Художницы Neji201 и Анастасия Шепетина — об искусстве в подземном переходе, паблик-арте и смелости


Этой осенью в павильоне подземного на станции метро «Яшьлек» обосновалась инсталляция художниц Neji201 и Анастасии Шепетины. Ее название — «Оазис» — можно понимать и в прямом, и в переносном смысле: современное искусство на улицах города все еще остается редким явлением.

Работа, которую можно увидеть до 20 октября, соединила в себе надувной бассейн с водой в неоновых оттенках и абстрактную живопись и райский пейзаж из пластика. Мы поговорили с ее авторами об искусстве в галереях и подземке и месте сюрреализма в нашей жизни.


Инсталляция является дополнением к вашей работе, которая сейчас представлена в «Хазинэ» на выставке «Бестиарий». Почему вам оказалась близка тема бестиария?

Neji201: Сначала мы прошли отбор в «Арт-мастерских», которые организовал Творческий союз художников, и только после этого нам объявили тему. Эту концепцию придумал художник Евгений Семенов. Его главная мысль заключалась в том, чтобы представить идею выставки как загадку без ключа и дать возможность участникам этого проекта поразмышлять на тему бестиария в актуальной культуре. Тема сама выбрала нас, и я думаю, что получилось очень интересно. Мы с Настей продолжаем работать над ней уже для следующей выставки.

Анастасия Шепетина: Мы изначально хотели придумать продолжение истории в «Хазинэ». И поскольку я из Москвы, решили представить этакую финализацию идей, которые пришли за время выставки «Бестиарий», именно там. На подготовку у нас есть полтора месяца.

Neji201: Новое произведение будет продолжением «Оазиса», который, в свою очередь, стал продолжением «Бестиария».

К каким мыслям вы пришли, пока работали над «Садом»? Что оказалось главным?

Neji201: Главное — что я нашла Анастасию во время этого проекта.

Анастасия Шепетина: Мы из разных сред и при других обстоятельствах могли бы не встретиться. Именно встреча подарила нам вдохновение, на котором завязалась вся дальнейшая работа.

Neji201: Проект запустился еще в марте, и у нас было много времени, чтобы проанализировать тему бестиария с разных сторон. В моей практике такое бывает редко — обычно с момента начала работы над выставкой до ее открытия остается очень мало времени.

Теперь про саму инсталляцию. В ней угадываются черты, свойственные живописи Нели (Neji201, — прим. Enter) — интенсивность цвета, абстрактность, коллажность, сюрреалистичность. Как вы бы объяснили обычным людям, далеким от современного искусства, смысл «Оазиса»?

Neji201: Думаю, инсталляция не сильно выбивается из реальности в визуальном и смысловом отношении, ведь сама наша жизнь довольно сюрреалистична. Все искусство рассказывает о жизни: мы его часть, и считать себя далеким от него — абсолютное заблуждение. Наша инсталляция — такое яркое пятно и напоминание о том, что все вокруг нас происходит очень странным образом.

Анастасия Шепетина: Когда мы создавали работу, я вспоминала о «Фонтане» Дюшана. После него художники стали пытаться какими-то обыденными вещами показывать, что искусство может быть еще и таким. До определенного времени я не могла считать себя художником, поскольку искренне считала, что искусство — не для масс, а ориентироваться на большое количество людей — прерогатива дизайна. Но в процессе создания «Оазиса» я поняла, что искусство должно быть понятным для всех.

Во время монтажа инсталляции к нам подошел мужчина и спросил, где можно купить такие классные трубы. А потом его заинтересовало их использование не по назначению. Это заставило его задуматься: а что еще в себе скрывают эти трубы? Таким образом мы смогли показать большой аудитории, что современное искусство может вдохновлять всех нас.

Neji201: Еще мы встретили великолепного электрика Сергея, который в воскресенье прибежал на работу только потому, что услышал о монтаже инсталляции. Он восторженно сказал, что никогда не получал таких необычных заказов, и здорово, что мы из привычных вещей создали это безумие — просил делать подобные вещи и дальше. Столько же радостных эмоций мы получали от людей, которые проходили мимо в течение трех дней, пока мы занимались монтажом. К нам даже заходили полицейские и пытались помочь.

Как вы выбирали помещение для экспонирования инсталляции? Почему именно подземка?

Neji201: В последнее время у меня проходило много выставок в галереях с белоснежными стенами — тот же «Бестиарий» в «Хазинэ». Захотелось сменить эти стены на темный прохладный переход и показать людям, которые, может быть, не ходят на выставки, что искусство совсем рядом. Сделать «Оазис» точкой отсчета.

Идея разместить работу в подземном переходе существует уже с конца июля. Изначально мы планировали сделать это около «Корстона», потому что мне очень нравилась линейность пространства. Все было обговорено заранее, но когда Анастасия летела на монтаж в Казань, арендодатель просто перестал отвечать. В результате пока мы ехали из аэропорта в город, я звонила по объявлениям. Найденное пространство в подземке на станции «Яшьлек» нам понравилось гораздо больше, чем первоначальное у «Корстона», но пришлось немного изменить инсталляцию под новое пространство.

Как вам кажется, почему в публичном пространстве в Казании почти всегда появляются работы консервативного толка? Вспомнить хотя бы скульптурную группу «Яратам» на пересечении улиц Чернышевского и Профсоюзной.

Neji201: Такие скульптуры появляются, потому что на них существует запрос. Людям нужно больше насмотренности.

Анастасия Шепетина: Размещение любого произведения в публичной среде должно быть согласовано с администрацией города. Чаще всего она достаточно консервативно относится к нововведениям, многие боятся хайпа. Администрация по-своему хочет оставлять хорошее впечатление среди горожан, а более смелое искусство может быть встречено неоднозначно. Когда мы работали над «Оазисом», нам повезло, что мы могли делать все без согласования.

Как нужно работать, чтобы в городе появлялось больше качественных произведений современного искусства? Что надо делать?

Анастасия Шепетина: Во-первых, художники сами должны идти и предлагать идеи. Но в отсутствие инфраструктуры мы зачастую не знаем, к кому. Даже сидя в Строгановской академии (художница продолжает там учиться и преподает, прим. Enter), я не знаю, куда обратиться за поддержкой проектов современного искусства. Должны существовать платформы, где художники могут работать, не боясь высказываться.

Neji201: Нам нужно быть смелее.

В чем сила искусства?

Neji201: Искусство — как мелодия, потому что разговаривает без слов. В этом его воздействие и сила.

Анастасия Шепетина: И в эмоциях, которые оно способно вызвать.

Изображения: Руди Лин

Смотреть
все материалы