Хор, фольклор и синтезатор: Что стоит знать о проекте Vatannar


С 19 по 29 ноября в Казани проходила специальная программа фестиваля немецкой культуры и языка Rodina-set’. Одним из кураторов события стал музыкант из Германии Гвидо Мебиус. Он же поучаствовал в проекте Vatannar вместе с группой Djinn City, фольклорным ансамблем Казанской консерватории и мультиинструменталистом Сугдэром Лудупом.

В рамках Vatannar музыканты представили шесть композиций, в которых народные песни смешались со звуками синтезатора, гитар, тувинских инструментов и горлового пения. Enter рассказывает о проекте, который придал татарскому, марийскому и удмуртскому фольклору электронное звучание и вышел за рамки одной страны.


Участники проекта Vatannar

Гвидо Мебиус — немецкий музыкант, продюсер, глава музыкального издательства AUTOPILOT и сотрудник Берлинского фестиваля СТМ — одного из крупнейших форумов авангардной музыки и искусства. Он известен по сольному проекту Guido Möbius и дуэту G.A.M.S. Гвидо много экспериментирует со звуком, используя синтезаторы, гитарные педали, усилители и подручные предметы.

Djinn City — дуэт поэта и электронщика Айдара Хуснутдинова и мультиинструменталиста Тимура Митронина. В своем творчестве они сочетают фанк, арт-рок, танцевальную музыку, татарские наигрыши и напевы. Часть из них музыканты собрали сами во время поездок по деревням Татарстана. Группа исполняет песни на английском, татарском и русском, а еще пишет музыку для спектаклей.

Фольклорный ансамбль Казанской консерватории, созданный в 2003 году, состоит из студентов учебного заведения. Они исполняют традиционные песни народов, проживающих на территории Поволжья и Приуралья. Основная задача ансамбля — воссоздать подлинную народную манеру исполнения в соответствии с той или иной этнорегиональной песенной традицией.

Сугдэр Лудуп — композитор, мультиинструменталист из Тувы, студент Казанской консерватории. Владеет несколькими стилями горлового пения и звукоподражанием.

Предыстория. Как появилась российско-немецкая коллаборация

Два года назад участники группы Djinn City ездили по деревням, где записывали народные напевы. Цель: сохранить эти исчезающие татарские песни, вдохновиться и использовать в своей музыке. Сотрудники «Смены», которые организовали фестиваль Rodina-set’, предложили Айдару и Тимуру создать композиции на основе этого фольклора. Так четыре месяца назад они оказались в проекте. Но музыканты решили не брать полевые записи, сделанные в поездках, а привлечь голоса фольклорного ансамбля Казанской консерватории. На их концерт они попали еще в 2017 году и записали несколько песен на диктофон телефона.

«В сентябре этого года Айдар и Тимур назначили мне встречу и показали наработки на основе записей с концерта фольклорного ансамбля. Затем предложили задействовать наших вокалистов для концертного воспроизведения этих песен. Мы, конечно, согласились. Фольклорный ансамбль существует на базе кафедры татарской музыки этномузыкологии. Мы изучаем музыку народов Поволжья, ездим в фольклорные экспедиции и поем то, что записали, стремясь к аутентичному исполнению народных песен», — рассказывает руководитель ансамбля Лилия Сарварова.

Задумка Тимура и Айдара была в том, чтобы сочетать народное пение с драматично гудящими синтезаторами, как будто бы исполняющими роль оркестра.

В том, чтобы это все зазвучало как надо, участникам Djinn City помогал Гвидо Мебиус. Он был одним из кураторов фестиваля, поэтому его участия в отдельном проекте события не предполагалось. Гвидо скинул Айдару и Тимуру треки немецких музыкантов, но они не смогли выбрать партнера для коллаборации. Тогда Гвидо предложил себя в качестве еще одного участника проекта.

«Я, конечно, был очень счастлив. В прошлом году на Зимнем книжном фестивале я был на выступлении Гвидо в составе дуэта G.A.M.S. Они играли шумовую музыку, и я никогда подобного живьем не слышал — это был новый трансформирующий опыт. Тональность вовлекает тебя в привычную игру с твоими ожиданиями даже при прослушивании сложной симфонической музыки. А G.A.M.S. играли атональную музыку — грубо говоря, какой-то шум и гудение, у которых менялись тембр и высота. Барабанщик Энди рубился адски, Гвидо пропускал синтезаторы через гитарные усилители. Все было похоже на занятие любовью, когда ты просто отдаешься на волю этой штуки, она тебя несет и ты не знаешь, где окажешься в самом конце», — делится Айдар Хуснутдинов.

В рамках проекта музыканты из Казани отправили первые наработки в Берлин. Гвидо их отслушивал, придавал новое звучание, говорил, что нужно поменять и отвечал за конечный продукт. Он сам написал основу трех треков и помог выстроить структуру композиций, идеологию которых придумывали Айдар и Тимур.

«Я был в шоке от того, насколько классно в музыке Гвидо сочетаются синтезаторы и акустические инструменты, например — игра барабанными палочками по различным поверхностям или смычком на гитаре. Это звучало оригинально и ни на что не похоже. В то же время композиции легко слушать, под них можно медитировать или танцевать», — говорит о своих впечатлениях Тимур Митронин.

Выступление Vatannar в «Смене» в рамках фестиваля Rodina-set’; 2020.

Все в сборе. Как в проект пришел композитор из Тувы

Музыканты решили дополнить композиции горловым пением и народными инструментами и пригласили в проект студента Казанской консерватории, мультиинструменталиста родом из Тувы Сугдэра Лудупа. Он использовал в треках шесть стилей горлового пения, игру на национальных инструментах и звукоподражание. Через такие птичьи трели раньше общались тувинские охотники.

В горловом пении есть много разных стилей, но особое внимание уделяется трем основным. Каждый из них имеет свое значение: нижний (каргыраа) символизирует мир духов, средний (хөөмей) относится к нашему миру, а самый высокий (сыгыт) переводится как свист и имеет отношение к верхнему миру. По словам Сугдэра, древние тюрки считали, что птицы напрямую связаны с небесными божествами.

«Я начал заниматься горловым пением после переезда в Казань, так как сильно заскучал по родине. Слушал горловое пение и пробовал сам. Я практиковался во время дороги от консерватории до общежития, чтобы мое пение перекрывал шум машин. Иначе люди удивились бы тем странным звукам, которые я издаю. В народных тувинских песнях меня зацепили жизненные слова. Проект, связанный с фольклором, показался интересным. Мы работали интуитивно и дополняли друг друга», — рассказывает Сугдэр Лудуп.

Горловое пение хорошо легло на музыку — получился гудящий однородный звук с меняющимся тембром, на который наложено еще несколько звуковых слоев.

Когда проект собрал всех участников, они стали думать над названием. Придумать подходящее помог музыкант Рушан Хаяли. Идеально подошло слово «ватаннар», с татарского это переводится как «родина» во множественном числе. У каждого музыканта была своя родина: от Тувы и Татарстана до Германии, поэтому проект назвали именно так — получилось очень символично, считают музыканты.

Блуждание по темным коридорам. Идеи и смыслы треков

У композиций Vatannar нет определенной сверхидеи, считает Айдар. Для участников проекта было важно получить эмоциональный отклик от слушателей. Одна из песен придумана под влиянием игры «Ручеек», где люди становятся парами и могут выполнять задания часами. Айдар хотел передать в треке это затягивающее движение, сравнимое с ощущениями бесконечного хоровода. Эту идею подхватил и дополнил Гвидо.

Другая композиция, придуманная Тимуром, переносит в атмосферу «Сталкера». Ее структура напоминает путешествие из фильма по зоне, меняющей людей. Музыканты сравнивают трек с блужданием по темным звуковым коридорам, где с разных сторон звучат голоса на татарском.

Основу для трех композиций сделали Айдар и Тимур. Одну из них Гвидо дополнил дорожкой радиошумов и создал основу еще трех треков. По его словам, при создании песен главной была идея.

«Один из треков создавался очень легко, так как Айдар предложил сделать это в стиле “головокружительного фольклорного танца”. Под такую композицию я записал ударные вместе с барабанщиком Генри Буехлером. Как только появлялась идея, соответствующая характеру нашего произведения, все остальное получалось само собой. С самого начала ребята придумали использовать голоса хора, и исходя из этого было легко дополнять остальные идеи. Главным аргументом в пользу выбора той или иной аранжировки и смыслового наполнения композиции стало желание дать пространство, простор каждому голосу. Поэтому я ориентировался на минимализм», — объясняет Гвидо Мебиус.

При записи музыканты использовали песни, зафиксированные на диктофон телефона во время концерта фольклорного ансамбля. Сначала планировалось перезаписать песни в студии, но в итоге всем понравилось «грязное», несовершенное звучание диктофонных записей.

Айдар и Тимур считают, что проект не помог «актуализировать» фольклор или сделать его более современным. По их мнению, народные песни и так хороши сами по себе, просто в новой аранжировке звучат чуть по-другому.

«Участники группы Pet Shop Boys говорили: “Мы как новые The Beatles только с синтезаторами и драм-машинами, которых у них тогда не было. Иначе они бы их использовали вместо Джорджа и Ринго”. То же самое можно сказать и про старинные народные песни — когда они писались, у людей не было компьютеров и синтезаторов, чтобы они звучали так, как в нашей аранжировке. Поэтому мы не можем говорить, что делаем нечто абсолютно новое, просто задействуем все инструменты, которые есть в доступе. Я полюбил народные песни благодаря деду. Он часто пел композиции времен гражданской войны и начала ХХ века. Однажды я его записал и сделал ремикс. Дед послушал и заплакал, ему очень понравилось. Он не воспринял это как что-то чужеродное. Думаю, если бы у него в свое время был синтезатор, то и он, может, сделал бы подобную вещь», — говорит Айдар.

Фото: Предоставлены организаторами Rodina-set’

Смотреть
все материалы