Киберспортсмены Казани — о турнирах, сексизме и бессонных ночах
Киберспорт официально признан видом спорта лишь в 2016 году, но при этом имеет историю сроком в 30 лет. Ее началом принято считать 1997 год — дату основания профессиональной лиги кибератлетов (Cyberathlete Professional League — CPL). В России киберспорт развивается и поддерживается на довольно высоком уровне: создаются команды на базе вузов, проводятся турниры. Однако и Казань не отстает — чего только стоит призыв мэра города Ильсура Метшина устроить виртуальное футбольное «рубилово» на стадионе «Казань-Арена».
Enter встретился с киберспортсменами Казани, которые участвовали во всероссийской студенческой лиге, и узнал, как проходят тренировки, ради чего они пришли в этот вид спорта и какую роль в их деятельности играет государство.
Что нужно знать о киберспорте?
Темпы роста его популярности довольно серьезные: для молодежи США он уже стал интереснее бейсбола и хоккея;
Там есть деньги. Аналитики предсказывают, что общий объем рынка достигнет $1 млрд;
Россия — лидер европейского региона. Как по объему рынка, так и по аудитории;
Ильсур Метшин, мэр Казани, призвал устраивать виртуальное футбольное «рубилово» на стадионе «Казань-Арена».
С детства у меня были различные приставки — я уже с тех лет увлекался играми. В Counter-Strike я начал играть в 2008 году, тогда еще была версия Source. Увлекался ей лет шесть, параллельно играя в Quake, DotA, Call Of Duty и получая много призовых на турнирах по этим играм. Ну а в 2014 как-то подзабил на это все и перестал играть. Однако в конце 2016 года меня позвал друг, и все вернулось на круги своя. У команды не хватало пятого игрока, остановились на мне, а когда ВКСЛ прошел — мне предложили остаться на постоянной основе. В основном у нас были все знакомые в команде. Такого, чтобы звали незнакомца, никогда не было — все друзья.
На ВКСЛ в тот момент мы вообще не готовились: пытались тренироваться, но не получалось. В результате — натренировали карту, которой не было, думали, что не выиграем, а в итоге взяли пять из шести карт и встряли уже в полуфинале. Со своей командой я никогда не тренировался, мы выигрываем по индивидуальному уровню игры: люди тут знают, что делать, они выполняют свою работу, а сыгрываются уже на самом турнире. В игре очень многое решает мотивация: если хочешь, то выиграешь.
Развитие киберспорта в Казани перешло на новый уровень, когда в РФ его приняли как вид спорта. Насколько мне известно, скоро будет кубок Татнефти. На кубок России бывают отборочные этапы в Казани или других ближайших городах — то есть туда можно спокойно пройти. Да и на тот же ВКСЛ разыгрывают путевки без каких-то проблем. Однако турниров в самой Казани не хватает, их очень мало.
Я не жалею, что пошел в киберспорт: он научил меня спокойствию, концентрации, улучшил скорость мышления и реакции. Но прежде всего я научился работе в команде: ты всегда играешь с разными людьми и с ними приходится контактировать. Становишься более раскрепощенным: легче находишь общий язык с людьми, так как уже имеешь эти навыки. Но идти в киберспорт за деньгами — довольно-таки сомнительная затея. Прежде всего нужно любить игру. Если ты получаешь от этого удовольствие, тебе это нравится, то тебе будет хотеться больше играть, это заставит тебя постоянно развиваться. А если будешь стоять на месте — ты никогда ничего не выиграешь.
Глоссарий геймера:
РФПЛ — «РОСГОССТРАХ Чемпионат РФПЛ по киберфутболу» — турнир по игре FIFA, в котором от имени российских футбольных клубов выступают киберфутболисты. Для участия представительство клуба не обязательно: 4 из 20 участников играли самостоятельно, не представляя какой-то футбольный клуб;
ВКСЛ — Всероссийская Киберспортивная Студенческая Лига — соревнование между вузами России. В рамках основного этапа в Москве соберутся лучшие команды вузов восьми из 8 регионов;
MMORPG — от англ. massively multiplayer online role-playing game — массовая многопользовательская ролевая онлайн-игра;
LAN-турнир — турниры в киберспорте, в которых игроки сражаются по локальной сети.
Целенаправленно в киберспорт я не шла: просто очень долго играла в игры и потом наткнулась на группу «Киберспорт КФУ». Там как раз собирали команды перед ВКСЛ, я оставила заявку и попала туда. Скажу честно, заявок было немного: к концу набора мы выбирали из 10 человек. С легкостью пройдя отборочные с казанскими вузами мы оказались на турнире. Турнир был проведен шикарно: нас поселили в отель, в первый же день я познакомилась со многими профессиональными киберспортсменами. Вообще, я ожидала, что люди будут настроены к нам враждебно — мы ведь как-никак соперники, но все обошлось, и с некоторыми из ребят мы даже подружились.
Помню, на отборочных мы играли с каким-то казанским вузом. Они нам проиграли, а после кто-то из них сказал что-то вроде: «О, нет. Как можно было проиграть девушке?». Это прозвучало унизительно и даже с некоторым упреком: мол, «Киберспорт не для девушек, а мы им еще и проиграли, как так?». Это очень странно — отпускать сексистские комментарии, учитывая, что процент девушек в моей дисциплине почти достигает сорока. И я очень рада, что больше не встречала никакого предвзятого или особого отношения.
Изначально нас никто не поддерживал. К нам отнеслись с опаской, никто не знал, что такое киберспорт. Но когда мы принесли в КФУ призовые (часть выигрыша идет в вуз), нас похвалили, порадовались и сказали, что будут способствовать нашему развитию. Нам даже выделили 100 тысяч рублей на покупку игровых девайсов. А еще ФК «Рубин» подарил всем участникам нашего клуба именную форму.
Насколько я помню, турниры проводят только Battle Hall и Artcore, причем не крупные и не частые. Не хватает турниров в Казани, хочется, чтобы было больше киберспортивных состязаний, и чтобы их освещали. Бывало, что проходил какой-то чемпионат, а я об этом даже не знала. Федерация компьютерного спорта России — большие молодцы, они действительно стараются как могут и проводят много различных мероприятий. Но в Казань, если я не ошибаюсь, совсем недавно прибыла команда, которая будет развивать киберспорт в регионе. Что же, будем ждать.
Крупные чемпионаты, которые прошли в России за последний год:
«Время Танков» (World of Tanks), Казань;
РФПЛ по киберфутболу (FIFA), Казань;
Кубок мэра Казани (FIFA), Казань;
EPICENTER: Moscow (DotA 2, CS:GO), Москва;
ВКСЛ (DotA 2, CS:GO, FIFA, Hearthstone, League of Legends), Москва (основной этап);
EPICENTER: Moscow (DotA 2, CS:GO), Москва.
Я занимаюсь футболом с детства, после того, как дедушка научил меня играть — сам он — бывший вратарь, кстати. В школу футбола меня привели бабушка с дедушкой, там я начал заниматься, ходить на тренировки. После школы дедушка забирал меня, и мы ехали сначала на футбол, потом через пять-шесть часов ехали на другую тренировку. Именно тогда я впервые и начал играть за команду «Приволжанин»: сначала это был мини-футбол, но вскоре наш тренер посоветовал отдать меня в большой. Мы играли при любой погоде, поле тогда было не очень ровным, не как сейчас. Уже после нескольких лет уровень моей игры заметно подрос. Где-то в 2010 году я получил несколько микротравм, связанных с коленями, и начал играть в киберфутбол.
Я попал в команду по киберфутболу «Рубин» довольно-таки спонтанно. Клубы начали подписывать игроков на РФПЛ по киберфутболу: сначала «Уфа» подписала Роберта (Роберт Ufenok Фахретдинов — прим. Enter), потом «Спартак» подключился. Тогда же у «Рубина» что-то наклевывалось, но получилось все так, что «Рубин» практически последним объявил представителя. Юрий Сошинский, руководитель Федерации Киберфутбола, помог мне выйти на «Рубин». В итоге все это решалось за 4-5 дней до поездки. Очень скоро меня ждала поездка в Уфу, а билеты еще не были куплены — все произошло очень неожиданно.
За год у нас проводится по два крупных турнира: Кубок России в начале года и Чемпионат России в конце, осенью, как раз перед выходом новой версии FIFA. Победителю последнего предоставляется квота на участие в отборочном этапе чемпионата мира во Франции: ему оплачивают поездку и наделяют правом представлять Россию. В прошлом году победил Андрей «Тимон» Гурьев, а я занял третье место. Плей-офф и финал проходили в один день: мы играли до пяти утра — у меня просто глаза слипались. Многие пили энергетики, но я не люблю такую гадость. К концу чемпионата я уже не мог играть: руки вроде бы что-то делали, но то, что происходило на поле, я не видел вообще. Так получилось, что до этого в финале нижней сетки мне приходилось ждать соперника по два-три часа. Все это затянулось надолго, время подходило уже к четырем утра, и когда наша мы начали, играть было уже нереально. Еще и свет днем отключили на два часа — приходил электрик, а мы в это время отдыхали. Может, если бы не свет, мы бы и закончили к часу ночи. Но Тимон молодец, безусловно. Он играл свой гранд-финал на высочайшем уровне. Никто не понимал, как он так быстро реагировал, но мне кажется, что энергетик все-таки повлиял.
Чтобы играть в киберфутбол, нужен определенный талант. Если человек не понимает этого вида спорта, не знает правил, то у него ничего не выйдет. Просто много играть — тоже недостаточно. Нужно понимать, как правильно, нужен микроконтроль, осознание, когда какую кнопку нажать. К тому же, необходимо уметь быстро думать. А еще постоянно приходится адаптироваться: в конце каждого года выходит новая версия игры. Порой у нее меняется движок, а вместе с ней меняется физика, движения игроков, удары, методы атаки и защиты. Соревнование такое: кто быстрее привыкнет, и медлить с этим нельзя: пока ты привыкаешь — другие уже выигрывают.
Я — менеджер. Провожу мероприятия, занимаюсь организацией поездок, делаю фотографии, решаю другие бытовые вопросы. Раньше я играл на полупрофессиональном уровне в DotA 2. Я был школьником, поэтому мог уделять этому много времени. В универе хотел продолжить заниматься своим хобби, но специальных условий, организации, площадки здесь не было. Поэтому мы решили создать их сами. Делать это не очень сложно: всегда находились люди, готовые тебе помочь. После первых двух-трех турниров нам предложили оформить студенческое объединение — что мы и сделали. Дальше мы начали сотрудничать со студклубом КФУ и профкомом. Пару раз нам сильно помог киберцентр Artcore, дав возможность провести финал LAN-турниров на их площадке. Кроме этого, нас также поддержал «Рубин» с их клевой именной формой, которую оценили в Москве.
Для киберспорта имеет значение город, в котором ты находишься. В Москве количество турниров огромно, как и количество игроков. В моем родном городе, Ульяновске, киберспорт тоже развит неплохо, но из-за малого количества игроков играют одни и те же, а это быстро наскучивает. В Татарстане сейчас многие активно развивают киберспорт. Считаю, что в большей степени при помощи государства, чем частных сил. Из крутых проектов могу отметить Кубок мэра и «Кибериаду». Некоторые вузы проводят крутые турниры, но они, к сожалению, локальные и участвовать могут только студенты этих учебных заведений.
Профессиональные игроки тратят на игру по восемь-десять часов в день. Мне больше нравится казуальный вариант, когда играешь с друзьями и в удовольствие. Но так как у нас пять дисциплин в составе, а мне приходится играть во все, чтобы быть на одной волне, времени на игры я трачу даже больше. Но я нисколько не жалею, что поставил руководство клубом выше своей возможной киберспортивной карьеры. Руководство не лучше и не хуже — это просто что-то другое. После нескольких лет захотелось перемен, но при этом не уходить из тусовки. Клуб стал идеальным вариантом.
В киберспорте люди поставлены в равные условия— фактора случайности там не должно быть. Это, в первую очередь, короткосессионные игры. MMORPG и им подобные — к киберспорту никогда относиться не будут. Игр, которые можно отнести к спорту, немного: CS:GO, DotA 2, League of Legends, Overwatch, FIFA. Однако, например, игра Hearthstone не может быть киберспортивной в принципе — из-за огромного влияния случайных факторов. Турниры по ней проводятся лишь из-за поддержки комьюнити. Судить, конечно же, не мне, но это мое мнение.
Киберспорт в Казани начинался просто: компьютерные клубы таким образом привлекали новую аудиторию. Из первых крупных турниров помню легендарный ASUS Cup, который стартовал в 2003-2004 годах. Он прошел успешно, а бренд стали ассоциировать с киберспортом. По этой же тропе пошли и остальные компании, от чего масштаб турниров лишь увеличивался. Но тогда это были пара соревнований в год, сейчас же ситуация совсем иная. За прошлый год в Казани прошло достаточно много мероприятий: «Кибериада», отборочные кубка России, региональный этап ВКСЛ, внутренние турниры вузов, финал кубка России по FIFA.
Администрация Татарстана не против киберспорта: ту же «Кибериаду» проводили при значительной поддержке властей Иннополиса. Однако чтобы к тебе обращались — это не про власть, у них и своих забот достаточно. А вот откликнуться на призыв и оказать посильную помощь они вполне могут, я думаю. На данный момент частные лица влияют на развитие больше, чем государство.
У Казани большие перспективы. Мы следим за статистикой, можно сказать, что у нас большая аудитория потенциальных киберспортсменов, но многие попросту не в курсе, что в их городе тоже есть киберспорт. Мы охватываем более 16 000 человек, а ФКС сейчас собирает эту аудиторию в кучу.
Многие считают, что у нас в ФКС работа стоит, но это не так. Работа не показывается на публике, а аудитория видит только результат. У нас есть четкий план действий, сейчас мы готовим киберспортивную лигу Татарстана — это внутренний проект республики. У самой Федерации Компьютерного Спорта большие планы по поводу проведения турниров. Большего, к сожалению, я не скажу, но могу уверить, что все будет идти только по нарастающей».
Фото: Анастасия Шаронова
все материалы