Коллектив Alesha Art — о смене курса и казанском стрит-арте


В рубрике «Артгид» редакция исследует молодое искусство регионов, рассказывает о местных художественных процессах, а также об их героях и стратегиях.

Enter встретился с творческим коллективом Alesha Art и поговорил с участниками о новых целях проекта, интеграции государственной политики в стрит-арт и об этике уличных художников.


Основатель коллектива Alesha Art родился в 1992 году в Зеленодольске. В 16 лет он переехал в Англию, чтобы получить образование режиссера-оператора. После продолжил изучение кинопроизводства в Америке, где прожил два года в Нью-Йорке и один — в Лос-Анджелесе. В этот период Алеша сблизился с компанией творческих людей и увлекся стрит-артом.

В 2015 году художник вернулся в Россию. Одним из первых резонансных проектов Alesha Art в Казани стала серия уличных урн, расписанная цветной графикой. Алеша выложил на YouTube документальное видео Why am I doing this, где объяснил свой интерес к преображению уличного утилитарного предмета. На видео герой появляется в маске, чем привлекает особое внимание публики. Примерно в это же время к художнику присоединяются единомышленники, впоследствии образовавшие творческий коллектив Alesha Art. Сейчас в постоянный состав входят пять человек. По словам участников, создатель и идеолог в настоящее время живет не в Казани.

Коллектив Alesha Art является одним из самых узнаваемых представителей стрит-арта в Казани. На стенах домов и асфальте, реже — на прибитых фанерах или приклеенных стикерах можно встретить разносюжетную графику с узнаваемой подписью. Но этими художественными формами коллектив не ограничивается и активно работает с инсталляциями: самыми известными можно назвать вышеупомянутые урны, металлоконструкцию с одетыми манекенами, а также недавно появившуюся скамейку в сквере на ул. Бурхана Шахиди. На счету коллектива Alesha Art четыре персональные выставки, среди которых «Четыре комнаты» («Чайная Guru», 2019), «Они только жрут» («Смена», 2018), «Молодые художники свободны» («Штаб», 2016), First Time (Pips gallery, New York, 2015), три групповые «Другое время» (Okno Gallery, 2018), «Я так вижу» (Ink Gallery, 2016), Tat It Up (Grumpy Bert Gallery, New York, 2016) и Muse (Friday Studio Gallery, New York, 2015).

(Участники интервью пронумерованы произвольно в порядке их расположения во время беседы).

Участь «уличного Бэтмена» и коллективный респект Покрасу Лампасу

— Расскажите, что представляет собой Alesha Art на сегодняшний день?

Алеша 3: Первое правило Alesha Art — не задавать вопросов об Alesha Art.

Алеша 1: Можно сказать, что мы — коллектив с условным разделением по ролям: кто-то больше чем-то одним занимается, кто-то другим.

— Тяжело развивать художественный проект в команде?

Алеша 5: Если никого не слушать, то нормально.

Алеша 4: В целом, мы как семья и все на равных. У нас нет главного: все друг друга уважают — каждый делает то, что считает нужным и никто никому ничего не приказывает.

Алеша 3: Бывают ситуации в коллективе, когда мы говорим на разных языках, как в предании о Вавилонской башне. Тогда я вспоминаю самое главное и говорю: «А Покрас Лампас, пацаны, красавчик?»

Все: Да! (смеются, — прим. Enter)

— Как произошло становление коллектива Alesha Art?

Алеша 1: Достаточно хаотично. Сначала один человек пришел помогать, потом второй и так далее.

— Вы все — знакомые и друзья?

Алеша 1: Нет. Мы всегда в масках, поэтому знаем друг друга только как Алеш.

— Тогда как можно попасть к вам в команду?

Алеша 4: Любой желающий может прислать свое резюме и портфолио нам в Instagram.

Алеша 5: И, конечно же, фото в маске.

Алеша 3: Мы уведомляем этого человека о том, что если он становится Алешей, всех его близких и друзей ждет нелегкая судьба. У нас много недоброжелателей. Нужно принять участь «уличного Бэтмена» и готовиться к худшему.

— Вы брали уже кого-нибудь из написавших в Instagram?

Алеша 1: Я так сюда попал.

— Что за недоброжелатели у вас?

Алеша 5: В нашей команде есть один самозванец. Правда, мы пока сами не понимаем, кто это. Но мне кажется, кто-то из нас сливает информацию о местонахождении новых работ, потому что их тут же воруют.

— Случаи плагиата уже были?

Алеша 1: Все мы начинаем с воровства идей. Сначала у кого-то что-то воруем, потом вырастем из этого и делаем что-то свое.

— Если бы крупный бренд своровал ваших персонажей, как вы отреагировали?

Алеша 4: Мы бы хайпанули.

Алеша 3: Мы как-то хотели подкинуть свои балаклавы в H&M, сфотографировать и сказать «Какого х** (хрена, — прим. Enter) здесь балаклава Алеши?»

— А сотрудничество не предлагали?

Алеша 3: Предлагали. Но, к сожалению, охранник не принимает таких решений.

— Мне показалось, что творчество Alesha Art с явным антиконсьюмерическим подтекстом — проект, сформированный Алешей-идеологом под влиянием англо-американской культуры в период его обучения. Вам не кажется, что эта творческая линия не релевантна российским реалиям?

Алеша 1: Вы правы, действительно, западная культура и период обучения за границей заложили предпосылки для творчества Alesha Art. А в России у людей практически нет денег, чтобы заниматься потреблением. Тут еще до этого не доросли.

Бабло, слава и благие намерения

— На вашем сайте в биографии указано, что у одного из участников Alesha Art режиссерское образование. Также вы сейчас делаете видео для своего YouTube-канала

Алеша 5: Мы даже получили премию за видео о себе (документальный фильм Why am I doing this получил первое место в номинации «Национальное кино» на XIV Казанском международном фестивале мусульманского кино, — прим. Enter).

Алеша 4: Бабки! С вычетом налогов примерно 87 000 рублей.

— На развитие Alesha Art деньги потратили?

Алеша 5: Один Алеша отдал долг другому Алеше.

Алеша 3: Часть выигрыша была потрачена на подготовку выставки в «Смене». Мало кто задумывается, сколько денег уходит на создание работ: сходите в художественный магазин и посмотрите, сколько стоят всякие красочки, масочки, маникюры.

Алеша 2: Планируем завести Patreon для сбора средств на материалы.

— Изменилась ли цель со времен создания первых работ под ником Alesha Art? Судя по видео, в начале пути вы были неравнодушны к идее улучшения городского пространства. Тогда же вы в интервью нашим коллегам говорили, что планируете создать музей под открытом небом.

Алеша 4: Музей под открытым небом невозможен, пока люди пи***т (крадут, — прим. Enter) работы. Ребята, их не надо пи***ть (красть, — прим. Enter).

Алеша 2: А про улучшение городского пространства Илья Варламов лучше расскажет.

— Окей, если эти цели больше не актуальны, то для чего сейчас вы делаете то, что делаете?

Алеша 1: Да блин, славы все хотят. Славы и бабла.

Алеша 4: Изначально все было весело и шутливо, а потом был первый донат и оп… Но это не исключает наших благих намерений. Не обязательно же только продавать, можно и фильтровать

Алеша 3: Резюмирую: филки крутятся, искусство мутится.

— Благие намерения в вашем понимании — это что?

Алеша 1: Ну к примеру, антиконсьюмеризм.

Алеша 4: Да и проект с урнами офигенный. Почему до такого раньше никто не додумался — вопрос.

Алеша 3: Теперь мы делаем розовые поребрики. Понемногу преображаем город: сегодня один поребрик, завтра — всю Казань.

Алеша 2: Еще чуть-чуть и в строительный бизнес ворвемся.

Персонаж из сна и взгляд со стороны

— Как вы совмещаете критику потребительства и откровенно коммерческую цель?

Алеша 4: Недавно я читал интервью с A.D.E.D. (творческое объединение, расшифровывается All day every day, — прим. Enter) и они там сказали хорошую фразу, что можно продавать свою работу за пять тысяч и шишку, а можно и за сто тысяч. Выбор делает каждый сам.

— Расскажите мифологию персонажей Alesha Art: кто это существо с зубами?

Алеша 5: Зубастик.

Алеша 1: Он приходит к нам во снах. Это бессознательное.

Алеша 4: Если вы посмотрите наши последние работы, то больше не найдете этого персонажа.

Алеша 3: Тот Алеша сейчас на принудительном лечении.

— Получается, что участник, который начинал проект, вышел из коллектива?

Алеша 3: Не знаю. Посмотрите наши новые работы и ответьте себе на вопрос, видите ли вы в них прежнего Алешу.

— Как вы считаете, ваши работы понятны зрителю?

Алеша 1: Мы с вами до начала интервью обсуждали рецензию на нашу выставку в «Смене». Вот наглядный ответ на ваш вопрос.

Алеша 2: Отличная иллюстрация взгляда типичного обывателя.

Алеша 4: Комментарии под материалом еще лучше.

— В таком случае, какую интерпретацию от зрителей вы ждете?

Алеша 1: На самом деле любую.

Алеша 4: Художник никогда не должен потакать зрителю. А если 18-летние девочки понимают, уже успех.

Алеша 1: Там, где символизм выражен ярче, работа понятнее. А где больше места для интерпретаций, зрителю сложнее. Бывает, что мы вообще никакого смысла в образ не вкладываем.

Алеша 2: Такая история была с зайцем — там такое насочиняли.

— Вам импонируют созданные зрителями мифологии?

Алеша 2: Как можно принять историю своего персонажа, которую за тебя придумал другой человек? Скорее, такие события заставляют чувствовать себя знаменитым: как будто про нас уже фанфики пишут.

Алеша 1: Какая разница, как к мифологиям относиться. Есть и есть.

Алеша 4: Отличный пример: у него (Алеша 1, — прим. Enter) дома висит картина с черепом. Но все почему-то там видят хрен с жопой.

— Один из вас когда-то говорил, что быть уличным художником в России сложно в силу неразвитого рынка. Тогда почему вы работаете в России и, в частности, бедной до стрит-арта Казани?

Алеша 1: Исторически сложилось, что здесь живет большая часть Алеш.

— Про различные функции маски вы уже много раз рассказывали другим медиа. Скажите, сейчас анонимность — часть образа Алеши или та же необходимость?

Алеша 4: Те же функции и сейчас сохраняются. Плюс, когда ты по выставкам гуляешь без маски, никто не пристает. Тебя просто не узнают. Все ходят, смотрят, а ты слушаешь, кто что говорит, и думаешь: «Я тебя найду».

— Когда вы находитесь в обществе без маски, часто становитесь случайными свидетелями обсуждений творчества Alesha Art?

Алеша 4: Как-то впереди меня шли дети и говорили о нашей документалке. Объясняли друг другу, что мусорить — плохо.

Алеша 5: При мне какие-то девочки обсуждали наши работы.

— Получается сохранять невозмутимость?

Алеша 1: Конечно. Хотя сложно сдержать улыбку, когда кто-то с тобой пытается обсуждать твои же работы.

Алеша 2: Ну а еще негативный фидбэк был от городских служб, когда с Булака вылавливали инсталляцию.

Вялое искусство и казанский стрит-арт

— В последнее время в Казани все чаще проходят городские активности, связанные со стрит-артом: фестиваль от объединения Uram, стрит-арт действие в ГСИ, в прошлом году фасады жилых домов оформляли Supernova. Как вы считаете, эти мероприятия вносят вклад в развитие уличного искусства Казани?

Алеша 4: Существенного вклада не вносят, но что-то делают. Может, кого-то они интересуют.

Алеша 2: Интересно, что с момента зарождения субкультуры граффити власть активно боролась с ней. А сейчас сами представители власти приглашают художников что-то разрисовывать. Активно появляющиеся школы граффити выступают маркером интеграции госполитики в субкультуру.

Алеша 4: Так власти оберегают улицы от гребаных чпокеров (теггеров, — прим. Enter). Эта интеграция нужна, чтобы фасады оставались чистыми.

— Как вы можете описать состояние развития искусства в Казани?

Алеша 5: В Казани все очень вяло.

Алеша 1: Искусство здесь мертвое. Вот футболистов нарисовали к чемпионату, а зачем это нужно?

— В чем причина пассивности?

Алеша 1: Я думаю, дело в том, что с такой деятельностью тяжело идти по жизни. Сложно свое творчество продавать: приходится либо рисовать футболистов, либо делать что-то свое и тратить личные деньги и время. Дальше некуда расти. Хотя вот Покрас Лампас, наоборот, показывает, что расти можно. Но х***о (некачественно, — прим. Enter) растется.

Алеша 4: В других странах и городах побольше есть рынок. У наших людей просто нет денег. Им надо о завтрашнем днем позаботиться.

Алеша 2: В Екатеринбурге и Самаре люди лояльно относятся к стрит-арту. В этих городах граффити даже называют стенографией. А полиция, которая всегда следит за чистотой стен, сейчас при виде работающих с баллончиками ребят просто проезжает мимо. Это связано с тем, что там есть история развития культуры граффити, которая берет свое начало еще в девяностых-нулевых. В Казани нет такой традиции.

— Как вы считаете, Alesha Art помогает развивать культурное пространство Казани? Есть ли у вас вообще такая цель?

Алеша 1: Я думаю, что все участники жаждут признания. Но по большому счету, творим для себя. А за последствиями просто интересно наблюдать.

Алеша 2: Многие люди самовыражаются тем, что просто пишут гадости на заборах. Своим творчеством мы показываем им, что с забором можно сделать что-то действительно интересное. Так наш коллектив задает человеку планку, чтобы он переплюнул сам себя, сделал что-то крутое, на что Алеша мог бы обратить внимание.

— Сейчас на улицах города часто можно встретить розовые поребрики с вашей подписью и графику одной линией на асфальте из чего-то, похожего на дорожную эмаль. Что за материал вы использовали и какое послание горожанам вы оставляете с помощью названных работ?

Алеша 4: Про материл — секрет. Если скажем, так все начнут делать. А идея является продолжением того же проекта с мусорками. Мы хотим, чтобы люди начали смотреть под ноги.

— В сквере на Бурхана Шахиди появилась ваша скамейка с мужским и женским манекенами. Как возникают такие проекты и где вы берете элементы для своих объектов?

Алеша 1: Всегда по-разному. Бывает, что к нам попадает материал, увидев который мы сразу понимаем, что из него можно сделать.

Алеша 4: Так было с манекенами и вешалками. Нам позвонили знакомые и спросили, не нужны ли нам такие предметы. Их было очень много. Тогда мы заперлись в студии и в итоге родили эти проекты.

Алеша 1: В наших работах сильно сквозит тема рынка: отношений, оборота идей и так далее. Но некоторым Алешам тема потребительства надоела. Поэтому для новых объектов, посвященных политической проблематике, мы хотим придумать другой ник.

— Как вы считаете, арт-объекты, представляющие собой политическое высказывание, просто очерчивают определенную проблему или могут повлиять на ее решение?

Алеша 4: Все искусство создано только для того, чтобы привлекать внимание к себе. Оно ничего не меняет, никакие проблемы не решает. Абсолютно бесполезная вещь.

Алеша 1: Я не согласен.

— Что вы думаете об истории с тегами на озере Кабан? Где, по-вашему, грань между искусством и вандализмом?

Алеша 4: На этот вопрос хорошо ответила девушка, которая в ГСИ работала (Луиза Низамова, — прим. Enter). Она сказала: «Отвалите от пацанов, они просто тегнули».

Алеша 1: Очень глупо и смешно обсуждать, что можно назвать уличным искусством. Ответ очень прост: все, что было нанесено на забор и не сводится, например, к надписи «Валя» и номеру телефона. Здесь важно, что искусством считает сам зритель, а не искусствовед.

Представитель власти разозлился, что конкретно его объект затронули. Только поэтому данный тег превратился в вандализм. Если бы объект не принадлежал озеру Кабан или на нем нарисовали то, что пришлось бы по вкусу Фишман-Бекмамбетовой, о вандализме не было бы и речи.

— Существует ли этика для стрит-артистов? Чего точно не должен позволять себе уличный художник?

Алеша 4: Уличный художник не должен портить фасад здания. Фасад сам по себе хорошо выглядит.

Алеша 3: Если человек готов нарисовать на своем доме то, что рисует на фасадах, и он убежден, что это улучшает внешнее пространство — тогда его деятельность оправдана.

Алеша 2: Представляете случай, когда человек разрисовал себе дом и очень доволен результатом, а окружающие думают: «Вот бедолага, вандалы ему дом испортили».

Алеша 4: Лучше бы наша администрация занималась проблемой неработающих ливняков. Они очень сильно засоряются листвой. Я устал мочить ноги во время дождя, а теги из пяти букв не создают никакой проблемы.

Изображения: Саша Спи

Смотреть
все материалы