Казанские дизайнеры и иллюстраторы — о профильном образовании, заказчиках и генеративных нейросетях


Каждый день мы видим сотни афиш, логотипов и сайтов и почти никогда не задумываемся, кто их сделал. За каждым постером и иллюстрацией стоит художник, который прошел длинный путь, прежде чем появились его работы.

Enter и «Мастера» поговорили с коммуникационным дизайнером, леттерером, художниками книжных иллюстраций и театральных декораций. Рассказываем, зачем дизайнеру профильное образование и можно ли развиваться без него, как определить, сколько стоит работа, и почему в коммерческих проектах нет творчества, а в творческих — денег.


Рената Фогель

дизайнер, арт-директор группы «Сироткин»

Я графический и коммуникационный дизайнер: создаю брендинг, делаю визуал для социальных сетей и проектов, работаю арт-директором и отвечаю за стиль бэнда «Сироткин». На графического дизайнера я училась в КГАСУ, коммуникационным стала со временем. Коммуникационный дизайн охватывает больше навыков, чем графический, и в нем важны не только хард, но и софт скиллы, которым можно обучиться только на практике.

После вуза я проходила курсы, но по моему мнению, ничто не заменит опыт. К интенсивам для дизайнеров-новичков я отношусь скептически: нет волшебного курса, который человек закончит и с нуля станет специалистом. Базовые вещи можно узнать из бесплатных видео на YouTube. На первом этапе намного важнее найти наставника. Им может стать преподаватель в университете или дизайнер с опытом — можно напроситься на стажировку в студию и поучиться у тех, кто давно в индустрии. Поэтому я думаю, очная учеба и практика эффективнее курсов в интернете.

Первое время я не брала деньги за проекты. Это хорошее решение для начинающих дизайнеров: есть время посмотреть, как устроена работа изнутри, и научиться новому. Постепенно можно формировать чек, как — каждый решает сам, отталкиваясь от своего уровня. Есть общие советы: посчитайте, сколько стоит ваш час, и сколько времени займет работа. Со временем и с опытом повышайте прайс.

Дизайн — это не всегда про творчество. В основном приходится подстраиваться под тренды, которые постоянно меняются. Несколько лет назад дизайн был аккуратным и вылизанным, сейчас в моду вернулся брутализм: картинки становятся живее и небрежнее, появился тренд на CGi или 3D элементы. То есть дизайнер — не художник, который так видит и все. Есть правила, которые приходится соблюдать.

В прошлом году появились много генеративных нейросетей. Мнение разделилось: кто-то уверен, что у дизайнеров не останется работы, другие относятся к ИИ как к инструменту для быстрого решения рутинных задач. В вакансиях для дизайнеров все чаще появляется требование «уметь пользоваться нейросетями». Я не уверена, что это действительно важный навык, но думаю, он отсеивает людей, которые не понимают, что происходит в индустрии. Я считаю, что нейросеть — классная штука. Кто-то использует ИИ как инструмент для создания изображений, кто-то вдохновляется работами MidJourney и на их основе создает свои. Так что не нужно отрицать новый тренд, ИИ точно не отберет работу.

Вообще рекомендую новичкам постоянно пробовать новое. Несмотря на то, что в дизайне есть правила, не бояться их нарушать. Обязательно прочтите книгу Скотта Беркуна «Дизайн всего: Как появляются вещи, о которых мы не задумываемся» об ошибках и неудачных дизайнерских решениях, которыми мы пользуемся до сих пор и, спойлер, от этого никто не пострадал. Учитесь у бюро Design Prosmotr — рекомендую обратить внимание на выступления Александры Корольковой и Вовы Лифанова. И тренируйте насмотренность в профилях студий и гуру дизайна, мои фавориты — pragmatica_design, thebrandidentity, youaretypography, bymaciemiller, cherkasov_co, onyagency, the_daily_dose_of_design и bbe_school.

Булат Хасаншин

мастер букв, автор шрифта для фильма «Бери да помни»

Я увлекся леттерингом и каллиграфией на втором курсе художественного училища им. Н. И. Фешина: увидел стиль Покраса Лампаса, взял перо и тушь и попытался повторить. Это было непросто, так как работы художника и прописи по готической каллиграфии были созданы правшами, а я левша. Плюс, в 2014—2015 годах не было курсов по леттерингу, поэтому во всем приходилось разбираться самому.

Первое время я рисовал для себя: расписывал остановки, потолки, стены — занимался культурным вандализмом, экспериментировал с инструментами, техниками и материалами. Потом стали появляться небольшие коммерческие проекты по дизайну открыток, росписи пространств и авто. Сейчас заказчики приходят в основном за логотипами, потому что авторские буквы на символике компании выглядят интереснее, чем привычные наборные шрифты типа Arial и Roboto.

Мне нравится процесс создания букв и надписей. С одной стороны, работа для меня своего рода медитация, с другой — я никогда не знаю, что получится, и иногда результат выглядит интереснее задумки. В этом есть какой-то азарт. Приятнее процесса — видеть мои работы на улицах: вывеску парка «Прибрежный» в Набережных Челнах, вывеску Молодежного центра «НУР» в Челнах, шрифты на книгах и логотипах городских проектов. В этот момент я думаю о том, что вношу вклад в визуальное развитие Казани и Татарстана.

Обычно леттереры работают с каждой буквой, которая есть в слове или выражении. Например, в названии может быть две «а». Они могут быть разными, иначе слово не получится закомпоновать, пропадет ритм. Но есть проекты-исключения: для бульвара Белые цветы я создал весь алфавит. Это нужно было из-за сжатых сроков и большого объема. Из готовых букв оставалось собрать фразы на русском и татарском — их вырезали на металлическом заборе и вылили на люках.

Несмотря на объем работы для фильма «Бери да помни» — кроме основных надписей, нужно было сделать титры, — отрисовывать алфавит не пришлось. На самом деле работать было легко: на пре-продакшене я предложил несколько вариантов написания титров, доработал тот, который выбрал продюсер, и подогнал под него текст. Это было, скорее, долго, чем сложно.

Начинающим леттерерам и дизайнерам нужно понимать, что коммерция — это не про творчество. Клиент работает с массовой аудиторией, поэтому просит читаемый продающий шрифт. Когда хочется сделать что-то творческое, нужно проявлять инициативу. Например, год назад я сделал из глины слово «мәхәббәт» на улице Столбова. В 2021 году поучаствовал в проекте по реконструкции Казанки и нарисовал на стене Хрущевского спуска мурал со стихотворениями Мансура Шигапова. Можно редизайнить логотипы и предлагать их брендам или сделать мерч — в общем, для творческих проектов не нужно ждать заказчика.

Одновременно с работой над стилем и насмотренностью я советую получить базовые знания по композиции и цветоведению. Портфолио людей без образования выглядят однотипно: они работают по шаблону, не знают, как создавать и креативить. Да, в дизайне низкий порог входа, но высокий порог экспертности и опыта. Так что если хотите хороших заказчиков, будьте хорошим дизайнером.

Если не знаете, где искать хороших заказчиков, приходите на курс «Как зарабатывать иллюстратору». Один из блоков программы посвящен работе на фрилансе и общению с клиентами. Эксперты расскажут, где искать работу, как понимать техническое задание и во сколько оценивать работу. Обучение бесплатное, подробнее — на сайте.

Гульнара Фаляхова

художник, книжный иллюстратор

Моя бабушка жила в деревне, я часто к ней ездила на каникулы. Это был другой мир: там сохраняли мифы и легенды, соблюдали обряды, говорили на татарском, слушали другую музыку, играли в другие игры и рассказывали другие сказки. Я занялась книжной иллюстрацией, чтобы показать эту красоту народов Татарстана и Башкортостана детям.

Если человек научился читать и писать, это не значит, что он станет поэтом. Так и в иллюстрации — мало уметь рисовать. Прежде, чем создать картинку, нужно прочитать сказку, пропустить ее через себя, наполнить смыслами и чувствовать, изучить культуру, традиции, костюмы периода, о котором идет речь. То есть иллюстратор должен быть всесторонне развит, уметь наблюдать и замечать.

Я не обучалась книжной иллюстрации специально. Издательства стали ко мне обращаться из-за того, что я работаю в фольклорной тематике. Процесс над проектами складывается по-разному: иногда я делаю эскизы и согласовываю с заказчиком, иногда работаю по техническому заданию. Для меня главное, чтобы редактор доверял мне.

Так как иллюстраторство — не основная деятельность, я беру только те проекты, которые мне интересны. Перед работой спрашиваю себя: «Что я могу дать этому миру?» И отвечаю: «Я могу согреть людей иллюстрацией». Это становится целью, которая мотивирует продолжать. Деньги для меня не главное, есть проекты, которые я делаю бесплатно. Но это неправильный подход: художникам тоже хочется есть и пить, поэтому нужно трезво себя оценивать и не стесняться просить деньги за работу.

Мне кажется, я до сих пор не нашла свой стиль, и это нормально: иллюстратор должен быть в поиске. Нет проектов, которыми я прям горжусь, мне часто кажется, что я что-то недосказала. Вообще критика для художника — это хорошо, она способствует росту. Но немножко любить себя и свое творчество тоже нужно. Один из вариантов — публиковать работы в социальных сетях. Когда вы делитесь проектами, появляется ответственность, хочется качественно закончить работу. В итоге получается небольшая выставка, которая мотивирует и продвигает вас. Многие заказчики ищут иллюстраторов в социальных сетях, поэтому нельзя оставаться незамеченным.

Главной профессией я считаю работу в художественной школе. Я стараюсь привить детям любовь к родине и культуре, и у меня это получается. Ученики в моем классе интересуются историей и культурой региона, хотят рисовать татарские сказки. Это хорошая тенденция, которую преподавателям важно поддерживать и развивать.

Гузель Гарипова

книжный иллюстратор, художник декораций к спектаклю MOÑ «Белый волк»

По образованию я архитектор. Не помню первый заказ, потому что у рисующих студентов всегда есть подработка типа портретов, картин и так далее. Осознанно заняться иллюстрацией я решила, когда жила в Праге. Мне нужна была удаленная работа, и хотя тогда такой формат сотрудничества был непопулярен, дизайн и иллюстраторство казались хорошим вариантом. Я окончила курсы в пражской школе дизайна и решила, что пока буду заниматься этим.

После создания литературной брошюры-путеводителя по Татарской слободе в 2015 году и комикса о татарских женщинах в 2016 году меня затянуло, я стала рисовать иллюстрации к книгам. Мне кажется, что иллюстратор в некоторых проектах становится соавтором, создает комментарии к произведениям. В литературе художник может докрутить образ и сделать его узнаваемым. Конечно, в научпопе и фикшене важны детали и точность — прибор или животное для энциклопедии нельзя нарисовать так, как ты его видишь — но даже в таких проектах остается место для творчества.

Недавно я вышла за рамки книжной иллюстрации и создала декорации к спектаклю в MOÑ «Белый волк» Анны Викторовой. Мне нужно было сделать иллюстрации для плоских фигур и тантамаресок. Сначала я нашла референсы для вдохновения, ими стали каменные рельефы декоративно-прикладного искусства Татарстана. Потом сделала заготовки из бумаги и дополнила их рисунками тушью, отсканировала и увеличила. Анна придумала много интересных конструкций, на которые натянули декорации. Так плоские иллюстрации стали частью большого механизма.

Одна из идей спектакля была в том, чтобы оставить как можно больше отсылок к татарской культуре. И чтобы эти визуальные пасхалки считывались, я консультировалась с этнографами. Например, среди декораций есть кувшины-прототипы булгарским, костюмы, над эскизами которых я тоже работала, по силуэту отсылают к традиционной одежде. В общем, получился большой интересный проект.

Еще я преподаю студентам и веду проекты как арт-директор. Работать только иллюстратором и зарабатывать можно, вопрос в том, как это будет оплачиваться. Часто из-за большого объема проектов на потоке случается выгорание. Поэтому мне больше нравится вариант со совместительством. У меня есть знакомый, который работает в банке и вечерами занимается иллюстрацией. У него есть выбор, какие проекты брать, а какие — нет, потому что он не переживает, сколько заработает в конце месяца. Так что не торопитесь увольняться.

В начале пути кажется, что нельзя отказываться от заказов: «вдруг больше никто не придет». Начинающие иллюстраторы готовы рисовать в разных стилях и техниках, пробовать работать с разными заказчиками и проектами. На самом деле, это хорошо: так можно понять, какие темы нравятся и какой стиль больше подходит. Поэтому, не бойтесь инициировать свои проекты, много смотрите, слушайте и читайте, участвуйте в мастер-классах художников, которые нравятся, — только так вы найдете свою нишу.

Иллюстрации используются повсюду: в книгах, оформлении пространств, цифровых проектах и соцсетях. Задача художника-иллюстратора — понять, какие форматы нравятся больше всего и начать развиваться в этом направлении. На новом курсе «Мастеров» расскажут, где учиться на иллюстратора и искать первых заказчиков, как защитить авторские права и создать сильное портфолио.

Участие бесплатное, подробнее — на сайте.

Текст: Ксения Монастырская
Изображения: sasha spi

Смотреть
все материалы