Художница Надя Ригова — о ягнятах, жертвенности и пугающей реальности


Продолжаем рубрику «Артгид», где исследуем современное искусство Татарстана, знакомимся с локальными художниками и узнаем больше о скрытых смыслах, художественном выражении и философских вопросах в работах.

В этот раз героиней рубрики стала художница Надя Ригова. Enter поговорил с ней о христианских отсылках в образе ягненка, коммерциализации искусства и о сочетании личного и общечеловеческого в работах.


Надя родилась в 1996 году в Зеленодольске. В 2019-ом она окончила Казанское художественное училище им. Фешина по специальности «Скульптура». В своей практике художница отдает предпочтение керамике, но хочет двигаться дальше и совмещать различные медиумы. Искусство представляет как честный диалог со зрителем, задавая вопросы посредством своих работ. Художница размышляет о грани между состоянием распада и витальностью, а также ограниченностью бытия и человеческой склонности к насилию.

Надя была участницей групповых выставок «Два и два» (ТИАМ, Тула), «Улица с односторонним движением» (Terminal A, Нижний Новгород), «Поле» (ЦСК «Смена» , Казань), «Свои» (галерея «Бизон», Казань) и других. А в июле в «Смене» открылась ее первая персональная выставка «Почему люди бросают кроликов?»

«В керамике есть возможность ухода в своеобразную живописность»

— Ты всегда хотела стать художницей?

— У меня никогда не было таких планов, но я с дошкольного возраста любила лепить из пластилина. Это всегда было частью моей жизни. Я ходила в художественную школу, а после поступила в [Казанское художественное] училище.

— Как сформировался твой художественный стиль?

— Я не старалась намеренно сформировать свой стиль — получилось само собой. В основном я занимаюсь анималистикой, потому что люблю живых существ. Наблюдая за ними, всегда невольно обращаю внимание на их пластику. Мне хотелось сделать свои работы живыми, чтобы в них присутствовало ощущение движения. Не могу сказать, что на мой стиль сильно повлияли преподаватели, потому что в училище меня чаще поправляли, а мои оценки были не очень хорошими.

— То есть у тебя не было конкретного примера для вдохновения? Например, из мировых художников?

— Из мировых я бы выделила итальянского скульптора 1920-1930-х Марино Марини и Джакомо Манцу примерно того же времени. Последний для многих моих одногруппников тоже был примером. Манцу умел сочетать академизм и непосредственность, точно передавая пластику живого существа, через которую проступал характер.

— Почему ты выбрала преимущественно керамику как способ художественного выражения?

— Это доступно по цене. К примеру, бронза — тяжелый и более дорогой материал. Также в керамике есть возможность ухода в своеобразную живописность, то есть выражение своих идей и мыслей через цвет с помощью глазури.

— В твоих соцсетях помимо керамики есть несколько фотографий акварельных работ. К тебе не приходила мысль активно развиваться в направлении живописи?

— Иногда я просто экспериментирую с акварелью. Из всех красок она кажется более легкой, воздушной, в ней есть какая-то спонтанность и возможность быстро схватить образ. Но все-таки мне всегда была ближе скульптура. В ней привлекательна именно объемность, через которую можно раскрыть все грани работы, иначе показать с разных сторон.

«Кто мы такие, если наше общество строится на потребности чьей-то жертвы?»

— Недавно открылась твоя персональная выставка «Почему люди бросают кроликов?» Можешь подробнее рассказать о названии экспозиции?

— Я выбрала название случайно: наткнулась на ролик в интернете, где мужчина рассказывал о том, почему нерентабельно содержать кроликов на приусадебном участке. Среди прочего говорилось о восприимчивых, излишне чувствительных людях, не способных на убийство ради такого способа заработка. Это меня особенно зацепило.

Мне запомнилось название своей нечеткостью и некой неструктурированностью. Если забить в интернете «Почему люди бросают кроликов?», то, возможно, выйдет много статей на тему содержания зверя в квартире как домашнего питомца. И для меня это стало параллелью между тем, как люди заводят животных, просто очаровавшись их внешним видом, и общечеловеческими отношениями, в которых нет терпимости и чуткости к другому. В названии экспозиции содержится отсылка к обществу и в том числе к жертвенности, которая является одной из тем моей выставки.

— Почему тебя привлекают анималистические образы, в особенности ягнят?

— У меня было много опыта создания эскизов и набросков на скотном дворе и на конюшне. И в принципе животные как модели более доступны: за ними проще наблюдать, чем договориться с человеком о позировании. К тому же, по моим наблюдениям за другими художниками в информационном поле, фигура человека уже перестала быть центром дискурса в искусстве.

А ягненок — это прообраз Христа. Вообще в иудаизме было принято приносить в дар Богу определенных домашних животных: бычков, овец и птиц. Образ ягненка закрепился за фигурой Христа как символ жертвы за мир и за человечество, не совершивший ничего плохого, но вынужденный пострадать за других. И здесь рождается мое вопрошание: «Кто мы такие, если наше общество строится на потребности чьей-то жертвы?» Мы даже не всегда это осознаем, но невольно какая-то прослойка общества жертвует своими комфортом, благополучием и даже жизнью ради других. Возможно, здесь есть какая-то скрытая ложь и укоренившийся в самом фундаменте нашего общества потребительский принцип отношения к другому. Может быть, наше отношение к жертве Христа отчасти тоже стало потребительским.

— У теоретика искусства Натальи Серковой была лекция «О том, что такое современное искусство — в пяти пунктах». И один из них говорит, что произведение должно содержать общемировую повестку и высказываться о текущей ситуации. Как художнику удается исключить личное из своих работ и мыслить так глобально?

— По моим наблюдениям, в хорошем искусстве это получается само собой. Влияние мировых событий на художника происходит непроизвольно, просто потому что мы все являемся частью большого общественного процесса и включены в повестку. В искусстве для меня никогда не было разделения на сугубо личное и общемировое — все переплетено. Одно маленькое событие в моей жизни может послужить триггером для размышления над более глобальными темами.

— Твои работы кажутся милыми, но в то же время они физиологически подробны, что создает двоякое впечатление. Ты стремишься оказать на зрителя определенный эффект?

— Да, я делаю это специально, чтобы показать, насколько страшной может быть реальность.

В природе всегда есть сторона, пугающая своей физиологичностью и неотвратимой правдой. В моих работах выраженный физиологический аспект — скорее, про смерть и тревогу о том, что мы живем немножко как в тумане, воспринимая многие серьезные вещи с легкостью. Сейчас простое отношение к жизни культивируется, но на самом деле все очень непросто, и рано или поздно приходит осознание жестокости окружающего мира.

«Если ближайшие год-два я не смогу полностью обеспечивать свою жизнь искусством, то, наверное, перестану им заниматься»

— Часто работу художника принято ассоциировать с вдохновением и творческим подъемом, но иногда это и монотонный кропотливый процесс. Встречалась ли ты с рутиной в своей деятельности?

— Обычно у меня в голове есть образ, требующий воплощения, и настроение, которое я стараюсь передать зрителю. Пробуя много раз сделать задуманное, я добиваюсь идеального для меня результата. Так что рутины нет, есть скорее творческий поиск.

— Насколько я знаю, у тебя есть своя мастерская. Расскажи, как она устроена?

— Это обычное помещение, арендуемое у торгового центра. Раньше там я проводила занятия с детьми по керамике. Сейчас в этом пространстве работает другой преподаватель, а я появляюсь все реже — в основном творю дома. Все больше моя мастерская становится местом, приспособленным именно для детских занятий, поэтому я нахожусь в поиске своего рабочего пространства, предпочтительнее в Казани.

— Есть разница в ощущениях при изготовлении утилитарного изделия и предмета искусства? Или ты с одинаковым воодушевлением подходила к обоим процессам?

— Нет, мне не нравится делать посуду и другие утилитарные вещи. На тот момент это был один из самых доступных способов заработка.

— Коммерциализация работ художника — это важная составляющая сегодняшнего искусства?

— Конечно. Чтобы сделать что-то по-настоящему новое и выдающееся, нужны свободное время и возможность учиться, а еще финансы на это обучение и дальнейшее развитие. Если работы не продаются, то как? Для себя я решила: если ближайшие год-два не смогу полностью обеспечивать свою жизнь искусством, то, наверное, перестану им заниматься.

— Не будет ли тебе жаль бросать искусство, если твои работы не окажутся коммерчески успешными?

— Будет. Сейчас искусство для меня — одна из приоритетных сфер в жизни. Но, думаю, так будет все-таки честнее.

— А ты сама покупала работы других художников?

— Пока еще нет. В будущем мне хотелось бы купить тиражную графику, так как я сама этим не занимаюсь и могу максимально воспринимать такое искусство только со стороны, как зритель.

— Посоветуй места, где можно было бы купить произведения современных художников.

— Мне кажутся интересными blazar и маркет современного искусства WIN-WIN на базе «Винзавода», хотя я сама еще не успела посетить такие ярмарки. Любопытно познакомиться с работами признанных художников современности сразу в одном месте. Например, я мечтаю увидеть вживую керамику Никиты Макарова.

Текст: Екатерина Гусева
Фото: предоставлены художницей

Смотреть
все материалы