Идеолог Private Sound — об электронной сцене Казани и диджитализации


В июне исполняется пять лет Private Sound — творческой команде единомышленников и одноименной серии вечеринок, которая знакомит город с разными школами и представителями электронной сцены. К юбилею команда готовит вечеринку с участием композитора и диджея из Рима — Кристофера Леджера (Meander, CL Series), которая состоится 15 июня на «Фабрике Алафузова».

Enter поговорил с основателем Private Sound Фаридом Ахмадиевым (dj F-Tek) о концепции проекта, главных инструментах диджея, общественных пространствах и дружбе между промо-группами.


«Если тебе чего-то не хватает, то будет логично заняться этим самому»

Я с малых лет окружен музыкой: учился в классе гармони и выступал с ансамблем, а чуть позже меня посвятили в электронную музыку. Тогда же я начал слушать радиопрограммы вроде Ozone Channel — одну из первых, посвященных клубной культуре. А знакомство с диджеем и впоследствии сооснователем Private Sound Шамилем (Shamil Om, — прим. Enter) произошло в школе, где он и еще несколько ребят устраивали дискотеки. С тех пор я все время поглядывал на вертушки и очень хотел научиться сводить, но до определенного момента не было возможности. Она появилась в 2004-м, и я прошел боевое крещение — освоил базовый курс диджеинга.

В то время я играл psytrance. Надо сказать, что Казань тогда считалась чуть ли не столицей этого направления в России, и московские диджеи здесь практически жили. Но постепенно мои вкусы начали меняться, в том числе и благодаря объединению Treekilo, у которых я учился, — они ставили более изысканную и атмосферную музыку вроде progressive, electro и minimal techno и часто подбрасывали мне что-то новое. Потом прошла волна открытий гламурных заведений вроде «Дягилева» и «Рая» в Москве, которая потом докатилась до Казани в формате нового клуба «Штат 51», где качественная электроника уступила место популярному формату и акцент ставился на баре. И, хотя параллельно Ozone Promo и другие промоутеры продолжали делать вечеринки, клубная культура стала приходить в упадок, и все реже можно было услышать хорошую музыку.

В 2012 году на одной из вечеринок серии «Технозавтраки» я услышал диджеев Toshie и Emil Bizzar из промо-группы Midnight Music, и они стали моими проводниками в хаус и техно. Для меня было открытием, что в Казани можно, оказывается, играть такую музыку, и я принялся активно ее собирать. Началась насыщенная пора моего диджеинга, и параллельно я стал ездить на европейские фестивали. Одними из них были Sonar и Sonar Off Week, который собрал промоутеров со всего мира и проходил в самых потрясающих локациях. Вернувшись в Казань, я понял, что мне этого здесь не хватает. На одной из таких вечеринок в Милане я познакомился с Риккардо (dj Riccardo BHI, — прим. Enter), резидентом Underground Community. Мне очень понравился его стиль. Той же ночью я подошел к нему и спросил: «А ты не хочешь приехать поиграть в Россию?» Мы обменялись контактами, позже созвонились еще, и я понял, что нужно что-то делать!

Вечеринка Private Sound 4 Years в ЦСК «Смена», 26 мая 2018

«Наша первоначальная стратегия состояла в том, чтобы знакомить город с зарубежной музыкой различных школ, которую мы где-то услышали и которая нам очень нравится»

Если тебе чего-то не хватает — а в Казани на тот момент почти отсутствовали места, где было бы приятно играть — то будет логично заняться этим самому. Я не имел опыта в организации подобных событий, поэтому обратился к Шамилю, своему самому давнему другу в сфере музыки и наставнику, и объяснил ему всю ситуацию. И вот на первую вечеринку мы везем Риккардо. Тогда курс валюты еще был адекватным, и приглашать иностранных артистов стоило недорого — порой даже дешевле, чем российских.

Наша первоначальная стратегия состояла в том, чтобы знакомить город с зарубежной музыкой различных школ, которую мы где-то услышали и которая нам очень нравится. Например, Kevin Cook, музыкальный директор клуба Ibiza Underground, или Piticu — первый румынский музыкант, которого мы пригласили в Казань и чьи треки давно ставили на вечеринках. Со временем, когда курс резко подскочил, мы поняли, что нужно корректировать планы. Начали привозить российских артистов, и чаще всего ими становились резиденты клуба Arma: Anushka, София Родина, Bvoice, Cross, Anrilov.

«Народ охотно ходил на вечеринки — вспомнить хотя бы “Арену”, которая вмещала больше двух тысяч человек и всегда была заполнена, или Street Beat Parade, когда прямо на перекрытой части Университетской с грузовика качал музон, и люди с удовольствием танцевали, а рядом художники бомбили граффити»

Выстраивание музыкальной стратегии возможно двумя путями: когда развитие сцены определяют клубы или когда промоутеры берут все в свои руки. В Казани работает вторая схема, хотя есть, например, такое место, как бар «Соль» со своей политикой — диско, соулом, фанком и электроникой. Из промоутеров есть «Изолента», которая делает ставку на более молодежную и энергичную, и, стало быть, быструю музыку и мощную арт-составляющую. Еще BNF с классическим техно или мы с более минималистичным звучанием. Кстати, я заметил, что к нам ходит публика постарше — та, которая танцует с нулевых.

Первой серьезной промо-группой в городе были Ozone Pro. Я помню свои первые походы на их вечеринки. Сколько им там сейчас, больше двадцати лет? Я был на их двухлетии в 90-х годах, еще во время своей учебы в татарско-турецком лицее. Мы отпросились с ребятами у родителей якобы в интернат, а сами поехали тусоваться на Ozone Pro. Из клубной истории Казани того времени можно вспомнить «Станцию» Андрея Питулова, Bald’n’max, а позже Monterdrome в «Униксе», Doctor Club и их хаусовые вечеринки, «Арену», Mad/Jolly Roger, «Медуху», или ДК Медработников. В городе было разнообразие музыки — драм-н-бейс, джангл, транс. Шамиль пишет об этом в своем сообществе. Еще были «озоновские» фестивали в лагере «Волга» на открытом воздухе, которые я пропустил и очень жалею. Сейчас подобное делают в Челнах в рамках May Day, курируемого промо-группой «М.И.Р.». Они известны не только своим появлением с вечеринками в Казани, но и тем, что здорово обосновались в Челнах, открывшись на базе «Слободы» — аналогов этому явлению сейчас в республике нет.

Ozone Pro были первыми и главными затейниками всего. Жаль, что они потом ушли в другой сегмент. В то время еще помогали спонсоры — алкогольные и табачные компании. Народ охотно ходил на вечеринки — вспомнить хотя бы «Арену», которая вмещала больше двух тысяч человек и всегда была заполнена, или Street Beat Parade, когда прямо на перекрытой Университетской с грузовика качал музон, и люди с удовольствием танцевали, а рядом художники бомбили граффити. Сейчас в городе в целом активность несколько иная, но благодаря усилию промо-команд ощутимо лучше, чем пять лет назад.

Что еще характерно, в нулевые публика как будто разучилась платить за вечеринки. Это произошло, потому что такие площадки, как «Штат 51» возили артистов за спонсорские деньги. А если вспомнить 90-е, то ценник на «озоновские» мероприятия был по тем временам порой даже дороже, чем сейчас. Теперь людям проще оставить эти деньги в баре. Поэтому мы начинали с самого низкого ценника. Но за время существования Private Sound ситуация несколько изменилась.

«Особенность нашей команды в том, что в ней одни диджеи. Поэтому иногда нас даже называют диджейской коллегией».

Название Private Sound говорящее: мы открылись в то время, когда в городе было засилье попсы, и звучание электронной музыки тогда считалось чем-то редким. Особенность нашей команды в том, что в ней — одни диджеи, поэтому иногда нас даже называют диджейской коллегией. В нашей работе нет четкой иерархии должностей. Я выступаю основным инициатором и составляю программу, а обсуждаем мы все вместе. Постепенно состав Private Sound расширился, что очень позитивно отразилось на работе, и сейчас нас шесть человек: я, Shamil Om, Aykhu, monsieurrr, Toshie и Darych.

Изначально наша команда состояла из двух человек. Но Private Sound в нынешнем виде было бы невозможным без поддержки дружественных промо-групп, близких и даже родственников, которые участвуют в организационных процессах. Помимо этого, за пять лет мы наработали определенные связи и за пределами Казани.

Перед событиями я много времени провожу на площадке, поскольку пока не всегда бывает возможность делегировать все организационные моменты. Мы плотно общаемся со всеми промо-группами города и поддерживаем друг друга. Мы все находимся в похожей ситуации и общие проблемы нас сближают.

«Главные инструменты диджея — это глаза и уши»

Главное в диджейском сете — гармония. Когда я начинал в 2012-м, то стремился найти материал с прямой бочкой. Позже monsieurrr и Toshie показали мне новую волну минималистичного саунда из Румынии, и в этом, кстати, плюс работы внутри промо-группы: там все время что-то препарируют, ищут новое и делятся этим. Диджею важно найти свою музыку, научиться чувствовать танцпол и уметь выстраивать сет в зависимости от того, когда он играет — в начале вечеринки, в прайм-тайм или в конце. Я полностью полагаюсь на слух и всегда хорошо чувствую, насколько «ложатся» треки. Мне кажется, главные инструменты диджея — это глаза и уши.

Конечно, большую роль играет качество подборки. Сейчас я чаще всего покупаю пластинки, потому что весь классный музон выпускают именно на виниле. Недавно Shamil Om писал о том, что это более осознанный подход, ведь винил — дорогое удовольствие, и ты покупаешь только то, что наверняка будешь играть. Я ставлю вещи, которые находятся между хаусом и техно, иногда добавляю electro или acid house. Мой рабочий диапазон — 120-127 bpm (beats per minute, или ударов в минуту, — прим. Enter), комфортный для прослушивания и в то же время танцевальный.

Если говорить о техно, то с момента появления в этом жанре не так уж много изменилось. В музыке все циклично и волнообразно, в ней постоянно появляются новые ответвления и интерпретации. Что такое техно? По большому счету, это каркас, чаще всего с прямой бочкой, на который могут накладываться другие партии. Мне нравится новая волна минималистичной музыки во Франции и румынское техно, хотя и это понятия относительные. Мы просто стараемся собирать красивую музыку. Рома (dj monsieurrr, — прим. Enter) называет ее «стильный музон» — она не давит и под нее можно танцевать часами.

Вечеринка Private Sound, где выступали F-Tek и основатель «ГОСТ Звука» Low808. Roof Cocktail Bar, 16 сентября 2017

«Звук должен быть идеальным: и по мониторной линии, чтобы диджей мог слышать треки, которые готовит к сведению, и по уровню давления, чтобы всем было комфортно, и по басу — он должен быть мягким, пружинистым и обволакивающим»

На вечеринках Private Sound мы уделяем много внимания саунд-системе и получаем за это положительный отклик от публики. Мы могли бы провести событие в темной и абсолютно пустой комнате, но звук там должен быть идеальным: и по мониторной линии, чтобы диджей мог слышать треки, которые готовит к сведению, и по уровню давления, чтобы всем было комфортно, и по басу — он должен быть мягким, пружинистым и обволакивающим.

Музыка и танцы дают свободу самовыражения и возможность отдохнуть и зарядиться позитивной энергией. Поэтому мне кажется очень печальным, когда происходят ситуации вроде тех, что была с «Рабицей» в Москве. Раньше рейв был формой протеста, но сейчас я бы не называл это контркультурой.

В эпоху диджитализации, когда самая разная музыка стал общедоступной, роль диджея становится менее заметной. Вокруг огромное количество альбомов и подкастов, тут оказывается важным умение играть и выбирать, потому что находить в такой массе самородки — непростое занятие. Диджей действительно должен уметь выстраивать целую историю с погружением и развитием сюжета во время сета, а в Казани далеко не все это понимают.

«Хотелось бы, чтобы общественные пространства чаще доверялись промоутерам, так же, как это делается во всем мире»

В Казани мало качественных площадок, да и просто мест, где можно что-то провести. Хороший пример для подражания — тот же фестиваль Sonar, дневная программа которого прошла в музее современного искусства в Барселоне. Что же касается нашего города, то я очень надеюсь, что речной порт приведут в порядок. Хотелось бы, чтобы общественные пространства чаще доверялись промоутерам, так же, как это делается во всем мире. Ведь, скажем, тот же Берлин привлекателен для туристов не только своей историей, архитектурой и искусством, но и музыкальной сценой. Люди из сферы туризма должны понять: если клубная культура будет развиваться, если не будет рейдов по площадкам, то Россию станут посещать куда охотнее.

Казань окружена большим количеством воды, и очень грустно видеть, в каком состоянии находится гражданское судостроение. Ситуацию усугубила затонувшая «Булгария», после которой запретили ночное судоходство. Несмотря на то, что летний сезон у нас короткий по сравнению, скажем, со Стамбулом, было бы круто задействовать и водное пространство для проведения музыкальных мероприятий. Тогда город увидел бы больше вечеринок.

За последние пять лет казанская электронная сцена заметно выросла, значительно поднялся и уровень проводимых мероприятий. Когда в 2015-м мы стали резидентами клуба BioPort и на протяжении года играли там, в городе почти не было других площадок. После его закрытия мы вернулись к проекту Private Sound c уже новыми знаниями и силами и постепенно стали более узнаваемыми в городе, в том числе благодаря сотрудничеству и поддержке других промо-групп. Особенно BNF — у нас близкие отношения. Мы планируем работать над тем, чтобы приглашать крупных артистов в город, будем стремиться поднимать уровень и масштаб мероприятий. После вечеринки в честь нашего пятилетия в июне хотим уйти на небольшие творческие каникулы, а вернемся уже осенью, хотя не исключено, что летом успеем сделать что-то еще. Поэтому очень хотим видеть всех на нашем пятилетии.

Вечеринка Private Sound meets Ibiza Underground. Хедлайнер — Kevin Cook. 1 декабря 2018

«Ситуация с ростом евро сыграла не последнюю роль в развитии локальной сцены»

Что касается расстановки сил в мире электронной музыки, то Америка и Германия все так же остаются флагманами. Я знаю, что Латинская Америка тоже набирает обороты и планирую покопаться в этой теме поглубже. Из того, что интересует лично нас, — сцены Франции и Румынии, хотя последняя гораздо более андеграундная. Россию центром влияния пока назвать сложно, но есть отдельные имена мирового уровня — в первую очередь Нина Кравиц, конечно. Очень радует успех казанских PTU. Кстати, ситуация с ростом евро сыграла не последнюю роль в развитии локальной сцены.

Когда мы приглашали Piticu из Румынии, это был результат определенной работы, которую мы проделали: начиная с того, что в отдельный момент увлеклись новой румынской волной и часто играли подобную музыку в своих сетах, и заканчивая статьями об их электронной сцене, собранными в единую картину и переведенными нами специально для публикаций перед приездом артистов. Поэтому можно сказать, что мы выполняем еще и просветительскую функцию. Развить тему знакомства аудитории с глобальными процессами не только через музыку, но и через публикации теоретически интересно, но для того, чтобы писать об этом, нужно находиться в гуще событий индустрии, чем Казань в силу своего географического положения похвастаться не может.

«Мы, конечно, хотели бы иметь собственное пространство, где на постоянной основе можно делать вечеринки»

Если же говорить о дальнейших планах, то мы, конечно, хотели бы иметь собственное пространство, где на постоянной основе можно делать вечеринки. Сейчас мы не так часто их устраиваем — не больше одного раза в два месяца. Нам симпатичен опыт бара «Соль», который проделывает огромную работу, чтобы заполнить программу в каждые выходные. Но реализовать нечто такое же насыщенное силами нашего нынешнего, довольно небольшого состава, наверное, пока сложновато. Нам также нравится, что есть магазин винила «Сияние» — привет «Смене» за то, что они делают для культуры города. А мы дополняем всю эту картину.

Фото: Кирилл Михайлов, Булат Рахимов, Soul Man, Марат Шамсутдинов

Смотреть
все материалы