Художник, мафиозник и Индиана Джонс: Горожане о том, кем хотели стать в детстве и что из этого получилось
У каждого в детстве была мечта: кто-то хотел стать доктором, кто-то — моделью, а кто-то — художником. Со временем планы меняются. Некоторые детские мечты навсегда остаются мечтами, а некоторые сбываются иногда самым неожиданным образом.
Редакция Enter совместно с городом профессий «КидСпейс» поговорила с шестью горожанами о том, кем они хотели стать в детстве. Рассказываем, как найти себя, почему не нужно бояться начинать все сначала и возможно ли совмещать работу и детские увлечения.
Когда я была маленькая, мечтала стать артисткой и создавать предметы искусства. У меня была большая энциклопедия с картинами, которые я рассматривала по несколько часов. Больше всего мне нравилась «Княжна Тараканова» Флавицкого. Однажды я решила организовать свою выставку: собрала на Волге камни и разрисовала их. Билет в экспозицию стоил 10 рублей. На эти деньги я покупала чипсы, «Мажитэль» и ходила с друзьями на пикник.
Но изобразительное искусство — это не все, что меня интересовало. Я пела в хоре, ходила в театральную студию, художественную школу, на восточные танцы и хип-хоп, вязала крючком, занималась фигурным катанием. Мне нравилось выступать на сцене и быть в центре внимания. Помню, как с ребятами в деревне мы устраивали концерты: пели песни Натальи Орейро и ставили танцы под музыку Шакиры.
Такое разнообразие занятий помогло сформировать мое видение мира. Мы живем в век мультипатенциализма: человек, который хочет стать экспертом в своей нише, должен понимать разные аспекты жизни. А это проще сделать на практике. Кружки, спортивные секции, школы искусств и детские проекты, как «КидСпейс», помогают в детском возрасте понять, как устроен взрослый мир, попробовать себя во всех возможных сферах и выбрать подходящий вектор развития.
После девятого класса я готовилась к поступлению в театральную школу Олега Табакова. Уже выучила танец, песню и басню для экзаменов, но выяснилось, что кастинга не будет. Поэтому я пошла в 10 класс и решила, что буду клиническим психологом. В творческой профессии важно разбираться в характерах людей, их чувствах и настроениях. Так что я не оставляла надежду связать жизнь с искусством и относилась к учебе, скорее, как к инструменту для достижения цели.
Мне кажется, у меня получилось реализовать детскую мечту даже лучше, чем я это представляла. Я смогла объединить искусство и психологию, научилась помогать людям через призму кино, театра и картин. Несколько лет назад мы с другом-художником организовывали мастер-класс «1 000 коллажей». Участники создавали интерьерный коллаж с зашифрованным с помощью психологических упражнений текущим ментальным состоянием. Одна женщина была с дочкой, которая проходила реабилитацию от наркозависимости. На занятии мы очень старались помочь девушке. И вот недавно после лекции в Belova Art Gallery ко мне подошла эта женщина и рассказала, что отчасти благодаря мастер-классу и нашей помощи ее дочь вылечилась. Такие истории меня вдохновляют и мотивируют: какие-то незначительные, на первый взгляд, мои действия могут изменить жизнь человека.
В моем детстве были анкеты для друзей. Однажды я написал в таком опроснике сестры, что хочу стать мафиозником. Навряд ли я понимал, что это значит, но то, что я буду крутым, чувствовал.
Благодаря интернету, блогерам, городу профессий типа «КидСпейс» современные дети осознаннее нас: они обучаются новому в YouTube, понимают, чем хотят заниматься и кем быть в будущем. У меня и моих сверстников в деревне не было времени, чтобы задумываться об этом. Мы собирали вкладыши от жвачек, ходили на болото ловить лягушек, катались на великах. Да, это было несерьезно, зато очень весело.
Я не знал, кем хочу быть до старших классов, поэтому случайно отучился на энергетика. Подстанция, на которой я работал после окончания вуза, находилась в лесу. Мне нужно было доехать до ближайшей остановки на автобусе и пройти еще минут 20 пешком. Как-то осенью я добирался на работу по слякоти и задумался: «Неужели ради этого я учился?». В тот момент я понял, что нужно что-то менять.
В 2012–2014 годах я наткнулся на аккаунт кожевника из Москвы и подумал, что тоже могу и хочу заниматься кожевенным ремеслом. Я начал учиться работать с кожей и оттачивать мастерство на ремнях и кошельках. Мне не нравилось, что у моих работ нет узнаваемого кода, они ничем не отличались от изделий других мастеров. И вот спустя 10 лет в 2020 году я придумал концепцию сумок бренда Daniiar. Моей миссией стало популяризировать татарскую культуру через моду и кожаные аксессуары (в чем уникальность бренда Daniiar и что значит «стать Тукаем» в мире кожгалантереи — читайте в нашем материале). Со временем я хотел бы открыть мастерскую и все-таки воплотить детскую мечту — стать мафиозником в своем деле.
Родители водили меня в разные кружки: дзюдо, шахматы, рисование — везде, куда возможно. Для них было важно, чтобы я все попробовал и сам решил, чем буду заниматься. Я был любопытным ребенком, поэтому мне нравились многие профессии. Когда я видел охранника, говорил, что буду охранником, потому что он крутой и у него черный костюм. По возвращении из больницы надевал белую рубашку и представлял себя врачом. Так что одной детской мечты кем-то стать у меня не было.
Мое первое осознанное желание связано с кино. Однажды фильм зацепил меня настолько, что я захотел что-нибудь поснимать. На день рождения мне подарили камеру, старший брат показал, как монтировать, — и понеслось. Я снимал все подряд: фильм с игрушками в главных ролях, несложные ролики в детских лагерях, видеопоздравления для школьных концертов. Мне нравилось дарить людям эмоции. И я понимал, что видео — простой способ это сделать. С помощью ролика можно рассмешить, удивить или заставить задуматься о важном.
Один режиссер сказал мне, что творчеством можно заниматься без образования — это же творчество. Я подумал, что он прав, и выбрал специальность, не связанную с кинопродакшном, — «Менеджмент». Это было направление, на котором поддерживали творческие инициативы студентов и по окончании которого я мог получить «серьезный» диплом. Я не жалею о выборе, так как профессиональные знания дополнили творческие навыки: в продакшене в основном я занимаюсь продюсированием и управлением проектами.
Чтобы создать ролик, продюсер должен собрать команду, иллюстратор нарисовать раскадровку, оператор все снять, монтажер собрать исходники в одну дорожку и так далее. Видео состоит из множества элементов. И когда то, что ты видел на бумаге, складывается в один проект, получается вау-эффект. Это одно из любимых ощущений в работе.
На своем примере могу сказать, что детские проекты, как «КидСпейс», работают. В детстве я много пробовал, что-то бросал сразу, чем-то занимался долго. Меня не спрашивали, в какие кружки я хочу ходить, потому что я был маленький и не знал, а какие секции вообще есть. Родители давали протестировать разное, чтобы со временем я понял, что мне интересно и в чем хочется развиваться.
В детстве я любила фильмы об Индиане Джонсе. Мне нравились его приключения, поэтому я решила, что тоже буду археологом. Правда, тогда я закладывала в это слово другой смысл и имела в виду, скорее, исследователя. Я собирала полезные ископаемые, изучала камни, ходила с задранной головой: никогда не видела, что впереди, но всегда замечала, что происходит вокруг.
В моей семье все врачи, поэтому какое-то время я тоже собиралась стать доктором. В старших классах планировала учиться на режиссерском. Но в итоге по рекомендации родителей поступила на модную и востребованную в то время специальность «Инженер-технолог нефтяной промышленности».
За пять лет в университете я возненавидела химию и точные науки, поэтому не работала по профессии ни дня. По окончании вуза мне было сложно понять, чем я хочу заниматься. Я работала мерчендайзером, региональным представителем, медийщиком с одной мыслью — только бы не вставать к восьми утра.
Идея стать блогером появилась еще во времена ЖЖ («Живой Журнал» — онлайн-платформа для ведения блога, была популярна в середине 2000-х годов — прим. Enter). Но тогда у меня не было техники и я была не готова показывать личную жизнь. Пять лет назад я поняла, что все-таки хочу этим заниматься, и создала экспертный блог о путешествиях по Казани и Татарстану. С тех пор я исследую республику, как Индиана Джонс, и пишу о необычных местах. У меня нет одинаковых дней, каждая локация, каждое путешествие — это новые эмоции и ощущения.
Спустя годы я понимаю, что из меня получился бы плохой врач, я не смогла бы работать химиком на заводе. Я думаю, если бы в детстве я попробовала побыть доктором, я бы сразу исключила эту профессию и быстрее определилась с другой сферой. У моих детей есть уникальная возможность стать на время экологами, инженерами, айтишниками в «КидСпейс». Уже сейчас можно проследить, что им интересно. Например, мой сын часто бывает на станции техобслуживания, ему нравится возиться с инструментами. Конечно, он еще маленький и рано делать выводы, но мы наблюдаем за его склонностями, чтобы в будущем помочь выбрать правильный путь.
Желание рисовать и проектировать у меня было с детства. С начальных классов я ходил в художественную школу, где занимался живописью, рисунком, скульптурой. Мечты кем-то стать не было, но в художке я понял, что мне нравятся декоративно-прикладные профессии: я научился работать в графических программах и создавать обложки и постеры для компакт-дисков, любил конструировать из бумаги, рисовал плакаты.
После окончания художественной школы мой друг предложил пойти учиться в детскую архитектурную школу «ДА-ДА» в Набережных Челнах. В «ДА-ДА» готовили к поступлению в архитектурные вузы. Вот тогда я понял, что мне интересно это направление и я хочу стать архитектором. Через год я окончил школу и поступил в КГАСУ на специальность «Проектирование зданий».
Я знал, что хочу быть архитектором, но плохо представлял профессию и чем буду заниматься. Когда мы видим здания и интерьеры, мы не задумываемся, сколько за ними стоит работы и сложностей. Оказалось, что быть архитектором — это не только чертить планы и делать расчеты. Архитектор собирает команду, контролирует работу над объектом, выступает проводником между заказчиком и подрядчиком, отвечает за ошибки и недоговоренности. И даже когда объект сдан и, кажется, можно радоваться, ты думаешь, как сделать следующий проект лучше и быстрее.
При этом, когда я вижу здания и общественные пространства, которые проектировала моя команда, я чувствую причастность и особенное удовольствие. Например, мы разработали концепцию парка им. Урицкого. Мысль о том, что у нас получилось сделать комфортное место для людей, внести вклад в благоустройство и развитие города, вдохновляет на новые проекты.
У меня есть альтруистическая мечта спроектировать удобный город. По моему мнению, отличный пример — Копенгаген. В нем современная безопасная среда с развитой инфраструктурой для пешеходов, велосипедистов и автомобилистов. Я верю, что, оттолкнувшись от проблем, которые есть в российских городах, и учитывая наш климат, можно рискнуть и сделать что-то подобное.
В детстве мы часто влюбляемся во взрослых, которые кажутся волшебниками, и воображаем, что будем такими же. Я была влюблена в учительницу иностранного языка. Немецкий давался мне легко, и я даже сочиняла стихи. Поэтому какое-то время мне хотелось стать учителем иностранного языка. Еще мне нравилось решать математические задачи, играть в поиски сходства и различия видов в биологии, писать сочинения и командовать.
Решение о профессии было принято неожиданно в десятом классе. Я сказала родителям, что поступаю в Казань и буду детским доктором. То, что придется долго и много учиться, меня не пугало, а, наоборот, мотивировало. И до сих пор мне нравится, что в моей работе нужно постоянно узнавать новое и совершенствовать навыки.
Если бы я поступала в вуз сейчас, я бы выбрала лечебный факультет и шла от обратного: от взрослого к ребенку. Такой способ — отучиться на педиатра после практики терапевта — увеличивает шансы стать результативным специалистом, сохранить и улучшить здоровье ребенка.
За 38 лет в профессии у меня не было ни одной причины разочароваться в выбранной специальности. Напротив, с каждым годом я убеждаюсь, что, имея золотую медаль и возможность пойти в любую сферу, я сделала правильный выбор.
Город профессий «КидСпейс» — это единственное место в Казани, где дети могут стать фармацевтами, инженерами и флористами за один день. На выбор 30 локаций и более 100 специальностей. Каждый ребенок может найти интересное занятие и в форме игры обучиться новому. Интерактивы рассчитаны для детей от четырех до 14 лет. Программа постоянно меняется, поэтому каждое посещение будет увлекательным.
Подробнее о стоимости, локациях и программах читайте на сайте.
Текст: Ксения Монастырская
Фото: Антон Малой
все материалы