-то неточности, но разница наглядна.

— А как, по-вашему, собрать хорошую команду, которая будет генерировать идеи 24/7?

— Собрать хорошую команду очень трудно. Особенно для городского издания, потому что оно немножко и про еду, и про бизнес, и про развлечения, и про архитектуру с урбанистикой. Городская повестка мультидисциплинарна, и тут нужны универсальные люди, которые одновременно могут написать текст о какой-то жесткой социалке, но при этом понимают, что сейчас в Москве, например, бум рейвов, а Канье Уэст на выставке Родченко — суперновость.

Есть два пути, как искать людей в команду. Можно взять опытного журналиста, но скорее всего окажется, что это человек со своим мироощущением, которое не подходит изданию. И такого человека придется ломать об колено — не очень понятно, зачем все это делать.

В Look At Media обычно идут по второму пути: берут, может, и не всегда опытных людей, но, как я уже говорил, адекватных, с нормальным вкусом, понимающих, что сейчас на самом деле важно, живущих модной городской повесткой. Странно же, например, писать о клубе «Рабица», если ты в него не ходишь? Потом этот человек вырастает внутри коллектива и становится довольно универсальным специалистом. Поэтому после ухода из LAM у людей обычно нет проблем с трудоустройством.

Так что, мне кажется, стоит нанимать интересных людей, каждый из которых привнесет что-то свое в издание, и растить из них команду. Загвоздка только в том, что человек станет по-настоящему опытным когда-нибудь, а городское медиа тебе нужно делать сегодня. Вообще, острый недостаток интересных молодых кадров — одна из главных проблем нынешних лайфстайловых медиа: хорошие и опытные люди уходят в смежные области, а новых приходит все меньше. Я это связываю отчасти с резким падением рождаемости в 1990-е. И дальше, мне кажется, все будет еще хуже.

— Как-то уж очень плачевно все складывается.

— Ну, неудивительно, индустрия в кризисе.

— Как вы мотивируете команду?

— Бывают авторитарные руководители, которые стучат кулаком по столу и говорят: «Я здесь главный редактор, идите все в жопу, делаем, как я сказал!». Я так поступать не люблю и не собираюсь, и, мне кажется, жесткий стиль управления, если и имеет право на существование, все равно не очень хорошо работает в креативных индустриях.

Задача главреда заключается не в том, чтобы стучать кулаком по столу, а в том, чтобы создавать творческую атмосферу в коллективе, чтобы люди с удовольствием ходили на работу, чтобы им хотелось придумывать и делать проекты вместе с другими, чтобы они желали проявить себя. Когда ребята предлагают мне какую-то необычную тему, я скорее скажу: «Супер», чем отправлю ее в корзину. Есть идея, которую ты хочешь сделать? Если можешь объяснить другим, почему она классная, то бери и делай. А если не можешь объяснить, то тебя не спасет даже статус главного редактора.

— А как в The Village генерируются идеи, как проходит сам процесс обсуждений?

— У нас есть планерки: длинные для больших идей и короткие для повестки. Кроме того, если внезапно появляется какая-то интересная идея, можно собрать летучку из всех желающих и быстро обсудить детали будущего материала. Классно, когда люди не сидят только в рамках своего раздела, а объединяются во временные команды для работы над каким-то текстом.

Но вообще, мне кажется, большая часть идей рождается не на планерках, а просто в ходе общения — к этому подталкивает сам опенспейс. В открытом офисе трудно сосредоточиться и писать длинные тексты, зато очень удобно обсуждать и придумывать что-то новое.

photo_2016-11-25_16-37-44

  • Юрий Болотов в рамках эксперимента The Village посетил двухчасовой мастер-класс по базовым навыкам M.A.C Technique.

— Какими качествами должен обладать главный редактор?

— Терпением, терпением и еще раз терпением.

— Если успешное издание — это Земля, то на каких трех китах она стоит?

— Медиа нужны три вещи. Первая — это классные люди, креативные индустрии строятся на них. Второе — цель. Те самые люди должны четко сформулировать для себя, что и зачем они делают. Никто не должен делать медиа просто для того, чтобы делать медиа. Ну и третье — деньги: нельзя работать годами на голом энтузиазме и без ресурсов, это выматывает и ломает людей.

— Какие издания читаете сами, если выпадает свободная минутка?

— В первую очередь зарубежные: The Atlantic, The New Yorker, The New York Times, Bloomberg, Aeon, Wired (вообще, грустно, что в России плохо знают английский язык, и поэтому читают в основном только местные медиа). Из российских — все сайты Look At Media, «Медузу»*, РБК, «Карнеги», «Секрет фирмы», бывший Slon, который теперь называется Republic*, «Афишу», The Flow. «Медиазона»* нишевая, но очень классная. Наверно странно такое слышать от человека, работающего в лайфстайле, но мои читательские интересы скорее смещены в сферу политики и экономики. Впрочем, по выходным я люблю позалипать на Archdaily и других архитектурных сайтах или почитать об играх на американском IGN и Polygon.

На самом деле проблема главного редактора в том, что ему нужно смотреть очень много всего по работе и хорошо ориентироваться в конкурентах, но на чтение у него вообще не остается времени. Например, в этом году я проснулся утром первого января и наконец-то смог зайти в Pocket (сервис, позволяющий одним кликом сохранять интересные материалы в интернете, чтобы вернуться к ним позже, — прим. Enter) и прочитать лонгриды, до которых не доходили руки месяцами из-за занятости.

— Никогда не загорались идеей создания своего медиа?

— У меня есть канал в «Телеграме», в котором я в свободное время пишу об архитектуре и вещах, которые мне интересны — и этого пока достаточно. С другой стороны, мне кажется, что сейчас очень не хватает медиа о подростках. За ними будущее, но никто не понимает, как они живут и о чем мечтают. Правда, мне скорее хотелось бы быть читателем такого издания, а не автором.

photo_2016-11-25_17-12-41

— Сталкивались ли вы с тем, что какое-либо издание подчистую копирует идею у The Village?

— Мне кажется, все так или иначе копируют у всех, и к этому стоит относиться философски. К тому же, копирование — положительный знак, ведь он говорит о том, что тема или формат хорошо придуманы и работают. Cкопировали материал? Ну и ладно, какая разница, если у тебя в работе что-то новое и еще более классное.

Придумать хорошую идею непросто, однако правда жизни заключается в том, что идеи сами по себе ничего не стоят. Можно прямо сейчас сесть и нащёлкать много идей, но это не значит, что мы сможем их так же легко и круто воплотить в жизнь. Реализация намного сложнее и важнее.

— Чего, по вашему мнению, не хватает российским медиа?

— Российским медиа не хватает денег. Можно сколько угодно говорить о нехватке опыта, вкуса и прочих вещей, но на самом деле все упирается в деньги. Если ты хочешь делать качественный контент, тебе на это нужны деньги и время. Обычно нет ни того, ни другого.

Сейчас издания работают по одной и той же схеме: у тебя есть трафик-план, тебе нужно делать популярные материалы с большим количеством просмотров, чтобы откручивать рекламные баннеры. В постоянной гонке за трафик-планом ты становишься белкой в колесе. И в конце концов медиа переходит к кликбейту, теряет лицо и пишет обо всем и ни о чем.

Такая схема заводит индустрию в тупик, и нужны другие рекламные метрики, другие форматы, другие способы заработка. Сейчас все очень увлечены нативной рекламой, и рекламные бюджеты из баннеров постепенно перетекают в эту область, но нативка не сможет целиком заменить собой баннеры. В общем, пока эта гонка за просмотрами не будет пересмотрена, ничего хорошего ждать не стоит.

Ко всему прочему, мы сейчас находимся на переломе эпох: те принципы, по которым раньше жили медиа, больше не работают, нужно постоянно приспосабливаться и экспериментировать. Правда, меня смущает, что в России сейчас все только задумались о создании каких-нибудь видео в фейсбуке, но вообще-то уже нужно думать о том, как будет выглядеть ваше медиа в виртуальной реальности.

В общем, в такой переломный и кризисный для индустрии период жить сложно, но интересно.

— А как у вас обстоят дела с региональными СМИ? Что-нибудь из такого читаете?

— Я люблю смотреть материалы о России на разных сайтах — меня завораживает тема умирающей российской глубинки. А из СМИ регулярно читаю петербургскую «Бумагу» и в последнее время казанский «Инде», который теперь делает бывший редактор «Афиши» и просто классный чувак — Феликс Сандалов. Еще могу вспомнить самарскую «Большую Деревню», краснодарский «Югополис» и екатеринбургский It’s My City.

Но если говорить начистоту, то жителю Москвы скорее безразличны региональные СМИ. К сожалению, Россия очень централизованная страна, и почти все происходит в Москве. И все деньги находятся в Москве. И в этом главная проблема региональных медиа: у них еще меньше денег.

— Не так давно была новость о том, что The Village перейдет в соцсети. Зачем? И какие задачи это позволит решить?

— Мне кажется, что эти вопросы стоит напрямую задать издателю The Village Алексею Аметову. У меня же есть свои соображения по поводу работы в социальных сетях. К сожалению, в России SMM (Social Media Marketing — продвижение в социальных медиа, — прим. Enter) зачастую не очень хороший. Почему? Потому что медиа являются заложниками трафик-плана. Есть сайт, на котором нужно откручивать баннеры, а соцсети просто позволяют гнать на сайт трафик — и поэтому они воспринимаются исключительно как приложение к основной площадке.

Но если лет пять назад это казалось нормальным, то сейчас необходимо доставлять контент пользователю туда, где ему будет удобно к нему обратиться. В идеальном мире, где достаточно денег и рук, соцсети должны быть не просто приложением к медиа, они сами должны быть медиа. И для них нужно готовить контент редакционного качества. Сейчас все площадки должны идти наравне.

Смотреть
все материалы